Оцените материал

Просмотров: 27428

Вся надежда на Фрейда

Анна Савицкая · 21/10/2008
Оптимистичные прогнозы специалистов аукционных домов не способны скрыть очевидный факт: финансовый кризис наконец дошел и до рынка искусства

©  Christie’s

 Питер Дойг. Красный дом. 1995-1996. Холст, масло. 200х249,8

Питер Дойг. Красный дом. 1995-1996. Холст, масло. 200х249,8

Прошедшие на минувшей неделе торги современного искусства в Лондоне, традиционно приуроченные к ярмарке Frieze, провальными назвать нельзя. Основные топ-лоты проданы, но это ничто по сравнению с былым великолепием.

©  Artinfo

 Герхард Рихтер. Абстрактная картина (красное). Ок. 1976. Холст, масло. 200х140

Герхард Рихтер. Абстрактная картина (красное). Ок. 1976. Холст, масло. 200х140

Октябрьские аукционы современного искусства в Лондоне, прошедшие на разгар кризиса, должны были стать проверкой арт-рынка на прочность. Сентябрьский успех Дэмиена Хёрста позволял надеяться, что экономические трудности обойдут рынок искусства стороной. Когда котировки продолжили падать, весь мир арт-бизнеса застыл в ожидании: затронет ли падение акций рынок искусства. Особенно рискованным в нынешней ситуации выглядело решение гарантировать ряд лотов. У Sotheby’s таких работ было более половины, а у Christie’s — более трети.

Накануне торгов было ощущение, что аукционные дома всеми силами стремятся сохранить хорошую мину при плохой игре, привлекая собственные финансовые средства для того, чтобы заполучить работы самых дорогих современных художников на свои аукционы. Sotheby’s вел себя наиболее осторожно: общий эстимейт вечерних торгов 17 октября составлял £30,6—42,8 млн, что в целом соответствовало результатам прошлогодних октябрьских торгов (тогда в Лондоне было выручено £34 млн). Организаторы торгов не стремились прыгнуть выше головы, поэтому в итоге им удалось выручить приличную сумму в £22 млн и продать 72% выставленных работ. Впрочем, сенсаций не было — самыми дорогими стали «Черепа» Энди Уорхола (£4,4 млн) и «Абстрактная картина (красное)» Герхарда Рихтера (£2,9 млн). Кстати, именно эти работы были в числе гарантированных лотов, и здесь Sotheby’s не прогадал, хотя они и ушли ниже эстимейта. Сравнительно удачный исход торгов связывают с тем, что в последний момент аукционный дом существенно снизил резервы. Эстимейты некоторых работ также были достаточно осторожными; так, работы Дженни Савилль и Энтони Гормли, скромно оцененные в пределах £350—450 тыс., легко превысили отметку в полмиллиона.

©  Sotheby’s

 Энди Уорхол. Черепа. 1976. Холст, акрил, шелкография, тушь. 38,1х48,2

Энди Уорхол. Черепа. 1976. Холст, акрил, шелкография, тушь. 38,1х48,2


Менее внимательным к изменениям экономической

©  Christie’s

 Лючио Фонтана. Пространственный концепт. Конец Бога. 1963. Холст, масло. 177,6х122,5

Лючио Фонтана. Пространственный концепт. Конец Бога. 1963. Холст, масло. 177,6х122,5

обстановки оказался главный конкурент Sotheby’s. Очевидно ориентируясь на прошлые результаты (£39 млн в октябре 2007-го), Christie’s переоценил свои силы. От аукциона 19 октября ожидали невиданного успеха: по самым скромным подсчетам, £57 млн. В итоге продать удалось чуть более половины работ на общую сумму £31,9 млн. Зато топ-лоты, среди которых работы Ричарда Принса, Виллема де Кунинга и Питера Дойга, были проданы по более внушительным ценам, чем у Sotheby’s.

«Пространственный концепт. Конец Бога» Лючио Фонтана продан за £9 млн (правда, ожидалось как минимум 12), «Портрет Фрэнсиса Бэкона» Люсьена Фрейда ушел за £5,4 млн, а «Две Мэрилин» Энди Уорхола — за £3,7 млн. Наиболее впечатляющей, безусловно, кажется сумма, выплаченная за «Портрет Бэкона» (хотя Люсьен Фрейд и самый дорогой из ныне живущих художников, но и £5 млн за неоконченную работу нешуточная цена).

Phillips de Pury, чей аукцион современного искусства прошел 18 октября, ничего не гарантировал владельцам и не снижал резервных цен. Этот аукционный дом пошел

©  Christie’s

 Лусьен Фрейд. Портрет Фрэнсиса Бэкона. 1956-1957. Холст, масло, рисунок углем. 35,5x35,5

Лусьен Фрейд. Портрет Фрэнсиса Бэкона. 1956-1957. Холст, масло, рисунок углем. 35,5x35,5

самым очевидным путем — представил менее примечательную коллекцию со сравнительно низкими эстимейтами. Вырученная сумма в £5 млн смотрится смехотворно и на фоне конкурентов, и по сравнению с нижней границей предварительного эстимейта — £18,6 млн. К тому же работы Такаши Мураками (предварительная оценка £3,5—4,5 млн) и Джоан Митчелл (£2—3 млн) не были проданы. Самыми дорогими стали «Цветы» Энди Уорхола — £735,7 тыс. Акцент на торгах Phillips de Pury был сделан на работы менее известных и не слишком дорогих художников. В результате ни один из лотов не перешел отметку в один миллион фунтов.

В пострелизах прошедших торгов аукционные

©  Phillips de Pury

 Джоан Митчелл. La Grande Vallée, XIII . 1983. Холст, масло. 279х200

Джоан Митчелл. La Grande Vallée, XIII . 1983. Холст, масло. 279х200

дома, разумеется, держат марку: сообщается о новых ценовых рекордах и даже росте объема продаж по сравнению с прошлым годом. Однако с сухими цифрами не поспоришь. Очевидно, что цены придется корректировать в соответствии с новой экономической ситуацией, и впредь заставить коллекционеров выложить десятки миллионов за работы современных художников будет сложнее, если вообще возможно. Однако в нынешнем положении есть и свои плюсы. Баснословные суммы, за которые продавалось современное искусство еще весной, наводили на мысль, что цены на арт-рынке перегреты. Возможно, столь болезненные удары пойдут арт-рынку, как и всей экономике, на пользу.


Еще по теме:
Кризис во время Frieze

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›