Оцените материал

Просмотров: 17932

От кризиса до кризиса: главное

Анна Арутюнова, Анастасия Палёнова, Анна Савицкая · 25/12/2008
Важнейшие события десятилетия на арт-рынке по версии OPENSPACE.RU

©  kultura-portal

От кризиса до кризиса: главное

1998. Первый миллион Кандинского на «Гелосе»


©  kultura-portal

От кризиса до кризиса: главное
В феврале 1998 года старейший московский аукционный дом «Гелос» отметил свое десятилетие юбилейными торгами. Главной сенсацией стала продажа портрета Нины Кандинской (1917) кисти Василия Кандинского за $1,1 млн (эстимейт 1—1,3 млн). Впервые на публичных торгах в России прозвучала столь крупная сумма, а продажа стала первой и последней открытой сделкой такого масштаба на отечественном арт-рынке. Самая дорогая работа художника на сегодняшний день — абстрактная «Фуга» 1914 года, проданная в 1990 году на аукционе Sotheby’s за $19 млн.

После аукциона 1998 года портрет еще не раз появлялся на рынке — уже в 2001 году его выставила галерея «Екатерина» на Антикварном салоне в ЦДХ в надежде получить за него тот же миллион. Тогда предложений о покупке не поступило. В конце концов портрет все-таки попал в одно из московских частных собраний и в 2005 году участвовал в персональной выставке Василия Кандинского в Музее личных коллекций.

1999. Неожиданные успехи Серебряковой на торгах Sotheby’s в Лондоне

©  Sotheby's

От кризиса до кризиса: главное
На фоне общего затишья на рынке искусства, последовавшего за кризисом августа 1998-го, настоящей сенсацией стала продажа «Портрета Невядомской» Зинаиды Серебряковой, выставленного Sotheby’s. Он превысил эстимейт в пять раз и ушел за £58,7 тыс. Желающие заполучить редкую на рынке живописную работу художницы устроили настоящую «войну ставок». Это сейчас цены на ее ню преодолевают отметку в £1 млн, но в ноябре 1999-го ее работу выставили с оценкой £12—18 тыс. Такого от не самой известной русской художницы начала ХХ века, к тому же большую часть времени проработавшей во Франции, никто не ожидал. На том же аукционе 18 ноября 1999 года со значительным превышением эстимейта была продана еще и графическая работа художницы. Оцененная в £7—9 тыс. «Лежащая обнаженная со светло-вишневой драпировкой» ушла в итоге за £31,7 тыс.

После этих двух невероятно успешных по тем временам продаж цены на Серебрякову стали расти, она вошла в число наиболее дорогих и востребованных русских художников, и ни одна русская неделя теперь не обходится без ее работ.

2000. «Супрематическая композиция» Малевича продана за $15,5 млн на Phillips

©  Phillips de Pury

От кризиса до кризиса: главное
11 мая 2000 года работа Казимира Малевича была продана в Нью-Йорке на аукционе Phillips за $15,5 млн — сумму и по нынешним временам внушительную, а тогда и вовсе баснословную. Появлению этой картины на аукционе предшествовала длинная, почти детективная история.

«Супрематическая композиция» входила в число работ, отобранных Малевичем для берлинской выставки 1927 года. Возвращаясь в Советский Союз, он принял решение оставить их на хранение в Германии, куда сам художник больше выехать не смог. Оттуда они сложными путями попали в коллекцию нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA). Лишь в 1993 году в музей обратились наследники Малевича в надежде заполучить работы. До суда дело не дошло: наследникам выплатили денежную компенсацию и вернули одну работу — ту самую «Супрематическую композицию», которая вскоре была выставлена на торги.

2001. Работы русских художников из коллекции супругов Смук принесли Phillips de Pury $8 млн

©  Phillips de Pury

От кризиса до кризиса: главное
Сменив владельца и название, аукционный дом Phillips de Pury вступил на рынок искусства с самыми серьезными намерениями. Улучив момент (в 2001 году как раз случился скандал, подмочивший репутацию Christie’s и Sotheby’s, которые, как оказалось, договаривались между собой о размере взимаемых с клиентов комиссионных), новый игрок представил покупателям коллекцию Марион и Натана Смук. Супруги собирали ее на протяжении многих лет, а после их смерти наследники приняли решение расстаться с шедеврами. В коллекции были представлены все главные течения ХХ века — фовисты, немецкие экспрессионисты, «парижская школа». Было в ней и двенадцать работ русских художников и скульпторов: Кандинского, Явленского, Сутина, Цадкина, Липшица, Габо и Певзнера. К немалому удивлению организаторов, они не затерялись среди вещей высокого уровня и принесли аукционному дому $8 млн.

2002. Коллекция русского искусства Инкомбанка ушла с молотка

©  Гелос

От кризиса до кризиса: главное
До кризиса 1998 года Инкомбанк был обладателем, пожалуй, самой полной и амбициозной корпоративной коллекции. Она включала западноевропейскую живопись и графику, русское искусство XIX — начала XX века, авангард и произведения современных художников. Но в 2000 году вследствие кризиса банк был объявлен банкротом, и коллекция на некоторое время перешла на хранение государству. Правда, задержалась там ненадолго: в 2002 году ее выставили на торги «Гелос». Наиболее значительную часть распродавали 13 апреля 2002 года — тогда с молотка ушли работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Александра Родченко, Франсиско Инфантэ и Олега Целкова.

Наибольший резонанс вызвала продажа трех картин Казимира Малевича — «Автопортрет», «Портрет жены» и знаменитый «Черный квадрат», все с отличным провенансом, из семьи художника. Первые две были проданы за $600 тыс. и $90 тыс. соответственно. А вот «Черный квадрат» 1913 года до аукциона так и не дошел — его выкупило государство за смешную, по слухам, сумму в $1 млн. Деньги на покупку предоставил Владимир Потанин, который передал картину впоследствии Эрмитажу.

2003. «Закат над бухтой Золотой Рог» Ивана Айвазовского преодолел рубеж в $1 млн

На торгах Russian pictures, организованных Sotheby’s в ноябре 2003 года, русское искусство заявило о себе в полный голос. Коллекция из 243 лотов, включавшая работы Поленова, Коровина, Судейкина, Гончаровой, была продана за $11,5 млн. Тогда же, впервые в истории аукционного бизнеса, холст Айвазовского «Закат над бухтой Золотой Рог» преодолел рубеж в один миллион долларов. За последние шесть лет работы художника смогли повторить и превысить этот рекорд еще 24 раза. Самая дорогая марина Айвазовского на сегодняшний день — «Американские суда у скал Гибралтара»; она была продана за $4,5 млн на аукционе Christie’s в июне 2007 года.

2004. Виктор Вексельберг приобретает коллекцию Фаберже Малькольма Форбса за $100 млн

©  Евгений Гурко

От кризиса до кризиса: главное
По многим параметрам эту сделку можно назвать сделкой десятилетия; по крайней мере, она недвусмысленно продемонстрировала серьезные намерения российских олигархов в отношении русского искусства. Опередив многих московских коллекционеров, собравшихся на апрельские торги в Нью-Йорк, основатель фонда «Связь времен» купил сразу все 190 лотов, включая девять императорских пасхальных яиц, за два месяца до аукциона. Предварительная оценка всей коллекции достигала $90 млн. Кстати, именно в 2004 году, будто специально на благо тех, кто озабочен возвращением «национального достояния» на родину, были приняты поправки, облегчающие процесс ввоза культурных ценностей в Россию.

2004. Зураб Церетели приютил первый московский Салон изящных искусств

Еще пять лет назад единственным смотром антикварных сил столицы был Салон в ЦДХ. Разнообразие в московскую жизнь решил внести швейцарец Ив Бувье, инициатор проведения первого Салона изящных искусств. В 2004 году Галерея искусств Зураба Церетели приютила под своей крышей главные силы западной антикварной торговли. Тогда в Москву приехали известные галереи: Marlborough Fine Art — специалист по искусству XX века; Maurice Segura, предлагавшая неискушенной московской публике мебель и декоративное искусство из знаменитых коллекций; и парижская De Jonckheere с первоклассными работами старых мастеров. Последняя, к слову, продержалась на Салоне дольше всех — до 2007 года, а Maurice Segura и вовсе ограничилась приветственным визитом. В 2005 году Салон перебрался в более вместительный Манеж, а среди участников были замечены и первые ласточки из числа местных антикваров — «Старые мастера», «Магнум-Арс» и Aurora Russian Fine Art Investments. Швейцарскому бизнесмену Иву Бувье удалось поставить Москву на карту мировой антикварной торговли и даже воспитать новое поколение коллекционеров. Салон набирает всё большие обороты, а среди участников встречаются и перебежчики с «Арт-Москвы».

2005. Новые силы русского арт-рынка: открыт фонд Aurora Fine Art Investments

©  Artinfo

От кризиса до кризиса: главное
В 2005 году русское искусство было на пике популярности, и ни у кого уже не вызывало сомнений, что оно может приносить прибыль. Именно тогда появился первый (и до сих пор единственный) в России инвестиционный арт-фонд Aurora Fine Art Investments. Его учредителем стал российский олигарх Виктор Вексельберг, уже прославившийся покупкой собрания Форбса. Офисы российского фонда находятся в Нью-Йорке и Лондоне, и лишь недавно был открыт шоу-рум в московском отеле Ritz-Carlton. В 2005—2006 годах фонд совершил целый ряд крупных покупок на аукционах, а позже начал приобретать вещи напрямую у владельцев. Известно, что фонд потратил уже свыше $100 млн на живопись и антиквариат, а говорить о прибыли все еще рано. Теперь, когда развитие цен на русское искусство малопредсказуемо, трудно прогнозировать и дальнейшую судьбу арт-фонда.

2006. В Москве появился «Винзавод»

©  Евгений Гурко

Вид на инсталляцию Ильи Кабакова «Туалет» (2008) на «Винзаводе»

Вид на инсталляцию Ильи Кабакова «Туалет» (2008) на «Винзаводе»

Всего пару лет назад никакого «Винзавода» не было и приходилось совершать утомительный рейд по галерейным пространствам, разбросанным по Москве. На территорию «Винзавода» один за другим переехали все главные игроки современного русского искусства — «Риджина», «Айдан», XL, M&J Gallery; к ним присоединились новые силы — «Проун», Photographer.ru и «Победа». Несмотря на малоприятное соседство с вокзалом, это обязательный пункт в программе любого коллекционера, приезжающего в Москву.

Первый масштабный проект прошел здесь зимой 2007 года. На выставке «Верю», в качестве куратора которой выступил Олег Кулик, было очень холодно и согреть могло лишь вино, сочившееся прямо из потолка. Сегодня «Винзавод» — это царство «белых коробок» (часть которых спроектирована Александром Бродским) и современного искусства, любовь к которому продемонстрировала толпа, захватившая территорию во время майской ночи музеев.

2007. Sotheby’s и Christie’s открывают представительства в Москве

Приход в Россию крупнейших в мире аукционных домов для отечественного арт-рынка все равно что аттестат зрелости. Sotheby’s, осваивающий российский рынок искусства активнее своего главного конкурента, открыл московский офис накануне летней русской недели в Лондоне. В мае в Историческом музее показали топ-лоты аукционов русского искусства (включая вторую половину ХХ века), импрессионистов и современного искусства. Всего 28 работ с предварительной общей оценкой £40—60 млн. Осенью об открытии представительства объявил Christie’s и провел в доме Пашкова не менее масштабную выставку топ-лотов сразу четырех аукционов: «Старых мастеров» и «Русского искусства» в Лондоне, «Импрессионистов» и «Современного искусства» в Нью-Йорке. Представительства продолжают успешно работать (правда, Christie’s так и не обзавелся полноценным офисом), предаукционные выставки стали регулярными и более разнообразными. Но на следующий шаг — проведение торгов в Москве — при существующем законодательстве о ввозе-вывозе произведений искусства не решается ни один аукционный дом.

2007. Игорь Маркин открыл свой музей актуального искусства ART4.RU

©  Илья Колесников

Коллекционер и владелец музея ART4.RU Игорь Маркин

Коллекционер и владелец музея ART4.RU Игорь Маркин

Первого июня 2007 года в Москве по адресу Хлыновскиий тупик, дом 4 открылся первый частный музей актуального искусства. На столь смелый шаг решился предприниматель и коллекционер Игорь Маркин, сделавший состояние на продаже пластиковых окон. Учитывая, что Москва не избалована музеями современного искусства, появление частного музея — большое событие. Проделав бюрократические препоны и бумажную волокиту, Игорь Маркин сделал современное искусство доступным каждому — повесил работы в хаотическом порядке, а вступительную статью к каталогу заказал жж-юзеру viketz. За полтора года здесь прошли крупные выставки, конкурс на памятник Борису Ельцину, а на подходе вручение второй премии «Ты художник!». Правда, в идиллическую картину внес коррективы текущий экономический кризис. Выставочная деятельность приостанавливается, а после Нового года музей будет работать только раз в неделю.

2008. Кабаков, Гончарова и Малевич на вечерних торгах мирового искусства

©  Phillips de Pury

Илья Кабаков. Жук. 1982

Илья Кабаков. Жук. 1982

Имена русских художников на аукционах мирового искусства, конечно, не новость. Однако на самых престижных вечерних торгах они до сих пор не появлялись. Череду рекордов 2008 года открыла работа Ильи Кабакова «Жук», ушедшая за £2,9 млн на вечерних торгах современного искусства Phillips de Pury 28 февраля. В июне самой дорогой художницей в мире стала Наталья Гончарова. Ее футуристические «Цветы» были проданы на вечернем аукционе импрессионистов и модернистов Christie’s за £5,5 млн. Наконец, на ноябрьских торгах импрессионистов и модернистов Sotheby’s в Нью-Йорке рекордную для русского искусства сумму заплатили за «Супрематическую композицию» Казимира Малевича. По словам главы московского отделения Sotheby’s Михаила Каменского, планка в $60 млн будет преодолена еще не скоро.

Рейтинги других разделов OPENSPACE.RU:
Важнейшие события десятилетия в кино по версии OPENSPACE.RU
Cамые драматические мгновения арт-десятилетия по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие альбомы десятилетия в отечественной музыке по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в академической музыке по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в литературе по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в театре по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в медиасфере по версии OPENSPACE.RU

КомментарииВсего:1

  • Jeniok· 2009-01-02 23:27:01
    К Кабакову приплюсовал бы еще Эрика Булатова.
Все новости ›