Оцените материал

Просмотров: 8063

Сокровища из коллекций магнатов

Анна Арутюнова · 20/06/2008
Тринадцать работ русских художников появятся на вечерних торгах импрессионистов и модернистов Christie’s в Лондоне
Тринадцать работ русских художников появятся на вечерних торгах импрессионистов и модернистов Christie’s в Лондоне
До завершения весенне-летнего аукционного сезона в Лондоне осталось совсем немного — уже в середине июля наступит затишье, а в августе и вовсе каникулы. Тем не менее в расписании Christie’s и Sotheby’s еще как минимум по три крупных сейла. Ближайший — открывающий серию торгов импрессионистов и модернистов в Лондоне вечерний аукцион Christie’s 24 июня.

Коллекция лотов, как это обычно бывает на вечернем аукционе, не слишком обширная — всего 81 работа. Но только безупречные с точки зрения происхождения вещи — по ценам, впечатляющим не меньше самих работ. Действительно, провенанс у выставленных лотов обнадеживающий, все они из коллекций американских промышленных магнатов прошлых поколений, не жалевших денег на картины. Причем магнаты не в пример сегодняшним не боялись рисковать и покупали искусство новое и неизвестное, а значит, инвестиционно ненадежное. Семнадцать полотен, например, происходят из собрания супругов Ирвина и Ксении Миллер, открывших Америке импрессионистов. Именно работы из их коллекции составляют ударную часть аукциона и главную надежду организаторов, поскольку выручить за них Christie’s рассчитывает от £40 до £80 млн, т.е. львиную долю от общей предварительной суммы торгов (£90 млн).



Причина, по которой коллекция появилась на рынке, весьма прозаична — в феврале 2008 года, спустя четыре года после своего знаменитого мужа, скончалась Ксения Миллер, и наследники решили продать несколько шедевров. Они вполне могли ограничиться одним — главным сокровищем коллекции (а заодно самым дорогим лотом торгов): работой Клода Моне «Пруд с водяными лилиями», 1919 года (эстимейт £18—24 млн). Это одно из четырех редчайших масштабных полотен художника, в которых искусствоведы усматривают начало абстрактного экспрессионизма середины XX века. Неслучайно в настоящий момент другая работа из этой же серии находится в экспозиции Tate Modern по соседству с полотном Марка Ротко. Кроме того, супругам Миллер принадлежали выставленные на аукцион фовистиский портрет итальянки кисти Анри Матисса 1906 года (£3—4 млн), кубистический «Кувшин» Пабло Пикассо 1911—1912 года (£2—3 млн) и натюрморт Марка Шагала (£1,5—2,5 млн).

Художников русского происхождения на вечерних торгах сразу восемь. Внимание русской публики, безусловно, приковано к абстракции Натальи Гончаровой, оцененной в £3,5—4,5 млн. Ситуация обостряется еще и тем, что на только что прошедших русских торгах в Лондоне Christie’s не удалось продать топ-лот — «Распятие» 1906 года (эстимейт £1,5—2,5 млн). Покупателей вряд ли оттолкнула цена («Натюрморт с фруктами» на Sotheby’s оценили в £2—3 млн и продали за £2,28 млн без особого труда). Скорее всего, дело в религиозном сюжете и несколько нетипичной для Гончаровой простоте композиции. Если это действительно так, то волноваться за судьбу абстрактных эффектных «Цветов» не стоит, несмотря на высокий эстимейт.

«Цветы» происходят из коллекции Альфреда и Елизаветы Хох. Не ограничившись графикой немецких экспрессионистов, которую они начали собирать в середине 1980-х годов, супруги разыскивали работы главных художников-авангардистов первой четверти ХХ века. Кроме Гончаровой в их собрании оказался Баранов-Россине, чья огромная (2 на 3 метра) работа «Ритм. Адам и Ева» также выставлена на торги (эстимейт £1,4—1,8 млн).

Дороже «Цветов» Гончаровой (за исключением, конечно, водяных лилий Моне) оценены всего лишь две работы, причем художников, уже давно и дорого продающихся на аукционах. Первая — пастель Эдгара Дега «Балерины у станка» (эстимейт £4—6 млн), некогда принадлежавшая скандально известному своими махинациями американскому сахарному магнату конца XIX века Генри Хавемайеру. Вторая — портрет японского профессора философии и переводчика романа Альбера Камю «Посторонний» Янаихара кисти Альберто Джакометти (эстимейт £3,5—5 млн).



Christie’s, всегда очень осторожный как с новыми рынками, так и с новыми именами, кажется, окончательно принял Гончарову в святая святых, сделав ее полноправным участником одних из самых статусных и дорогих на сегодняшний день торгов — импрессионистов и модернистов. К слову, нынешний рекорд на живопись художницы был установлен именно на Christie’s ровно год назад, в июне 2007 года («Сбор яблок» куплен за £4,9 млн). На последнюю неудачу аукционного дома можно закрыть глаза — она лишь подтверждает, что коллекционеры готовы отдавать большие деньги только за безупречные работы.

 

 

 

 

 

Все новости ›