Глава Художественного фонда «Новая галерея» рассказал о своей коллекции плаката и о том, чего в ближайшем будущем ждать от «бумажного» рынка
— Сегодня ваша коллекция одна из крупнейших в стране. Какова была концепция собрания?— А концепции не было. Я уже двадцать лет собирал советскую живопись 1920—1950-х годов, когда однажды ко мне пришел человек и принес под мышкой около двадцати плакатных листов. Поначалу я был настроен довольно скептически: непонятно, в чем может быть ценность тиражной вещи. Все принесенные тогда плакаты оказались одного периода — 1919—1921 годы. Уже потом стало понятно, что большинство коллекционеров формируют тематические собрания. Но для меня основным критерием отбора стал год создания работы — с 1886 по конец 1950-х.
— На первый взгляд, предмет для коллекционирования «неудобный»: возникают сложности с хранением, и в то же время ценителей бумаги не так много, как у живописи. Что вас привлекло в этом виде искусства?
— Плакат оказался очень перспективным и как художественное направление, и как объект инвестиций. После появления этого вида искусства в России в 1886 году никто из великих графиков не упустил возможности попробовать себя в новой художественной форме. То же можно сказать и о советском плакате — в этой области работали все известные художники, от Масютина до Малютина, от Маяковского до Родченко. В результате сформировалась художественная культура, наполненная профессиональными талантливыми людьми. Я уверен, что и сейчас есть прекрасные художники. Но плакат напрямую привязан ко времени, в которое создается, — может быть, сильнее, чем другие виды искусства. А то время ушло навсегда.
— Какова сегодня вероятность нахождения неизвестных плакатных листов — к примеру, дореволюционных?
— Почти нулевая. Скажем, плакатов, агитирующих на подписку займа в помощь пострадавшим в войнах 1905, 1914 годов, было достаточно много, а рекламы — в разы меньше. Плакаты рекламировали в первую очередь табак, чай и женскую косметику — мыло и духи. Если начать искать, например, конкретно рекламу швейных машинок «Зингер», то, будь у вас на руках хоть миллион, шансов не много. Плакаты чаще всего использовали как украшение, их вешали на стены вместо лубочных картинок и специально не хранили.
— Какими же путями пополняются коллекции?
— В марте 1994 года в Нью-Йорке прошел аукцион Sotheby’s, посвященный русскому конструктивистскому плакату. С тех пор минуло, конечно, почти пятнадцать лет, но сколько раз дергался рынок, столько раз многие из проданных тогда вещей меняли владельцев. Аукционный дом Bolaffi в Италии вот уже 130 лет занимается именно бумагой. В принципе, к ним можно обратиться с заказом на поиск конкретного западного плаката. Муху 1914 года они, может быть, найти смогут. А русские дореволюционные плакаты конкретной тематики — вряд ли. Это можно искать только в России. Западный рынок их не знает.
— Много ли на рынке подделок?
— Обилие, но давайте не будем говорить «подделки», лучше употреблять слова «реплика» или «вторая печать» со старого камня. Это, по сути, сувенирная продукция, и на выставках плаката во всем мире продаются нумерованные факсимильные оттиски, на которых написано, что это копия. Другое дело, если такие изделия попадают на рынок, где предлагаются по цене оригиналов, а это может быть и две, и три тысячи долларов в зависимости от автора, тиража и еще ряда особенностей. В этом случае речь идет о дезинформации покупателя, пусть порой и непреднамеренной.
— Кто выступает в роли эксперта в спорных ситуациях?
— Экспертизу по бумаге можно сделать в ГосНИИРе на улице Гастелло или обратиться в Государственную публичную библиотеку (бывшую Библиотеку имени Ленина), где находится главное в мире собрание плаката. Вообще, это дело деликатное — когда перед вами отпечаток со старого камня на старой, «пожившей», бумаге, сложно утверждать, что это непременно подделка. Для этого нужно иметь на руках точно такой же плакат, а лучше сразу три сотни плакатов того же времени, чтобы было с чем сравнить. Поймать продавца реплики можно на чем-то другом: поля не такие, скажем. Но бывают и абсурдные ситуации, когда, например, плакаты одной и той же серии одного автора вдруг одновременно появляются в большом количестве в разных магазинах.
— Насколько велика конкуренция среди коллекционеров?
— Спрос сегодня существенно превышает предложение. Однако конкуренции нет; есть, скорее, разное качество собраний. Разное не только по уровню, но и по направленности. Я знаю, к примеру, человека, который только недавно стал собирателем, но подошел к этому серьезно. Ему понравился один замечательный ленинградский художник — Дмитрий Буланов. Он во многом для меня убедительнее таких общепризнанных мэтров, как Родченко, Клуцис, Стенберги. На самом деле именно этот автор, как мне думается, был основоположником русского конструктивистского плаката. Так вот, тот коллекционер собрал всего Буланова, который был на земном шаре, по всем аукционам мира. И издал о нем книгу.
Корецкий В., Савостюк О., Успенский Б. Слава великому советскому народу – строителю коммунизма! 1955. Москва. 47х117
— Что будет дальше на плакатном рынке в условиях нынешней экономической ситуации, насколько это «безопасная зона»?
— Совершенно точно хуже не будет. Плакат — исчезающая натура. И за счет этого неуклонно растет в цене.
Последние материалы рубрики:
Анна Карганова. Ценные вклады, 4.12.2008
Анна Савицкая. Импрессионисты haute couture, 24.11.2008
Амазонки второго русского авангарда, 18.11.2008
Ссылки
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452830
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344041
- 3. Норильск. Май 1271223
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898231
- 5. Закоротило 823065
- 6. Не может прожить без ирисок 787672
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763837
- 8. Коблы и малолетки 743063
- 9. Затворник. Но пятипалый 475502
- 10. ЖП и крепостное право 408762
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405716
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372761
А можно ли на Вашей странице посмотреть плакаты Михаила Буланова?