Выставки русских художников в Париже не редкость. Особым расположением в последнее время пользуется Александр Косолапов
Превращение соц-арта в успешную торговую марку вполне состоялось, осталось укрепить интернациональный статус бренда. До сих пор международный интерес к этому явлению был сосредоточен в Нью-Йорке — там живут мастера-основатели: Виталий Комар и Александр Меламид, Леонид Соков. Вторым таким центром стал Лондон, где Sotheby’s уже во второй раз проводит Russian Contemporary Sale.Париж до недавнего времени меньше всего ассоциировался с этим искусством, но после скандально известной выставки в фонде Maison Rouge французы не только заговорили о соц-арте, но и начали его покупать. И если судить по галерейным выставкам, особым расположением здесь пользуется Александр Косолапов. Строго говоря, его нельзя назвать ни отцом — основателем соц-арта, ни лидером аукционных продаж, но именно к нему благосклонны французские коллекционеры и именно его знаковая скульптура «Микки и Мини. Рабочий и колхозница» из собрания фонда «Екатерина» встречала посетителей выставки в Maison Rouge. Скульптура тут же сообщала посетителю правильное настроение: все будет грандиозно, в бронзе или маслом на двухметровом холсте — но с улыбкой. На выставке под работы Косолапова было отведено ползала, а владельцы и сотрудники фонда говорили о нем как о живом классике и авторе символа соц-арта — «Ленин Coca Cola».
Трудно сказать, что именно в образах Александра Косолапова так созвучно местному менталитету. Возможно, это свободное жонглирование знаками двух чуждых французам систем: авторитарной политической системы бывшего СССР времен «железного занавеса» и сугубо потребительской системы США. Действительно, голова Микки неплохо смотрится на торсе вождя революции. Сам Александр Косолапов говорит, что этот удачный гибрид родился случайно — просто нашел дома бронзовую скульптурку Ленина и привинтил к ней идеально подошедшую по размеру мордашку Микки Мауса. По неосуществленному замыслу художника, все бронзовые памятники советских лет должны были бы подвергнуться аналогичной художественной экзекуции — на их тела следовало надеть головы героев разнообразных комиксов.
Любопытно, что консервативные парижские коллекционеры, которых так трудно сподвигнуть на приобретение нового, а тем более иностранного, быстро признали художника и стали покупать. На парижской ярмарке FIAC, прошедшей в октябре, галерея Гельмана продала со стенда работу «Молотов-коктейль». На ней изображена рука с банкой кока-колы, из которой вырывается пламя. Опять же в Париже в бельгийскую частную коллекцию за €50 тыс. была продана уже упомянутая скульптура «Микки и Мини. Рабочий и колхозница».
Не так давно персональная выставка бронзовых скульптур Косолапова прошла в одной из ведущих парижских галерей современного искусства Vallois. Из 15 выставленных скульптур было продано 6. По парижским меркам, это много, тем более если речь идет о первой персональной выставке художника во Франции. В первую очередь были проданы бронзы «Венера Газпром», встречавшая гостей веселым огоньком из божественного уха, «Микки Ленин», «Микки Малевич» и другие. Галерейные цены на работы Косолапова в Париже выше стартовых оценок на предстоящих торгах Sotheby’s, которые, кстати, почти не изменились по сравнению с прошлым годом. Так, в феврале 2007 года эстимейты составляли £10—20 тыс., в этом году все три выставленные на торги работы оцениваются в £15—20 тыс. К слову, об экспозиции в галерее Vallois написали не только маститые французские издания по искусству — L’œil и Connaissance des Arts, но и глянцевые журналы вроде Paris Capitale, который счел это мероприятие декабрьским must-see.
Несмотря на сложное отношение французов ко всему иностранному и неприятие политических манифестов в искусстве, работы Косолапова нравятся и покупателям, и посетителям, вовсе не собирающимся что-либо приобретать. Сейчас в известной галерее Eric Hussenot готовится очередная выставка художника. Одна из знаковых работ «Абсолют», которая будет представлена в экспозиции, уже продана за €80 тыс.
Сам Александр Косолапов говорит, что иронию его скульптур нетрудно понять, если знаешь подтекст использованных символов. В том, понимают ли этот подтекст европейцы, художник не уверен. По его словам, они чувствуют иронию материалов: персонаж комиксов Микки, стоящий на пьедестале, да к тому же в бронзе — это комично само по себе. Собственно, вся эта бронзовая плеяда возникла из поразившей художника фразы Ленина о том, что при коммунизме даже ночные горшки будут из золота. «Бронза, — говорит классик соц-арта, — материал вечный и создан прославлять». Но кого? На этот вопрос и пытается ответить этот уже почти парижский художник.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452409
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343748
- 3. Норильск. Май 1270416
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898047
- 5. Закоротило 822713
- 6. Не может прожить без ирисок 785976
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762792
- 8. Коблы и малолетки 742331
- 9. Затворник. Но пятипалый 474425
- 10. ЖП и крепостное право 408411
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404969
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371984