Оцените материал

Просмотров: 8294

Все идет по плану

Джон Вароли · 12/11/2008
Кризис, кажется, не затронул самых влиятельных игроков арт-рынка — в Петербурге открывается первый частный музей, галерея «Школа» расширяет бизнес, а Мария Байбакова делает ставку на молодых русских художников

©  Евгений Гурко

Все идет по плану
Всего три месяца назад небо над Россией было безоблачно, и если кое-кто и поговаривал о дожде, то только о золотом. В августе здесь «отметили» десятилетие дефолта, и, казалось, ничто не предвещало повторения катастрофы. Но, как это часто бывает, ни с того ни с сего все вдруг начинает идти наперекосяк. Сегодня слово «кризис» на устах у всех, и он, подобно ангелу смерти из Книги Исхода, рыщет по улицам и карает одних банкротством, других — сокращением штатов.

Прошедшие за последние шесть недель аукционы Christie’s и Sotheby’s в Лондоне и Нью-Йорке, на которых продавались работы импрессионистов и модернистов и современное искусство, показали, что мир искусства весьма уязвим для финансового кризиса. В Москве все не менее плачевно. Как сказал мне один знакомый, занимающийся корпоративной спонсорской поддержкой культурной деятельности, «компании пересматривают все свои планы и проекты».

«Пересмотр», разумеется, может означать все, что угодно, и вовсе не обязательно подразумевает полный отказ от намеченных планов. Как при любом кризисе, сейчас есть и победители, и проигравшие. Конечно, многие богатые россияне потеряли значительные суммы, но другим смутное время, наоборот, помогло заработать, или же у них все еще достаточно наличных, чтобы переждать бурю. Вот несколько важнейших художественных инициатив и проектов, которые, хоть и не защищены полностью от кризиса, все же планируют двигаться дальше.

Галерея «Школа»

©  Евгений Гурко

Все идет по плану

В последние два с половиной года галерея «Школа» прославилась как единственный в России продавец мастеров импрессионизма и модернизма. В основном благодаря стараниям владельцев галереи интерес российских коллекционеров к такого рода произведениям искусства значительно вырос. Теперь же «Школа» намеревается донести до олигархов еще и современное искусство. «Начиная с весны мы хотим пристальнее сосредоточиться на международном современном искусстве и ищем для этого более крупную площадку в центре города, — сказала Ринальдина Власова, директор «Школы». — Мы будем продавать Херста, Уорхола, Кунса. В Москве этого пока никто не делает. Времена сейчас сложные, но не у всех россиян плохо с деньгами — мы видим и таких, кто по-прежнему хочет покупать. Наша клиентская база меняется, приходят новые люди, которых мы раньше не знали, и у них есть наличные средства. Сейчас прекрасное время для покупок, поскольку конкуренция невысока».

«Школа» продолжит сотрудничать с Эзрой Човаики из Нью-Йорка, который расстался со своим бизнес-партнером Любой Мосионжник. У «Школы» есть полезные контакты с русскими коллекционерами, которые хотят покупать, а у Човаики — с американцами и европейцами, которые хотят продавать. «Россия, разумеется, наиболее важный для нас рынок, и это место с наибольшим потенциалом роста, — уверяет Човаики. — Не подлежит сомнению, что искусство сейчас течет с Запада на Восток. Американцы и европейцы продают».

Стелла Кесаева

Невзирая на кризис, Стелла Кесаева, коллекционер русского современного искусства и жена русского миллиардера Игоря Кесаева, говорит, что намерена реализовать свои планы и открыть музей современного искусства в Москве, в автобусном гараже, построенном в 1920-е годы Константином Мельниковым. Гараж площадью 11 тысяч квадратных метров расположен неподалеку от Казанского вокзала, но в данный момент здание используется муниципальной автобусной компанией.

Предварительно решено открыть музей в 2014 году, и изначально здесь будет выставлено искусство из коллекции Кесаевой (в ней около шестисот работ, в основном русское послевоенное искусство). Музей будет совместным частно-государственным предприятием, и помимо него в здании будут располагаться первая российская академия современного искусства и концертный зал. «Стыдно, что в такой большой и богатой стране, как Россия, до сих пор нет своего музея типа Pompidou или MoMA», — сказала Кесаева.

Санкт-Петербургский музей послевоенного русского искусства

В Санкт-Петербурге еще одна осетинская семья захватила лидерство в сфере современного искусства, которая в этом городе не отличается оживленностью. Аслан Чехоев и его жена Ирина говорят, что по-прежнему планируют открыть свой музей послевоенного русского искусства на Васильевском острове. Это будет первый частный художественный музей в северной столице. Чехоев в последние годы занимался тем, что покупал на аукционах Sotheby's и MacDougall's, и сейчас в его коллекции примерно 130 работ, в том числе произведения Михнова-Войтенко, Целкова, Штейнберга, Шварцмана, Васильева, Ситникова, Кулика и Мамышева-Монро.

Музей Чехоева займет площадь примерно в 500 квадратных метров на трех этажах в здании XIX века, расположенном на пешеходной улице рядом с метро «Василеостровская». До того как началась реконструкция, здесь были коммуналки, сохранившиеся еще с советских времен. Так что размещение коллекции русского нонконформизма в таком пространстве вполне уместно.

Aurora Fine Art Investment

Aurora Fine Art Investment, русский фонд инвестиций в искусство, подконтрольный Виктору Вексельбергу, завершил свой долгожданный переезд в отель Ritz Carlton на Тверской улице. Наиболее впечатляющие экспонаты коллекции — серебро Фаберже, императорские табакерки, утонченные эмали — выставлялись на московском Салоне изящного искусства в конце мая. Но как оказалось, подобных образчиков в коллекции еще очень и очень много. Когда я несколько недель назад посетил фонд, десятки произведений декоративно-прикладного искусства уже стояли в выставочных витринах, мне же посчастливилось наблюдать, как шедевр Бориса Григорьева «Бретонка» и множество других полотен доставали из упаковочных ящиков.

В принадлежащем «Авроре» выставочном зале площадью 1000 квадратных метров можно увидеть и лучшие образцы русской живописи, и превосходные предметы декоративно-прикладного искусства. Официально ни один из экспонатов не продается. Разве что вы действительно хотите что-то купить и у вас есть на это деньги. В таком случае представители «Авроры» будут счастливы с вами побеседовать.

«Аврора» использует специальную маркетинговую стратегию для максимального увеличения прибыли. Вместо того чтобы продавать сотни принадлежащих фонду работ по отдельности, их сгруппировали в несколько коллекций, каждая из которых продается целиком за десятки миллионов долларов. «Ценность будет больше, если предметы будут храниться вместе, как в эстетическом плане, так и в плане их исторической значимости», — сказал Андрей Ружников, партнер-распорядитель фонда.

Baibakov Art Projects

Поначалу сценой современного искусства в России заправляли жены новых русских бизнесменов, открывая галереи, фонды и художественные центры. Теперь подросли их дети, чьи амбициозные планы могут серьезно изменить мир искусства.

Самый новый художественный фонд в России — детище Марии Байбаковой — 23-летней дочери Олега Байбакова, бывшего руководителя «Норильского никеля» и близкого приятеля миллиардера Михаила Прохорова. 12 декабря стартует Baibakov Art Projects, и первым проектом фонда станет выставка молодых российских художников на шоколадной фабрике «Красный Октябрь». «Кризис действительно повлиял на мои планы, в том смысле, что я очень обеспокоена контекстом, в котором воспринимают искусство, — сказала Байбакова. — Запуск выставочного пространства в переломное время требует смелости, и я думаю, что сейчас, когда происходит переоценка ценностей, современное искусство может привлечь к себе даже больше зрителей, чем обычно».

В отличие от многих женщин-самоучек, ставших первопроходцами российской сцены современного искусства за последнее десятилетие, Байбакова получила художественное образование и обладает профессиональным опытом в области искусства. Она училась в Колумбийском университете в Нью-Йорке и Институте Курто (Courtauld Institute) в Лондоне и провела несколько лет, работая в аукционных домах и галереях, а также в роли частного консультанта и куратора. В июне она устроила групповую выставку русского искусства в Paradise Row Gallery в Лондоне, где выставлялся, в частности, Гоша Острецов. 6 ноября в московской Diehl + Galerie One Мария с Кристиной Штейнбрехер открыли Laughterlife 2 — групповую выставку художников из России и Средней Азии. «На стадии разработки еще очень много проектов, которые я в данный момент не готова обсуждать, — сказала Байбакова. — Мои планы долгосрочны, и я намереваюсь открывать выставки каждые два-три месяца».

Свежие новости из «Гаража»

©  Евгений Гурко

Все идет по плану

В прошедшие недели СМИ жадно спекулировали на слухах, что империя Романа Абрамовича потеряла чуть ли не 20 миллиардов долларов и Центр современной культуры «Гараж» под руководством Даши Жуковой может быть выселен Федерацией еврейских общин. Последнее утверждение всего лишь слухи, и, как сообщили мне представители центра, «Гараж» несется вперед на всех парах. «Гараж» не арендует площадь у русско-еврейской организации — они связаны «эксплуатационным соглашением». Однако Эрика Болтон заметила, что в будущем возможна постройка нового здания: «Наша программа развивается, как и планировалось; в частности, в этом месяце намечается выездной проект, а в начале следующего года — крупная выставка работ из коллекции Франсуа Пино».

Разумеется, все вышеупомянутые проекты были начаты до того, как кризис замаячил на горизонте. Истинными жертвами кризиса окажутся десятки потенциально блестящих или не особенно блестящих арт-проектов, которые так и останутся на стадии замысла. Это может значить лишь то, что 2009 год будет не столь оживлен и богат событиями, как мы ожидали всего несколько месяцев назад. Но нам, пережившим девяностые, уже ничего не страшно.

Перевод с английского Яны Токаревой


Еще по теме:
Анна Савицкая. Вся надежда на Фрейда
Christie’s против кризиса
Анна Арутюнова. Кризис во время Frieze

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›