Оцените материал

Просмотров: 20791

Парижские галеристы полюбили Косолапова

Анастасия Старовойтова · 15/04/2008
Выставки русских художников в Париже не редкость. Особым расположением в последнее время пользуется Александр Косолапов

©  Александр Косолапов. Мальборо Малевич. 1987. Холст, акрил. 41 х 76. Эстимейт £15-20 тыс.

Парижские галеристы полюбили Косолапова
Превращение соц-арта в успешную торговую марку вполне состоялось, осталось укрепить интернациональный статус бренда. До сих пор международный интерес к этому явлению был сосредоточен в Нью-Йорке — там живут мастера-основатели: Виталий Комар и Александр Меламид, Леонид Соков. Вторым таким центром стал Лондон, где Sotheby’s уже во второй раз проводит Russian Contemporary Sale.

Париж до недавнего времени меньше всего ассоциировался с этим искусством, но после скандально известной выставки в фонде Maison Rouge французы не только заговорили о соц-арте, но и начали его покупать. И если судить по галерейным выставкам, особым расположением здесь пользуется Александр Косолапов. Строго говоря, его нельзя назвать ни отцом — основателем соц-арта, ни лидером аукционных продаж, но именно к нему благосклонны французские коллекционеры и именно его знаковая скульптура «Микки и Мини. Рабочий и колхозница» из собрания фонда «Екатерина» встречала посетителей выставки в Maison Rouge. Скульптура тут же сообщала посетителю правильное настроение: все будет грандиозно, в бронзе или маслом на двухметровом холсте — но с улыбкой. На выставке под работы Косолапова было отведено ползала, а владельцы и сотрудники фонда говорили о нем как о живом классике и авторе символа соц-арта — «Ленин Coca Cola».

©  Александр Косолапов. Когда я был маленьким, я боготворил Сталина. Холст, масло. 122.5 х 122. Эстимейт £15-20 тыс.

Парижские галеристы полюбили Косолапова


©  Александр Косолапов. Без названия. 1985. Холст, масло. 92 х 112. Эстимейт £15-20 тыс.

Парижские галеристы полюбили Косолапова


Трудно сказать, что именно в образах Александра Косолапова так созвучно местному менталитету. Возможно, это свободное жонглирование знаками двух чуждых французам систем: авторитарной политической системы бывшего СССР времен «железного занавеса» и сугубо потребительской системы США. Действительно, голова Микки неплохо смотрится на торсе вождя революции. Сам Александр Косолапов говорит, что этот удачный гибрид родился случайно — просто нашел дома бронзовую скульптурку Ленина и привинтил к ней идеально подошедшую по размеру мордашку Микки Мауса. По неосуществленному замыслу художника, все бронзовые памятники советских лет должны были бы подвергнуться аналогичной художественной экзекуции — на их тела следовало надеть головы героев разнообразных комиксов.

Любопытно, что консервативные парижские коллекционеры, которых так трудно сподвигнуть на приобретение нового, а тем более иностранного, быстро признали художника и стали покупать. На парижской ярмарке FIAC, прошедшей в октябре, галерея Гельмана продала со стенда работу «Молотов-коктейль». На ней изображена рука с банкой кока-колы, из которой вырывается пламя. Опять же в Париже в бельгийскую частную коллекцию за €50 тыс. была продана уже упомянутая скульптура «Микки и Мини. Рабочий и колхозница».

©  Александр Косолапов. Времена года – Слава КПСС. 1975. Месонит, масло. 81 х 70.5. £24 тыс.

Парижские галеристы полюбили Косолапова


©  Александр Косолапов. Моя кровь. 2003. Холст, масло. 95.2 х 178. £24 тыс.

Парижские галеристы полюбили Косолапова


Не так давно персональная выставка бронзовых скульптур Косолапова прошла в одной из ведущих парижских галерей современного искусства Vallois. Из 15 выставленных скульптур было продано 6. По парижским меркам, это много, тем более если речь идет о первой персональной выставке художника во Франции. В первую очередь были проданы бронзы «Венера Газпром», встречавшая гостей веселым огоньком из божественного уха, «Микки Ленин», «Микки Малевич» и другие. Галерейные цены на работы Косолапова в Париже выше стартовых оценок на предстоящих торгах Sotheby’s, которые, кстати, почти не изменились по сравнению с прошлым годом. Так, в феврале 2007 года эстимейты составляли £10—20 тыс., в этом году все три выставленные на торги работы оцениваются в £15—20 тыс. К слову, об экспозиции в галерее Vallois написали не только маститые французские издания по искусству — L’œil и Connaissance des Arts, но и глянцевые журналы вроде Paris Capitale, который счел это мероприятие декабрьским must-see.

©  Александр Косолапов. Абсолют

Парижские галеристы полюбили Косолапова


Несмотря на сложное отношение французов ко всему иностранному и неприятие политических манифестов в искусстве, работы Косолапова нравятся и покупателям, и посетителям, вовсе не собирающимся что-либо приобретать. Сейчас в известной галерее Eric Hussenot готовится очередная выставка художника. Одна из знаковых работ «Абсолют», которая будет представлена в экспозиции, уже продана за €80 тыс.

©  Александр Косолапов. Микки и Мини. Рабочий и колхозница

Парижские галеристы полюбили Косолапова
Сам Александр Косолапов говорит, что иронию его скульптур нетрудно понять, если знаешь подтекст использованных символов. В том, понимают ли этот подтекст европейцы, художник не уверен. По его словам, они чувствуют иронию материалов: персонаж комиксов Микки, стоящий на пьедестале, да к тому же в бронзе — это комично само по себе. Собственно, вся эта бронзовая плеяда возникла из поразившей художника фразы Ленина о том, что при коммунизме даже ночные горшки будут из золота. «Бронза, — говорит классик соц-арта, — материал вечный и создан прославлять». Но кого? На этот вопрос и пытается ответить этот уже почти парижский художник.

 

 

 

 

 

Все новости ›