Результатами FIAC довольна даже Елена Селина, которая провела несколько часов в парижской кутузке
То, что мировой финансовый кризис коснулся и рынка современного искусства, уже свершившийся факт. Торги ведущих аукционных домов больше не радуют заоблачными рекордами, но смущают непроданными лотами. Коллекционеры многократно взвешивают решения о приобретении тех или иных работ и не торопятся оформлять сделки. Однако все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Результаты одной из крупнейших ежегодных международных ярмарок современного искусства FIAC, проходившей в этом году в Париже уже в 35-й раз и завершившейся в минувшие выходные, кажутся вполне обнадеживающими.Косвенно финансовый кризис даже пошел ярмарке на пользу. Традиционно упрекаемая в том, что выставляет «французов для французов», в этом году FIAC заметно усилила свой состав за счет иностранных галерей, коих оказалось в результате 61% от всех участников (в предыдущие годы ситуация выглядела ровно наоборот), и заметно прибавила в качественном отношении. Среди прочих желающих завоевывать Париж приехали такие звезды арт-рынка, как нью-йоркские галереи David Zwirner, Luhring Augustine, 303 Gallery, лондонская White Cube и Donald Young из Чикаго.
Несмотря на экономический кризис, в этом году FIAC разрослась и расширила зону своего влияния. Кроме основных пространств в Grand Palais и Квадратном дворе Лувра, где помимо «молодых» галерей в этот раз разместились и конкурсные проекты четырех художников, претендовавших на приз Марселя Дюшана (победителем в этом году оказался Лорен Грассо — в качестве приза следующим летом Центр Помпиду организует его персональную выставку), оказались задействованы и сады Тюильри, где разместились 17 инсталляций современных художников, среди которых объекты Марка Динона, Леопольда Кесслера, Тадаши Кавамата и Микеланджело Пистолетто. А в Jeu de Paume прошла весьма насыщенная программа разного рода конференций и презентаций.
FIAC окружила целая туча ярмарок-сателлитов, самая крупная из которых, Art Elysees, развернулась в специально сооруженных шатрах вдоль Елисейских Полей, логически соединив пространство от садов Тюильри и площади Согласия до самого входа в Grand Palais.
Показывать современное искусство в пространствах, казалось бы, мало для этого предназначенных, парижане умеют, как никто другой. Здесь сложно кого-нибудь шокировать современной инсталляцией, размещенной в готическом соборе, актуальное искусство пробралось даже в консервативный Версаль, где в этом году развернулась экспозиция работ Джеффа Кунса.
Также и FIAC, расположившись чуть ли не в самых классических пространствах центра Парижа, под влиянием ли рынка или желая привести в соответствие, наконец, свое название и содержание, умудрилась собрать на своих стендах самые современные экспонаты последних лет.
Работы Пикассо или Матисса в этом году на FIAC оказались настоящей редкостью, хотя и их можно было приобрести вместе с работами Пикабиа на стенде Waddington Galleries, а галерея Henze & Ketterer радовала глаз поклонников экспрессионизма. Но в целом искусство модерна было представлено довольно мало.
Сразу несколько галерей предпочли ограничиться в этом году показом работ всего одного художника. Монографическим подходом руководствовалась Luhring Augustine, представив подборку работ Кристофера Вула, галерея Donald Young показала Родни Грахамa, Arndt & Partner — Антона Хеннинга, парижская Applicat-Prazan посвятила стенд одному из главных представителей второй парижской школы Атлану, а галерея Jeanne-Bucher организовала небольшую, но очень качественную экспозицию работ Марии Элены Виейры да Сильвы, приурочив этот показ к столетию со дня рождения художницы. В честь юбилея галеристы достали из закромов более десятка по-настоящему значительных работ, среди которых музейного качества «Игра в карты» (1937) и «Посвящение Кафке» (1950). Практически вся представленная живопись Виейры да Сильвы успешно продана, включая великолепный «Автопортрет» художницы.
Стратегию one man show избрала и лондонская галерея White Cube, привезя на FIAC подборку скульптур-инсталляций и живописи братьев Чепмен. Избранная тактика себя оправдала. По словам представителей галереи, продажи шли очень хорошо, большая часть работ со стенда продана.
Вообще, для многих участников ярмарка оказалась весьма удачной. Представители крупнейших галерей не скрывали удовлетворения, рассказывая о состоявшихся сделках. Со стенда люксембургской Beaumontpublic успешно проданы работы Дженни Хольцер и Марины Абрамович, вполне довольны результатами представители галерей Yvon Lambert, Lelong, парижской «1900—2000» и многие другие. «На Frieze, — вспоминает Елена Селина (XL-галерея), — многие нам говорили, что покупают по инерции — возможно, то же самое и здесь. Следующая наша поездка в Майами — и вот там все будет более-менее ясно».
Натали Валуа из галереи Georges Philippe и Natalie Vallois так же призналась, что совершенно не ощутила никакого влияния кризиса. На ее стенде все превосходно продавалось, сделки совершались каждый день, и к концу FIAC стены буквально пестрили красными кружочками. Галеристка категорически не согласна с мнением некоторых коллег, что атмосфера в этом году была в целом более спокойной. Только не у нее. Новыми работами Жиля Барбье и Алена Бюблекса продолжали активно интересоваться и в последний день работы ярмарки.
Однако многие галеристы все же отмечали изменения, произошедшие в этом году. Зрителей стало больше, на вход в Grand Palais во все дни работы ярмарки выстраивались огромные очереди, однако, по словам представителя галереи Vedovi (Париж, Брюссель), количество потенциальных покупателей все же несколько сократилось. И если раньше большинство продаж совершалось на превью или в первый день, то в этот раз коллекционеры возвращались на стенды снова и снова и не торопились делать свой выбор. Впрочем, своими результатами в этом году представители Vedovi более чем удовлетворены.
Проданы почти все работы со стенда М&J Guelman, привезших «Русское бедное». Удачно в коммерческом плане завершилась ярмарка и для галерей «Айдан» и XL.
Эксцесс с французской полицией, арестовавшей вместе с работами Олега Кулика и самих Елену Селину и Сергея Хрипуна (эксцесс благополучно завершился вмешательством руководства FIAC и министра культуры Франции), обозначил ряд важных проблем, с которыми организаторы ярмарок современного искусства и их участники могут столкнуться уже в ближайшем будущем.
«Для меня это был очень интересный опыт: как может организация, в частности FIAC, защищать свободу, в которой мы живем, поскольку пространство искусства безусловно должно быть свободным», — говорит Елена Селина. Вероятно, скоро эта тема возникнет снова: ведь если государственных чиновников смутила сравнительно невинная по нынешним меркам документация перформанса Кулика 90-х годов, претензии могут возникнуть и к работам братьев Чепмен или Маурицио Кателлана.
«Для меня этот FIAC очень важный, — продолжает Селина, — с одной стороны, я поняла, что мы во многом бесправны и любой маленький таможенный клерк может написать бумагу, за которой последует арест, но также я поняла, что есть довольно много людей, которым важно, что искусство может быть бескомпромиссным».
Полиции не удалось помешать успеху галереи. Часть фотографий Кулика к моменту ареста была уже продана, к вечеру воскресенья они уже были переданы руководству FIAC и вскоре возвращены галеристам.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452219
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343650
- 3. Норильск. Май 1270023
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897952
- 5. Закоротило 822570
- 6. Не может прожить без ирисок 784770
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761790
- 8. Коблы и малолетки 742012
- 9. Затворник. Но пятипалый 473383
- 10. ЖП и крепостное право 408265
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404528
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371657