Оцените материал

Просмотров: 11684

Новая тактика аукционной игры

Анна Савицкая · 17/03/2009
Организаторы русских торгов в Стокгольме сделали ставку на низкие эстимейты и небольшое число лотов

©  Stockholms Auktionsverk

Филипп Малявин. Кентавр. Бумага, карандаш, цветные мелки. 37,5х53,5 см

Филипп Малявин. Кентавр. Бумага, карандаш, цветные мелки. 37,5х53,5 см

12 марта в Стокгольме в седьмой раз прошел русский аукцион. Старейший шведский аукционный дом Stockholms Auktionsverk занимается отечественным искусством с 2004 года, и за прошедшие годы эти торги стали следующими по значимости после лондонской русской недели.

©  Stockholms Auktionsverk

Филипп Малявин. Пожилая крестьянская пара на фоне осеннего пейзажа. Бумага, гуашь, карандаш, цветная пастель. 65х50 см

Филипп Малявин. Пожилая крестьянская пара на фоне осеннего пейзажа. Бумага, гуашь, карандаш, цветная пастель. 65х50 см

Миллионных эстимейтов, как у Sotheby’s и Christie’s на стокгольмском аукционе, не было никогда, зато вещи встречались очень интересные. Среди удачных продаж — «Любовники» Константина Сомова, проданные в 2007-м за €844 тыс., с двукратным превышением эстимейта (€385—440 тыс.), и работа Константина Маковского «Мать и дочь», которая выросла в цене с €320 до €790 тыс. в марте 2008-го. Однако итоги первых «кризисных» русских торгов в октябре прошлого года давали мало поводов к оптимизму: ни один топ-лот не был продан, а большинство предметов ушло значительно ниже предварительных оценок.

Однако известные специалисты по русскому искусству Иван Самарин и Мартин Сандерс-Роулинс, занимающиеся этим направлением в Stockholms Auktionsverk, сдаваться не собирались и сразу после октябрьского провала начали подготовку новых торгов. На этот раз аукцион проходил в один,

©  Stockholms Auktionsverk

Филипп Малявин. Автопортрет. 1941. Бумага, карандаш, черный мелок. 31х22,5 см

Филипп Малявин. Автопортрет. 1941. Бумага, карандаш, черный мелок. 31х22,5 см

а не в два дня, как прежде. Каталог аукциона был гораздо тоньше обычного, а вещи скромнее.По словам Самарина, сложнее всего было убедить владельцев выставить русские предметы на аукцион, так как никто не спешит продавать работы по новым кризисным ценам.

Серьезных и дорогих работ Рериха, Кустодиева или Сомова на мартовских торгах не было, зато была интересная коллекция поздней графики Филиппа Малявина. Рисунки и гуаши из последней мастерской художника в Ницце были приобретены у его дочери Зои Бунатян монакским арт-дилером. Спустя пятьдесят лет его сын решил расстаться с этим собранием. Появление на рынке целой группы ранее неизвестных работ Малявина — большая редкость и удача, к тому же интерес покупателей подогревался безупречным провенансом и демократичными эстимейтами.

©  Stockholms Auktionsverk

Константин Маковский.  Певец. Доска, масло. 61х32 см

Константин Маковский. Певец. Доска, масло. 61х32 см

Карандашные наброски можно было приобрести за €300—500, а эскиз гуашью небольшого размера был выставлен с предварительной оценкой €2,7—4,5 тыс. Грамотная ценовая политика организаторов торгов принесла свои плоды: почти все рисунки ушли со значительным превышением эстимейтов, а общая сумма, вырученная за графику Малявина, составила €54 тыс. Самыми дорогими работами были гуашь «Пожилая крестьянская пара на фоне осеннего пейзажа» (€15,6 тыс.), а также рисунки «Всадники» и «Кентавр», предварительно оцененные в €900—1000 и проданные за €2,3 тыс. каждый. Несмотря на двукратное превышение эстимейта (€360—550), неоправданно дешево ушел замечательный карандашный «Автопортрет» — он обошелся покупателю всего в €890.

На торгах 12 марта у коллекционеров и дилеров, нацеленных на получение прибыли в долгосрочной перспективе, было множество возможностей для выгодных приобретений. Так, всего за €147 тыс. был приобретен «Певец» Константина Маковского. Эта работа уже выставлялась на прошлом русском аукционе Stockholms Auktionsverk с эстимейтом €210—320 тыс., но не нашла покупателя по этой цене.

©  Stockholms Auktionsverk

Георгий Пожедаев. Эскиз костюма. Бумага, акварель. 43 х 55 см

Георгий Пожедаев. Эскиз костюма. Бумага, акварель. 43 х 55 см

Успехом можно считать и продажу театральных эскизов художника русской эмиграции Георгия Пожедаева: при предварительной оценке €9—11 тыс. они ушли за €23 тыс. К слову, на стенде галереи «’Эритаж» на последнем Антикварном салоне в ЦДХ театральные работы Пожедаева того же периода можно было приобрести примерно за $60 тыс.


Другие материалы раздела:
Десять лотов, которые потрясли мир, 25.02.2009
Анна Савицкая. Русский граф французской абстракции, 24.02.2009
Анна Савицкая. Модная коллекция, 17.02.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›