Собрание оригинальных иллюстраций и редких изданий сказки про Винни-Пуха Алана Милна на аукционе Sotheby's 17 декабря
4 ноября 2008 года на аукционе Bonhams случилась удачная продажа: заботливый (и богатый) немецкий муж по телефону купил своей жене за £31,2 тыс. карандашный рисунок Эрнеста Говарда Шепарда к повести Алана Александра Милна про Винни-Пуха. Кто такой Винни-Пух, никому рассказывать не нужно. Рисунки Шепарда, первого «портретиста» этого героя и его друзей, давний предмет восторга и коллекционирования и на аукционах появляются регулярно. Тем не менее цена всех чрезвычайно воодушевила — редкое СМИ не высказалось по этому поводу.Аукционные рекорды Шепарда превышают эту сумму. Первое издание «Вини-Пуха», например, подписанное автором Кристоферу Робину и Винни-Пуху, было продано на Sotheby's в 2002 году за £100,15 тыс.Но Sotheby's все равно решил воспользоваться всеобщей эйфорией, вызванной удачей Bonhams, и объявил о том, что 17 декабря проведет аукцион «Вот такой медведь», где покажет большое собрание оригинальных иллюстраций и редких изданий сказки А. Милна.
Сорок два лота этих торгов (Sotheby's надеется выручить от £650 до £930 тыс.) происходят из коллекции американского миллионера Стэнли Дж. Сигера и его друга и компаньона Кристофера Кона. Оба — фигуры на арт-рынке известные. Они из тех собирателей, кто «никогда не останавливается, пока не падает замертво». С именем Сигера связаны громкие аукционные продажи и современного искусства, и знаменитых особняков, а вот внимание к английскому искусству в этом тандеме пестует Кон.
Самая ценная часть предстоящих торгов — оригинальные рисунки и наброски персонажей и сценок из историй про Пуха и его друзей. Придумавший Пуха Милн и впервые Пуха нарисовавший Шепард познакомились в «Панче», знаменитом британском сатирическом еженедельнике, где оба работали. Милн и Шепард не сразу понравились друг другу, но после первой совместной книжки (сборника детских стихов When We Were Very Young — «Когда мы были совсем маленькими»), дело пошло. Причем так успешно, что теперь, спустя много лет (в 2006 году торжественно отмечали 80-летие Пуха), о Милне и Шепарде вспоминают в основном благодаря этому славному персонажу. Шепард всю жизнь очень переживал, что образ Пуха затмил другие его работы, ведь он считал себя прежде всего серьезным карикатуристом, даже Сталин был героем его графики. Но Пух всех победил, как всегда.
В коллекции Сигера и Кона есть очень узнаваемые сюжеты: про Пуха, застраявшего в кроличьей норе («Пух ходит в гости» £50—70 тыс.), про хвост Ослика («Кристофер Робин прибивает это на его место» £30—50 тыс.), про Пуха и Пятачка следопытов («Пятачок, посмотри на их следы» £20—30 тыс.). Есть портреты героев, где художник, деликатно балансируя между живым и игрушечным, экономно пользуясь штрихом, создает знакомые образы. Здесь, конечно, сам Винни (£8 —10 тыс.), Пятачок (£7—9 тыс.), Ослик (£25—30 тыс.) и другие.
Есть более скрупулезно проработанные сценки на природе («Я сегодня видел Слонопотама, Пятачок», £30—50 тыс.) или в интерьере («Друзья», £25—30 тыс.). По-английски консервативные, безупречные с точки зрения графического искусства, эти маленькие рисунки пером так и остались эталоном. Пожалуй, даже наш мультипликационный Винни им проигрывает (когда молчит), не говоря уже обо всей диснеевской компании.
В тиражном разделе аукциона тоже есть раритеты. Это, прежде всего, книги из личной библиотеки Шепарда. Самые среди них дорогие — £15—20 тыс. каждая — это авторские экземпляры первых изданий «Винни Пуха» 1926 года и «Дома на Пуховой опушке» 1928 года. Они выпущены тиражом в 20 нумерованных копий размером ин-кватро на японской плотной бумаге с автографами автора текста и иллюстратора. Серийный, 264 из 350, экземпляр первого издания «Винни-Пуха» 1926 года на бумаге попроще, но тоже подписанный авторами, стоит от £3 до £5 тыс. А вот небольшой, в восьмушку, томик первого американского издания оценен в £15—20 тыс. неспроста: Милн не только подписал его для Шепарда, но и украсил титульный лист трогательным посланием:
When I am gone,
Let Shepard decorate my tomb,
And put (if there is room)
Two pictures on the stone:
Piglet, from page a hundred and eleven,
And Pooh and Piglet walking (157)...
And Peter, thinking that they are my own,
Will welcome me to Heaven.
Когда я уйду,
Пусть Шепард украсит мою могилу
И нарисует (если это возможно)
Две картинки на камне:
Пятачка со страницы сто одиннадцать
И шагающих Пуха с Пятачком(157),
И Петр, решив, что они мои,
Пригласит меня на небеса.
Почти так и случилось. На могильной плите Милна выбит рисунок Шепарда, завершающий книжку: мальчик и медвежонок, взявшись за руки (за лапы?), вместе уходят «куда-нибудь».
А нам, в ожидании аукциона, остается надеяться, что Лондон все еще близко, что самолеты будут летать, поезда ездить, телефонная связь не прервется, и тогда, может быть, мы услышим, как Винни поднимается по лестнице: «…Бум-бум-бум…» — продано!
Смотреть галерею полностью
Последние материалы рубрики:
Анна Арутюнова. Пилюли для коллекционеров, 10.12.2008
Старые знакомые, 02.12.2008
Левитан и Сомов оправдали надежды MacDougall’s, 01.12.2008
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452179
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343635
- 3. Норильск. Май 1269856
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897939
- 5. Закоротило 822532
- 6. Не может прожить без ирисок 784396
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761619
- 8. Коблы и малолетки 741923
- 9. Затворник. Но пятипалый 473142
- 10. ЖП и крепостное право 408255
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404345
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371535