Оцените материал

Просмотров: 16675

В Москве открывается вторая выставка Ларри Гагосяна

Джон Вароли · 15/09/2008
Стоит ли ожидать скорого появления в столице филиала знаменитой галереи и последуют ли за ней другие?

Имена:  Ларри Гагосян

©  Gagosian Gallery

 Джефф Кунс. Барочное яйцо

Джефф Кунс. Барочное яйцо

Пока политические отношения между Россией и Западом продолжают охлаждаться, культурное взаимодействие между ними не останавливается ни на секунду. Неизвестно, конечно, как долго оно будет продолжаться, но политика пока что не просочилась в разговоры тех, кто причастен к рынку искусства. Многие просто не интересуются играми власти, зато понимают, что, покупая и продавая на российском арт-рынке, можно получить большую прибыль. Так стоит ли раскачивать лодку?

Аппетиты состоятельных россиян в последние два года резко возросли и уже не ограничиваются русским искусством. Но в Москве галерей, готовых удовлетворить запрос коллекционеров, недостаточно, а потому некоторые западные спешат заполнить эту нишу.

©  Gagosian Gallery

 Виллем де Кунинг. Без названия XIV. 1981

Виллем де Кунинг. Без названия XIV. 1981

Разумеется, лучший пример — второе пришествие Ларри Гагосяна: 17 сентября он открывает в Москве выставку «То, что вам предстоит» (For What You Are About to Receive). Gagosian Gallery в Нью-Йорке — возможно, ведущая галерея современного искусства в мире — снова выбрала Москву для масштабного показа работ современных художников. Более того, экспозиция, которая развернется на территории шоколадной фабрики «Красный Октябрь», на данный момент самая крупная из тех, что Гагосян сделал за весь 2008 год. Ясно, что эта выдающаяся галерея ставит по-крупному на желание россиян вложить серьезные суммы в современное искусство. «Мы заинтересованы в том, чтобы привозить в Москву качественные выставки, и исследуем, каким образом это возможно осуществить», — заявляет Gagosian Gallery. Гагосян привезет в Москву работы самых разных современных художников, как всем известных, вроде Сая Твомбли, так и совсем новых и нераскрученных, например Ансельма Рейли и Аарона Янга. Последние считаются открытием Гагосяна. Благодаря своему промоутерскому таланту он уже возвел этих художников
в ранг звезд.

Первая выставка прошла в Барвихе год назад — тогда в Москву привезли сорок работ всего на десять дней. Когда официальные представители Гагосяна сообщили, что были распроданы почти две трети работ, я, должен признаться, подобно святому Фоме, усомнился. Но, как оказалось, зря. В этом году Гагосян привез около восьмидесяти работ общей стоимостью приблизительно $300 млн (хоть и не все они предназначены для продажи), а выставка продлится больше месяца. Это свидетельствует о том, что галерея рассматривает Россию как прибыльный пункт назначения
и ожидает, что рынок здесь будет расти.

Итак, мировой лидер среди галерей

©  Gagosian Gallery

 Ричард Принс. Капот. 2008

Ричард Принс. Капот. 2008

современного искусства агрессивно вторгается в Россию, но многие ли последуют за ним? Для начала немного истории. В 2002 году я стал получать электронные письма и телефонные звонки от западных галеристов: они хотели получить консультацию, как продавать современное искусство русским. Я посоветовал им подождать несколько лет. Тогда как раз был на подъеме рынок русского классического искусства, и я чувствовал: чтобы вкусы коллекционеров изменились и они захотели чего-то нового, нужно
не меньше пяти лет.

Теперь это время, очевидно, настало. В Москве сейчас без труда можно насчитать более ста долларовых миллиардеров, к которым стоит добавить как минимум 250 тысяч миллионеров по стране. Все это богатство поддерживает непрекращающийся бум на рынке недвижимости.

Логика подсказывает, что состоятельным людям рано или поздно придется украшать свои дома и офисы. Конечно, не все они разбираются или по крайней мере хотят разобраться в современном искусстве. А потому потенциальный резерв покупателей на этом рынке составляет около пятисот человек.

©  Gagosian Gallery

 Сай Твомбли. Без названия. 2004

Сай Твомбли. Без названия. 2004

Так сколько же в Москве галерей, продающих мировое и русское современное искусство? Галерей, готовых удовлетворить этот спрос? Едва ли наберется два десятка. «Я думаю, Россия развивающийся и очень молодой рынок, — сказал мне недавно в частной беседе Фолькер Диль, глава Diehl + Gallery One в Москве. — В Берлине у нас около трехсот галерей и почти нет клиентов. В Москве — от силы пятнадцать галерей и рынок растет». И впрямь, в апреле Фолькер Диль серьезно изменил русский арт-рынок: он первый западный галерист, который открыл в Москве собственное постоянное выставочное пространство — единственное за пределами Берлина. Поскольку он уже почти 15 лет действует на российском рынке, у него есть все шансы стать лидером. Последуют ли за ним другие? Возможно, но едва ли они хлынут в Россию мощным потоком, снося все на своем пути.

«Интерес к современному искусству в России велик, — говорит Диль. — Но в последние три-пять лет многие западные галереи открыли помещения в Европе и Азии или Соединенных Штатах. Россия сейчас не в фокусе западного мира искусства. И хотя я уверен, что за мной последуют другие, настоящего бума не будет. Слишком многие боятся России».

И это, к сожалению, возвращает нас обратно к теме политики. Возможно, в конечном счете она все-таки повлияет на российский рынок искусства. 

Автор – корреспондент Bloomberg, Art+Auction, The Art Newspaper

Перевод с английского Яны Токаревой

Еще по теме:
Gagosian в шоколаде

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›