Оцените материал

Просмотров: 44165

Без Зичи, но с Малевичем

Анна Савицкая · 21/11/2008
Глава русского отдела Christie's АЛЕКСЕЙ ТИЗЕНГАУЗЕН рассказал OPENSPACE.RU о том, что предложат российским коллекционерам на аукционе живописи 26 ноября

©  Christie's

 Алексей Тизегаузен, глава русского отдела Christie’s. Вверху - картина Константина Сомова «Дверь в сад». 1938. Холст, масло. 64,5х54см. Внизу – «Абстрактная композиция с палитрой» Натальи Гончаровой. Холст, смешанная техника. 73,6х50,2см

Алексей Тизегаузен, глава русского отдела Christie’s. Вверху - картина Константина Сомова «Дверь в сад». 1938. Холст, масло. 64,5х54см. Внизу – «Абстрактная композиция с палитрой» Натальи Гончаровой. Холст, смешанная техника. 73,6х50,2см

— Алексей, расскажите, пожалуйста, о предстоящих аукционах Christie’s во время лондонской русской недели?

Каждый год в ноябре проходят самые важные торги русского искусства в Лондоне. Думаю, в этом году нам удалось собрать интересную коллекцию и картин, и декоративно-прикладного искусства. На этот раз мы сделали два каталога живописи. Один — из самых значительных работ, другой — из вещей просто высокого уровня.

©  Christie's

 Франц Рубо. Военный лагерь вечером. 1900. Картон, масло. 45,7x 57см

Франц Рубо. Военный лагерь вечером. 1900. Картон, масло. 45,7x 57см

— Почему вы решили разделить торги русской живописи на два аукциона и по каким критериям?

— Первый аукцион мы постарались сделать максимально интересным, разнообразным и в то же время небольшим. Мы выбрали для него лучшие лоты — картины Натальи Гончаровой, Александра Яковлева, Кузьмы Петрова-Водкина, Александры Экстер. Это не значит, что второй каталог живописи хуже. Например, там есть Франц Рубо — он всегда хорошо продается, но цены на его работы пока не очень высокие. Изображение Кавказа («Военный лагерь вечером», эстимейт £50—70 тыс.) я бы даже хотел иметь дома.

©  Christie's

 Иван Похитонов. Охотник. Картон, масло. 20,3х34,9см

Иван Похитонов. Охотник. Картон, масло. 20,3х34,9см

— Как собиралась коллекция предстоящих аукционов живописи?

— Чтобы строить коллекцию, нужны вещи, или, есть такое ужасное слово — «товар». Нам приносят картины, мы выбираем то, что нам нравится. Конечно, когда вы составляете каталог, то думаете, что хотели бы иметь два Шишкина, два Айвазовских, два Сурикова, три Похитонова — но это не ГУМ, и так не получается!

Например, на наших аукционах в последние два-три года регулярно появлялись работы одного художника; кто-то тогда хохотал, кто-то краснел, но покупали их очень хорошо. Я имею в виду эротическую графику Зичи. Когда я первый раз включил их в каталог русских торгов, многие возмущались. Но они были востребованы, многие коллекционеры искали именно рисунки Зичи. В этот раз я бы, может, и хотел поставить его работы, но, извините, не нашел — их сейчас нет на рынке.

©  Christie's

 Казимир Малевич. Жнецы. Ок. 1912-1913. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 43,5х56см

Казимир Малевич. Жнецы. Ок. 1912-1913. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 43,5х56см

— Как меняются вкусы русских покупателей и рынок русского искусства в целом в последние годы?

— С каждым годом становится все трудней и трудней находить новые работы. Рынок развивается, и люди хотят покупать только солидные вещи, они больше не собирают мелочь. Главным критерием стало качество. Коллекционеры теперь играют большую роль в процессе — раньше у них были консультанты, теперь собирают сами и хотят собирать «имена». Наши клиенты теперь решают, что покупать, опираясь на собственный вкус.

©  Christie's

 Казимир Малевич. Рисунок на обороте композиции «Жнецы», выполненный карандашом на бумаге, наклеенной на картон

Казимир Малевич. Рисунок на обороте композиции «Жнецы», выполненный карандашом на бумаге, наклеенной на картон

©  Christie's

 Казимир Малевич. Рисунок на обороте композиции «Жнецы», выполненный карандашом на бумаге, наклеенной на картон

Казимир Малевич. Рисунок на обороте композиции «Жнецы», выполненный карандашом на бумаге, наклеенной на картон

— Какие работы из тех, что появятся на предстоящих аукционах, стали для вас открытием именно как для специалиста?

— Прежде всего, графика Малевича большая редкость для рынка. Когда мне позвонили и предложили его работу, я отнесся к этому скептически. Нам регулярно предлагают якобы Малевича, но это не имеет никакого к нему отношения. Однако владелец настаивал, и я согласился посмотреть, как оказалось, не зря. Коллекционер рассказал, что после приобретения акварели он начал ее подробно изучать — даже сделал экспертизу в Третьяковке у Елены Михайловны Жуковой. Сотрудники музея тоже не сразу поверили своим глазам, но это действительно был Малевич, притом первоклассный. Один лот, акварель «Жнецы» 1912—1913 годов, и еще три рисунка с оборота (эстимейт £300—500 тыс.) — ранние зарисовки: наброски обнаженной натуры и изображения глаза периода кубофутуризма. Это уникальный случай, когда по одной работе можно проследить весь творческий путь художника.

©  Christie's

 Константин Сомов. Дверь в сад. 1938. Холст, масло. 64,5х54см

Константин Сомов. Дверь в сад. 1938. Холст, масло. 64,5х54см

— В первом каталоге аукциона живописи 26 ноября сразу несколько работ Константина Сомова, и две из них — уже были на аукционах Christie’s. Насколько я знаю, все они происходят из одного собрания. Расскажите, пожалуйста, о провенансе этих картин.

— Я очень рад, что Сомов, который опубликован на обложке («Дверь в сад», эстимейт £500—700 тыс.), вернулся. Я объясню, почему: эту работу мы продали в 1991 году с трудом за £6 тыс. Это вещь из одной известной французской коллекции, распродажу которой мы проводили в прошлом году. Владельцы собрания — семья, в которой художник прожил последние годы своей жизни. Когда он умер, у них остались практически все его поздние вещи, а также личный архив.

Я могу рассказать, как впервые попал в эту семью. В том же 1991-м ко мне пришла жена того самого человека, который был другом художника, и предложила мне работы Сомова. Как вы понимаете, рынка русского искусства тогда не было. Я решил выставить на аукцион пять его картин, продать, правда, удалось только три. На этом история, казалось, и закончилась, и я позабыл о них. Но три года назад, когда рынок достиг своего пика и Сомов попал в число самых дорогих русских художников, я вспомнил об этих работах и стал искать этих людей. Я помнил, что у женщины был сын, который жил где-то под Парижем, и попросил своего помощника разыскать его. Помог случай: мне позвонила коллега из парижского отдела импрессионистов и модернистов и рассказала, что им предлагали картины некоего Сомова. Она спросила: «Имя Сомов что-нибудь говорит тебе?» Знаете, на следующий день я уже был в Париже. Зашел к ним, посмотрел картины и назвал примерные цены — триста, сто пятьдесят тысяч и так далее. Человек, владелец собрания, мне ответил: «Это несерьезно. Они не могут столько стоить». Однако год назад распродажа коллекции Сомова прошла очень успешно. Сейчас одна из работ, продававшихся на том аукционе, «Боксер» (эстимейт £600—900 тыс.), опять попала на торги, и я думаю, что она уйдет за большие деньги.

©  Christie's

 Константин Сомов. Боксер. 1933. Холст, масло. 54,8х46см

Константин Сомов. Боксер. 1933. Холст, масло. 54,8х46см



— Наконец последний вопрос. Когда вы составляли каталог этих торгов, ставили эстимейты, учитывали ли вы нынешнюю непростую экономическую ситуацию?

— Все меня спрашивают о кризисе. Просят делать какие-то прогнозы. Что я могу сказать? Да, кризис есть, и мы это учитываем. Мы сняли несколько работ с аукциона еще до того, как каталог ушел в печать. Но я убрал только те работы, которые посчитал слабыми.

Однако я не менял цены на топ-лоты. Их владельцы звонили мне, чтобы узнать, не снял ли я их картины с аукциона. Я отвечал, что не знаю, почему они меня об этом спрашивают. Да, может быть, иногда просыпаюсь ночью — думаю о предстоящем аукционе, о кризисе, — но о вашем лоте я и не вспоминал. Ведь дорогие и качественные вещи всегда будут востребованы.


Еще по теме:
Анна Арутюнова. Гид по аукционам, 17.11.2008
Анна Савицкая. Вера как залог успеха, 13.11.2008
Christie’s против кризиса, 16.10.2008
Анна Савицкая. Предаукционный десант, 9.10.2008
Иеремия Херцог. Русская неделя: что покупать на Sotheby’s и Christie’s, 7.06.2008
Иеремия Херцог. Что (не) покупать: Christie’s, 4.02.2008
Иеремия Херцог. Итоги торгов: сеанс разоблачения, 19.06.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›