Тарантино сотворил свой миф о Второй мировой, в котором гитлеровцы всего лишь недоразвитые кривляки с убогой психологией, не заслуживающей анализа
Подозрение в том, что каннская публика в этом году была малость не в себе, зародилось еще в дни Московского кинофестиваля. Посмотревшие триеровского «Антихриста» тогда насмешливо переглядывались и недоумевали: интересно, ну что же Канны здесь разглядели женоненавистнического? Может быть, уважаемые коллеги попросту перегрелись на средиземноморском солнышке? После «Бесславных ублюдков», «забуканных» за тоскливость и бездумье, последние сомнения отпали: каннские критики попросту утратили способность получать удовольствие от кино. Не высоколобого «профессионального», когда вглядываешься в очередную артхаусную бездну, а оттуда на тебя одна за другой выпрыгивают интерпретации, — но обычного, зрительского. Как в детстве, когда в зале стоит шум и свист, а твой одноклассник кричит: «Так его, так!» или всхлипывает, когда нашего застрелили.Сюжет «Бесславных ублюдков» можно пересказать в одной фразе, но мы этого делать не будем: если испортить человеку удовольствие от фильма, он наверняка обидится, подстережет в темном переулке и расквитается при помощи бейсбольной биты. И будет не то чтобы не прав. Так что придется многословно, зато без спойлеров. В оккупированной нацистами Франции свирепствует отряд еврейских диверсантов, возглавляемый американским лейтенантом Альдо Рейном (Питт). В целях устрашения «бесславные ублюдки», как они себя называют, не просто убивают гитлеровцев, но еще и скальпируют их. Параллельно с «Неуловимыми» свою тайную войну с фашизмом ведет чудом спасшаяся от карателей полковника Ганса Ланда (Кристоф Вальц) еврейская девушка Шошанна Дрейфус (Мелани Лоран). Пути мстителей пересекутся в парижском кинотеатре, доставшемся по наследству Шошанне, на премьере нового геббельсовского мегахита: там Шошанна будет вершить свою месть при помощи спичек, бензина и огнеопасной кинопленки, а «бесславные ублюдки» проведут террористическую операцию под кодовым названием «Кино».
Примерно тем же занят и сам Тарантино: расправляется с фашизмом средствами кинематографа. Ни спички, ни взрывчатка ему не нужны, хватает старого испытанного средства — смеха. Можно представить себе, наверное, кого-нибудь восторгающегося гитлеровцами в традиционных фильмах о войне: подтянутые, мужественные, суровые, страшные, пусть даже дьявольские, но — величественные. Совершенно невозможно представить себе кого-то, кто мог бы восхищаться нацистами Тарантино. Гитлер бьется в истерике. Геббельс кривит физиономию. Герой войны безуспешно пытается приударить за француженкой. «Охотник на евреев» Ганс Ланда носит в кармане курительную трубку размером с тирольский рожок и пытается разговаривать на американском английском. Понятно, что антифашистский месседж Тарантино не столь заметен на фоне Брэда Питта (о, с каким великолепным американским акцентом он произносит «Бон джорно!»), прекрасной Мелани Лоран (эпизод с песней Дэвида Боуи Cat People — лучший в фильме) и обычной для Квентина развлекухи — киноманских аллюзий и цитат («Белый ад Питц Палу» Георга Вильгельма Пабста встречается здесь не реже, чем спагетти-вестерны, а один из эпизодических персонажей, английский диверсант — так и вовсе кинокритик), киноманских же шуточек («я разговариваю по-немецки не хуже Носферату»), крови, расчлененки и диалогов в духе «лё биг-мак», которым отдана добрая половина фильма, причем беседы ведутся одновременно на трех языках, отчего становятся еще смешнее.
Но если вспомнить, что в том же году «Пальмовую ветвь» в Канне получил фильм Михаэля Ханеке о психологических истоках фашизма, нельзя не признать: Тарантино подошел к злободневному вопросу куда более радикально. Прекрасно понимая, что история есть не более чем миф, Тарантино сотворил свой миф о Второй мировой, в котором гитлеровцы — всего лишь недоразвитые кривляки, чья убогая психология попросту не заслуживает анализа. Нацисты у Тарантино не просто ублюдки, они бесславные ублюдки: жалкие, глупые, смешные, безобразные. Такими, если вспомнить, фашистов показывали пропагандистские фильмы времен войны, и примерно такими выглядели рейхсминистры в документальном фильме Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», казалось бы столь далеком от тарантиновских безобразий. Как раз таких нацистов, пожалуй, и стоило бы оставить будущему — и как раз такой финал каждый из нас, любой из нас мечтал увидеть с детства. Тарантино наконец подарил его нам, и наплевать, тянет фильм на шедевр или нет.
Ссылки
- «Ублюдков» Тарантино точно станет больше, 26.06.2009
- В Москву едут Майкл Манн и Квентин Тарантино, 05.06.2009
- Тарантино переделает «Ублюдков», 26.05.2009
- Тарантино готовит новый фильм, 12.05.2009
- «Бесславные ублюдки»: трейлер, 27.04.2009
- Крюгер и Швайгер идут к Тарантино, 02.09.2008
- Немецкая критика «Бесславных ублюдков» и эссе Татьяны Толстой, 28.08.2008
- Брэд Питт пошел в «ублюдки», 08.08.2008
- Тарантино взялся за «Ублюдков», 09.07.2008
КомментарииВсего:11
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451993
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343505
- 3. Норильск. Май 1269102
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897803
- 5. Закоротило 822323
- 6. Не может прожить без ирисок 783326
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760162
- 8. Коблы и малолетки 741365
- 9. Затворник. Но пятипалый 472373
- 10. ЖП и крепостное право 408070
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403622
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370952
И спасибо ему за это и за новый фильм.
Гитлер сотоварищи с квазидвойным и так далее дном (или доньями, хм?), честно говоря, утомили. Слишком много чести.