Оцените материал

Просмотров: 19993

Гончарова подешевела

Анна Савицкая · 25/11/2008
Итоги аукциона русского искусства Bonhams, открывшего русскую неделю в Лондоне, выглядят неутешительно. Цена самой дорогой работы — всего £150 тысяч
 Олег Целков. Портрет. 1968. Картон, масло. 54х48см

Олег Целков. Портрет. 1968. Картон, масло. 54х48см

Результаты прошедшего 24 ноября русского аукциона Bonhams далеки от ожиданий организаторов — удалось продать лишь треть работ. Сразу после аукциона появились опасения, что если так пойдет и дальше, то аукционные дома не выручат и половины суммы, заявленной в эстимейтах. Однако вечерний аукцион Sotheby’s внушает оптимизм — продано более 60% лотов. Возможно, неудача Bonhams обусловлена не столько кризисом, сколько довольно слабой коллекцией предметов.

©  Bonhams

 Наталья Гончарова. Зима: сбор хвороста. Холст, масло. 92х65см

Наталья Гончарова. Зима: сбор хвороста. Холст, масло. 92х65см

Из топ-лотов Bonhams удалось продать только «Зиму» Натальи Гончаровой, и то ниже предварительной оценки (£150—200 тыс.). Вместе с комиссией аукционного дома она ушла всего за £150 тысяч — это ничто по сравнению с «Парусом», проданным в июне этого года за £1,7 млн. То, что «Классический сюжет. Семеро против Фив» Александры Экстер (эстимейт £600—800 тыс.) окажется невостребованным, можно было предсказать заранее (многие специалисты высказывали сомнения в подлинности работы). Тем более что Christie’s 26 ноября предлагает покупателям графическую вещь Экстер с куда более скромным эстимейтом (£150—200 тыс.), но зато внушающим доверие провенансом (из коллекции Георгия Костаки).

©  Bonhams

 Владимир Маковский. Совместная радость. 1896. Картон, масло. 40,5x32см

Владимир Маковский. Совместная радость. 1896. Картон, масло. 40,5x32см



Неожиданностью стала неудача на торгах любимца русских покупателей Алексея Харламова — его картины «Перебирая яблоки» (£350—500 тыс.) и «Девушка с виноградом» (£250—350 тыс.) проданы не были. Та же участь постигла работы Николая Богданова-Бельского и Франца Рубо. Среди относительно удачных продаж в области русской реалистической живописи XIX века можно отметить разве что уход в пределах эстимейта (£60—100 тыс.) «Совместной радости» Владимира Маковского — за £84 тысячи. Неизменным остался и спрос на эротическую графику Михаила Зичи — его «Светское соблазнение» было продано за предсказуемую сумму — £36 тысяч. Недаром глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен сожалел о том, что на этот раз ему не удалось найти работ Зичи для предстоящего 26 ноября аукциона.

©  Bonhams

 Михаил Зичи. Светское соблазнение. 1874. Бумага тонированная, акварель. 62х45см

Михаил Зичи. Светское соблазнение. 1874. Бумага тонированная, акварель. 62х45см

С живописью ХХ века дела обстоят не лучше: не проданы работы не только Василия Шухаева и Леопольда Сюрважа, но и фаворитов последних русских торгов Сhristie’s Владимира Баранова-Россине и Александра Архипенко (скульптура и живопись последнего еще в октябре вполне успешно продавалась на западных аукционах). С другой стороны, успехом аукциона в данных условиях следует считать продажу редкой ранней работы Василия Кандинского — небольшая вещь «На берегу моря», выполненная темперой на картоне, ушла за £120 тысяч.

©  Bonhams

 Василий Кандинский. На берегу моря. Картон, темпера. 29х29см (размер изображения)

Василий Кандинский. На берегу моря. Картон, темпера. 29х29см (размер изображения)



До сих пор дорожавшие прямо на глазах нонконформисты также не преподнесли организаторам торгов приятных сюрпризов: хорошо ушел, пожалуй, только «Портрет» Олега Целкова — при эстимейте £20—30 тысяч он был продан за £48 тысяч. Однако, например, работы Лидии Мастерковой и Дмитрия Плавинского продать не удалось.

©  Bonhams

 Рамка для фотографии. Мастерская Карла Фаберже.  1898-1908. Золото, позолоченное серебро, нефрит. Высота: 12,9см

Рамка для фотографии. Мастерская Карла Фаберже. 1898-1908. Золото, позолоченное серебро, нефрит. Высота: 12,9см

Наиболее стабильным оказался сегмент декоративно-прикладного искусства, хотя топ-лот, пивная кружка 1889 года работы ювелирных дел мастера Павла Овчинникова, принадлежавшая Буффало Биллу (эстимейт £80—120 тыс.), продан не был. Зато всевозможные коробочки для спичек, броши, кубки и другие изделия фирмы Карла Фаберже уходили в пределах £7—18 тысяч. Самыми дорогими предметами стали рамка для фотографии из нефрита и позолоченного серебра 1898—1908 годов (продана за £84 тыс.) и серебряная пивная кружка Фаберже (£48 тыс.). Хорошие результаты торгов аукциона декоративно-прикладного искусства Сhristie’s, также прошедшего вчера, лишний раз доказывают, что изделия из драгоценных металлов, тем более с клеймом знаменитого Фаберже, всегда будут востребованы.
Все новости ›