Оцените материал

Просмотров: 2296

Крестики-нолики

Анна Савицкая · 07/08/2008
Листая аукционные каталоги, обратите внимание на неприметные значки, заботливо расставленные рядом с номерами лотов: иначе рискуете купить кота в мешке
Крестики-нолики
Покупать произведения искусства на аукционах — дело нелегкое. Это только на первый взгляд все просто: объявляется лот, называется стартовая цена, участники в зале и по телефону начинают торговаться. Мелькают таблички, и вот — максимальная ставка, стук молотка, и лот продан. Однако в реальности все несколько сложнее. Коллекционера на его тернистом, пусть и увлекательном пути подстерегает немало опасностей. И не только очевидных — например, риск купить подделку или в ажиотаже заплатить за работу заведомо больше ее рыночной стоимости. Кроме этого имеется множество почти бюрократических сложностей.

Взять хотя бы стартовую цену. Как известно, это весьма условная сумма, с которой начинается торг. Обычно все выставленные на аукцион лоты имеют резервную цену — ту, ниже которой работа не может быть продана. Чаще всего эта цена совпадает с нижней границей эстимейта. Когда резервной цены нет, лот отмечается знаком 1. Но бывает, что продавец и аукционный дом заключают соглашение, по которому владелец предмета получает определенную сумму, даже если лот не продан, — своего рода утешительный приз. Такие «гарантированные» лоты в каталогах Sotheby’s отмечаются кружком 2.

Впрочем, неопределенность минимальной цены предмета еще полбеды. Опаснее те метаморфозы, которые могут произойти с аукционной ценой, или пресловутой hammer price. Покупателю в любом случае придется заплатить значительно больше той суммы, которая была названа в ходе торгов — к ней обязательно прибавятся комиссионные, которые могут составлять 12—25%.

Нельзя забывать и о налогах, прежде всего о налоге на добавленную стоимость (НДС). В большинстве случаев он составляет 17,5% от аукционной цены (hammer price) и суммы комиссионных. Его действие распространяется на лоты, отмеченные в каталогах Sotheby’s и Christie’s знаком креста 3. Если символа нет, налогом облагается только чистая прибыль аукционного дома, то есть комиссионные, и платить его будет именно покупатель.

Еще сложнее обстоит дело с предметами, ввезенными в страну, где проводятся торги. Так, если произведение искусства прибыло из страны, не входящей в Евросоюз на условиях временного ввоза, НДС взимается с покупателя по стандартной схеме. Такие лоты отмечены знаками в каталогах Sotheby’s и * в каталогах Сhristie’s. (Кстати, непонятно, зачем каждый аукционный дом использует собственную систему обозначений, если принципы налогообложения одни и те же.) Но бывает, что предметы ввезены в страну для продажи (отмечены в каталогах Sotheby’s символом из двух ромбиков 4), а значит, неизвестно, отправятся ли они после аукциона домой, останутся ли в стране, где он проходил, или продолжат свое путешествие. В этом случае покупатель не только платит гораздо более внушительный налог, но и получает массу дополнительных проблем с перевозкой работы.

Кроме налоговых премудростей, на окончательную цену произведения искусства может повлиять и действующее в стране, где проводятся торги, законодательство об авторском праве — так называемом droit de suite (франц. «право следования»), по которому при публичной перепродаже произведения искусства автор имеет право на получение от продавца вознаграждения. По российскому закону об авторском праве всякий раз, когда произведение продается по цене, превышающей предыдущую на 20%, автор получает 5% от суммы сделки. Это право затем переходит к наследникам и действует достаточно долго — около 70 лет после смерти художника. Аукционные дома и эти затраты перекладывают на плечи покупателя, поэтому, приобретая лоты, отмеченные специальным знаком, надо быть готовым к тому, что придется заплатить еще и авторский гонорар, который может составлять от 0,25 до 4%. Наибольшую изобретательность аукционные дома проявили именно в отношении символа, обозначающего такие лоты: буквально у каждого аукционного дома он свой. Так, у Sotheby’s это белый крестик в черном круге 5, у Christie’sλ; Stockholms Auktionsverk использует для обозначения букву D, Dorotheum отмечает свои лоты звездочкой *, а MacDougall’s и вовсе знаком параграфа §.

Вообще аукционисты, как оказалось, люди коварные и с фантазией. Создается впечатление, что все эти изыски были придуманы лишь с одной целью — окончательно запутать потенциального покупателя. Иначе как объяснить, что Christie’s обозначает астериском лоты, импортированные из стран, не входящих в ЕС, Dorotheum — предметы, на которые распространяется право следования, Sotheby’s — лишь те работы, в отношении которых есть сомнения в указанном авторе. Проще говоря, если в каталоге вы видите Айвазовского «со звездочкой», будьте внимательны и не поленитесь узнать, чем же вам это грозит.

1
Крестики-нолики
Нет резервной цены
2
Крестики-нолики
Гарантированные лоты
3
Крестики-нолики
Лот облагается НДС в размере 17,5% от аукционной цены и суммы комиссионных
4
Крестики-нолики
Лот ввезен в страну для продажи
5
Крестики-нолики
Droit de suite

 

 

 

 

 

Все новости ›