Оцените материал

Просмотров: 27683

Импрессионисты haute couture

Анна Савицкая · 24/11/2008
Коллекция основательницы дома моды Lanvin собиралась десятилетиями, а распродана будет всего за 3 дня

©  Christie’s

 Эдгар Дега. Женщина в синей шляпке. Ок. 1889. Бумага, пастель. 46,4х60,2см. Эстимейт €800 000 - €1 200 000

Эдгар Дега. Женщина в синей шляпке. Ок. 1889. Бумага, пастель. 46,4х60,2см. Эстимейт €800 000 - €1 200 000

Среди коллекционеров искусства традиционно было много

©  Patrimoine Lanvin

 Жанна Ланвин в собственном доме в Париже. Фотография. 1938

Жанна Ланвин в собственном доме в Париже. Фотография. 1938

людей из мира высокой моды, достаточно вспомнить собрания Юбера Живанши, Карла Лагерфельда или Ив Сен-Лорана. А одним из первых модельеров, прославившихся не только собственными коллекциями одежды, но и собранием живописи импрессионистов и модернистов, была законодательница парижской моды межвоенного времени Жанна Ланвин.

Феномен художника — в данном случае дизайнера одежды, — который собирает работы других художников, сам по себе любопытен. Коллекция Жанны Ланвин интересна вдвойне, ведь в ней есть и классическое искусство (картины Тьеполо и Фонтен-Ла Тура), и работы импрессионистов, и мебель ар-деко, и серебро, и современное искусство. В ее собрании соседствуют картины тех, кто вдохновлял ее на создание коллекций одежды: Ренуара, Вюйара, Дега, — и работы ее друзей и современников.

©  Christie’s

 Огюст Ренуар. Сцена в парке (портрет Камиллы Моне). 1873. Холст, масло. 46,2х38,2см. Эстимейт €2 500 000 - €3 500 000

Огюст Ренуар. Сцена в парке (портрет Камиллы Моне). 1873. Холст, масло. 46,2х38,2см. Эстимейт €2 500 000 - €3 500 000



Ланвин начала собирать искусство в 1920-е и сделала ставку на шедевры импрессионистов, которые тогда еще можно было сравнительно легко найти на рынке, тем более с помощью лучших арт-дилеров того времени: Жоржа Бернхайма, Йоса Хесселя и других. В ее собрание попали и «Женщина в синей шляпке» Эдгара Дега, и портрет Камиллы Моне Огюста Ренуара, и картины Мэри Кассат и Камилля Писсаро. Талант улавливать наиболее важные современные тенденции, прославивший Жанну Ланвин в мире моды, не изменил ей и в ее увлечении искусством. Она не стала ограничиваться импрессионистами и при возможности приобретала новаторские и современные композиции Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

©  Musee des Arts decoratifs

 Интерьер спальни Жанны Ланвин. Париж. Декоратор Арман Альбер Рато. Воссозданы в Музее декоративного искусства в Париже

Интерьер спальни Жанны Ланвин. Париж. Декоратор Арман Альбер Рато. Воссозданы в Музее декоративного искусства в Париже

В собрании Ланвин нет противоречия между классической и современной живописью, и самые разные работы удачно вписались в интерьеры ее роскошной парижской квартиры на улице Барбе-дё-Жуа. Одна из комнат апартаментов Ланвин воссоздана сейчас в Музее декоративного искусства в Париже — правда, без картин импрессионистов. При всем разнообразии собранных модельером работ все же можно назвать то, что их объединяет, — это женские образы.

©  Christie’s

 Пабло Пикассо. Прическа. 1922. Холст, масло. 18,3х16,2см. Эстимейт €1 000 000 - €1 500 000

Пабло Пикассо. Прическа. 1922. Холст, масло. 18,3х16,2см. Эстимейт €1 000 000 - €1 500 000

Любимыми авторами Ланвин, судя по количеству работ в собрании, были Огюст Ренуар и Эдгар Дега — художники, главной темой которых стало изображение женщины. В коллекции есть знаменитые обнаженные Ренуара, редкая поздняя работа 1913 года «Прачки в Каннах», многочисленные этюды девушек. Эдгар Дега представлен не только классическими «Танцовщицами», но и интересным этюдом к портрету Мадам Саль — на одном листе сразу три изображения: в профиль, анфас и три-четверти. Много в коллекции Жанны Ланвин и детских портретов — например, «Голова ребенка» Мари Кассат, «Портрет сына Пьера» Огюста Ренуара и «Мальчик, играющий на трубе» Эдуарда Вюйара. Даже Пабло Пикассо в этом собрании представлен работой «Прическа», по композиции более всего напоминающей изображения Мадонны с Христом и Иоанном Крестителем кисти старых мастеров.

©  Musee des Arts decoratifs

 Жанна Ланвин с дочерью. Фотография

Жанна Ланвин с дочерью. Фотография

После смерти Жанны Ланвин в 1946 году ее единственная дочь Мари-Бланш, ставшая женой графа де Полиньяка, отказалась от руководства домом моды, зато унаследовала страсть Ланвин к коллекционированию. Мари-Бланш была одной из заметных фигур в мире искусства — дружила с парижской богемой и даже организовывала знаменитые «воскресенья» в своем доме. Однако она пережила мать всего на 12 лет и умерла бездетной.

К сожалению, судьба коллекций великих кутюрье ничем не отличается от судеб других собраний: после смерти владельца они рано или поздно попадают на аукционы. Так случилось и с собранием Жанны Ланвин, которое будет продано Christie’s в Париже 1 декабря. Эти торги обещают стать своего рода «генеральной репетицией» перед распродажей коллекции Ив Сен-Лорана, запланированной на конец февраля. Общий эстимейт торгов составляет около €20 млн. По мнению специалистов Christie’s, это одна из самых значительных коллекций импрессионистов, оказавшихся на арт-рынке.

Christie’s выставит на торги всего 31 лот — это только французская живопись конца XIX — начала ХХ века. Остальное, в том числе семейные реликвии Ланвин-Полиньяк, будут проданы на аукционах 5 и 8 декабря в отеле «Друо» в Париже. Часть выручки от торгов будет направлена в фонды, основанные семьей де Полиньяк.


Еще по теме:
Амазонки второго русского авангарда, 18.11.2008
Анна Савицкая. Театр начинается с вешалки, 07.10.2008
Анастасия Старовойтова. Из Франции с антиквариатом, 07.07.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›