Джонни Депп все-таки не Роберт Де Ниро. Майкл Манн потратил два с половиной часа экранного времени, чтобы донести до нас эту нехитрую истину
На пресс-конференции в «Ритце» Майкл Манн пел осанну цифровым технологиям и видеокамерам Sony, по $6 тысяч штука. Они, мол, помогают добиться невероятного эффекта присутствия, а Манн хотел, чтобы его фильм про знаменитого бандита эпохи Великой депрессии зрители не смотрели как костюмное кино, а почувствовали бы себя прямо там, внутри 1930 года. С другой стороны, цифровые технологии позволяют экспериментировать с цветом и светом и добиваться точно тех колористических решений, которые режиссер придумал изначально. На словах это звучало хорошо — вдумчивый Манн вообще на каждый вопрос отвечал подробно и совершенно очаровал журналистов, простивших ему даже часовое опоздание на пресс-конференцию.Но на экране эксперименты классика с новыми технологиями выглядели… э-э-э… странновато. Вот идет, например, сцена в суде, и видно, как оператор суетится вокруг актеров: и за ухо им заглянет, и под мышку, камера подрагивает, в глазах рябит — сплошная «Догма», короче. Создает ли это эффект присутствия? Да ни на минуту. Потому что в кадре присутствует Джонни Депп, а вообразить себя в одном с ним пространстве — это никакого воображения не хватит. Перенестись в 1930 год куда проще.
Время от времени Манн принимается экспериментировать с цветом. Выглядит это почему-то всегда неожиданно. Словно режиссер поснимал-поснимал и вдруг вспомнил: картинку-то отфотошопить можно. И тут уж как развернется! Пустырь перед тюрьмой, а над пустырем небо такой химической синевы, что прямо слезы наворачиваются. Сад в цвету, по саду бежит бандит, а уж цветы такой неземной красоты, — просто «Запретное царство» какое-то. И тут уж, конечно, не до эффекта присутствия.
Интрига «Джонни Д.»… Кстати, простой зритель на полном серьезе воспринимает русское прокатное название как сокращение от Джонни Деппа, вовсе не заморачиваясь Джоном Диллинджером и его трагической судьбой. Так вот: интрига «Джонни Д.» заметно напоминает классическую манновскую «Схватку». Полицейский, вернее, суперагент возникающего на наших глазах ФБР Мелвин Первис (Кристиан Бэйл) гоняется за грабителем банков Джоном Диллинджером (Джонни Депп). Грабитель в финале погибает — не так, правда, эффектно, как Де Ниро в «Схватке». Там был незабываемый общий план, а в «Джонни Д.» ради все того же эффекта присутствия режиссер заставляет героя умереть на совершенно неромантичном крупном плане перед камерой, елозящей в нескольких сантиметрах от лица, измазанного ненастоящей кровью.
Никаких сложных и тонких отношений, никакой химии, никаких намеков на двойничество между героями Бэйла и Деппа даже не возникает. Каждый существует в своем пространстве, каждый дует в свою дуду. Надо отдать Манну должное — с актерами он и впрямь работает великолепно и даже из фантастически бездарного Бейла (которого мы тут на OPENSPACE.RU не устаем полоскать) выжимает и проблески мыслей, и некоторые эмоции. В роли Первиса Бэйл даже слегка пошевеливает лицевыми мускулами, а то я уж было решила, что ему в раннем детстве неудачно вкололи ботокс. Джонни Депп старается еще больше, но — увы и ах — роль эта совершенно не в его амплуа, как сказали бы в старом провинциальном театре.
При всем нашем уважении к создателю Джека Воробья, понятно, что играть Джонни Депп умеет ровно двух персонажей — романтичного юношу и забавного фрика. Буквально все его роли — это перепевы все тех же героев. И ровно то же самое он демонстрирует в «Джонни Д.», нисколько не сообразуясь с тем, что его герой был крутым и жестоким бандитом. Половину экранного времени Депп дает романтику, изображая нечеловеческую любовь к своей подружке-гардеробщице (Марион Котийяр). А половину — и это самые симпатичные эпизоды фильма — он шалит на манер Джека Воробья: распевает идиотские песенки, чтобы повеселить перепуганного заложника, шутит с журналистами на пресс-конференции в тюрьме, прогуливается забавы ради по полицейскому участку, все сотрудники которого убежали на спецоперацию по его поимке.
Диллинджер был своего рода Робин Гудом для американской публики, практически все эти смешные сцены действительно имели место в истории и выглядят очень органично. На сцене в суде, где матерый адвокат ловко отмазывает Диллинджера от всех прегрешений и выбивает для него кучу поблажек, зрительный зал просто стонет от смеха.
Но позвольте, это же Майкл Манн. Он снимает серьезный эпический фильм про «бандита 19 века, оказавшегося в веке 20-м». У нас же тут и сложная личность Джона Гувера — «политически я ему не симпатизирую, но не отрицаю, что он сделал очень важное и нужное дело, он создал ФБР». И процессы централизации, проходившие не только во властных структурах, но и среди бандитов: мафия, или, как тогда ее называли, Синдикат, сплачивается, переключается на законные виды деятельности и отказывается поддерживать романтического одиночку Диллинджера. «Сходные процессы централизации, — рассказывал Манн, — происходили в тридцатые и в Германии, и в России, и в Италии». Ну да, конечно.
Но в фильме все эти эпические темы существуют отдельно от Джонни Деппа. А когда Депп пытается все-таки соответствовать историческим реалиям, изображать крутого бандита и давать Роберта Де Ниро, начинается просто ужас. Депп хмурит бровки, надувает губки и выглядит обиженным на весь свет пожилым мальчиком. Что-то ошибся на этот раз Майкл Манн с кастингом.
КомментарииВсего:5
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3522848
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2367451
- 3. Норильск. Май 1275539
- 4. ЖП и крепостное право 1094757
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 899729
- 6. Закоротило 825184
- 7. Не может прожить без ирисок 796002
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 768262
- 9. Коблы и малолетки 746995
- 10. Затворник. Но пятипалый 482373
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 413860
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 376779
Не "Схватку" герои имитировали, и не героя "Пиратов Карибского моря" Депп изображал. Манн пытался подражать/заигрывать с самым кассовым фильмом последних лет - "Темным рыцарем". Поэтому у Диллинжера шрам на щеке. Поэтому в проекте "Бэтмен"-Бэйл задействован. Депп, кстати, Леджера хотел у Гиллиама заменить. В одном из эпизодов "Джонни Ди" Депп говорит шоферу "Ты что такой серьёзный?"