Первым традиционно стартует Bonhams, где можно приобрести Айвазовского самого разного качества, но главные события разворачиваются в Sotheby's
© Sotheby’s
Константин Коровин. Лодка. 1913
Ежегодная осенняя сессия аукционов русского искусства в Лондоне в этом году сместилась с ноября на декабрь. В столицу Туманного Альбиона уже съехались основные игроки отечественного арт-рынка и делают ставки, как все пройдет на этот раз. Одни спорят, чья коллекция лучше —
Sotheby's или
Christie’s, другие гадают, будут ли грядущие торги последними «кризисными» или период рецессии подошел к концу и начинается новая эпоха.
Каждый аукционный дом избрал свою тактику:
Bonhams руководствуется принципом «всего понемногу», зато отстреляется первым;
Sotheby's подготовил целых четыре аукциона на любой вкус и кошелек; главный девиз
Christie's — «меньше, да лучше»; а
MacDougall's удалось собрать самую сильную подборку икон. Пока организаторы торгов бьются за клиентов, коллекционерам приходится решать две главные проблемы: как везде успеть и, конечно, что покупать.
© Bonhams
Иван Айвазовский. Утренний улов. 1870
Из пресс-релиза следует, что основные надежды аукционный дом
Bonhams возлагал на две знаковые для русского искусства фигуры — Айвазовского и Фаберже. Неоригинально, но вполне резонно — оба с завидным постоянством приносят значительную прибыль на каждых русских торгах. Однако именно с Айвазовским вышла заминка — лот 9, «И Дух Божий носился над водою», проходит в каталоге аукциона как ранняя (1838) работа великого мариниста, причем составители убеждают нас, что она непременно будет опубликована в новой монографии по Айвазовскому, которую готовят Джанни Каффьеро и Иван Самарин. Радует и эстимейт £30—40 тыс., вполне адекватная цена для такого размера (23 х 18,5 см). Однако тем, кто внимательно изучает
онлайн-каталог, открываются новые подробности. В разделе
lot notice опровергается информация про предстоящую публикацию этой работы, а также указано, что пейзаж лишь «приписывается Айвазовскому», подпись на картине была «добавлена позднее и не относится к периоду написания картины». Зато с лотом 19, «Утренний улов», вроде бы все в порядке, его подлинность гарантирует тот же Джанни Каффьеро. Правда, этот классический пейзаж приличного размера обойдется более чем в пять раз дороже (£150—250 тыс.).
Читать текст полностью
Если бюджет все же ограничен несколькими десятками, а не сотнями тысяч фунтов, то чем покупать сомнительного Левитана за £6—8 тыс. (лот 13), все же надежнее потратить £10—15 тыс., например, на «Кавказский бивуак» Алексея (Алессио) Исупова. Он учился у Аполлинария Васнецова, в молодости его стиль был похож на коровинский, но позже, в эмиграции в Италии, Исупову удалось выработать собственную манеру. Выставленная на аукцион работа была создана уже в эмиграции (подпись латиницей), где художник продолжал писать русские и кавказские пейзажи. Подделывают Исупова все же куда реже, чем позднего Коровина (когда-то его работы даже выдавали за коровинские), живопись у него не хуже, а цены на его произведения постоянно растут.
Среди топ-лотов аукциона есть работа другого эмигранта, Николая Фешина. Ученик Репина после революции уехал в Америку, где прославился как светский портретист и автор проекта собственного дома в русско-мексиканском стиле в Таосе. На рынке цены на его картины достигают $250 тыс., но «Портрет девочки» оценен на Bonhams в £55—85 тыс.
© Sotheby’s
Михаил Перхин. Золотой портсигар, украшенный эмалью. Мастерская Карла Фаберже. Санкт-Петербург. Около 1896
Каким-то чудесным образом аукционному дому Sotheby's каждый год удается заполучить на русские торги большую коллекцию изделий фирмы Карла Фаберже, да еще и с монаршим провенансом. Прошлой осенью специалист по русскому декоративно-прикладному искусству Ольга Вайгачёва привозила в Москву на выставку предметы с клеймом Фаберже, принадлежавшие когда-то принцессе Тире Датской, родной сестре императрицы Марии Федоровны, жены Александра III.
На этот раз на торги выставлены портсигары и запонки из коллекции великой княгини Марии Павловны и ее супруга великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III. Когда началась революция, Мария Павловна попыталась спасти драгоценности, и в 1918 году по ее просьбе вещи были переданы на хранение в шведскую дипломатическую миссию. Когда Швеция официально разорвала отношения с Советской Россией, зашитые в наволочки (которые также выставлены на аукцион, с эстимейтом £200—300) предметы были вывезены в Стокгольм вместе с имуществом миссии. Там они так и не были востребованы законными владельцами и хранились в сейфах шведского МИДа вплоть до недавней находки. Примерно год назад все вещи были наконец возвращены наследникам, которые и приняли решение выставить их на торги.
{-tsr-}Организаторы торгов охотно рассказывают потенциальным покупателям эту детективную историю, однако сообщать, кто стоит за продажей коллекции, разумеется, отказываются. По предварительной оценке, аукцион из 110 лотов должен принести около £1 млн. Самые дорогие предметы — лоты 80 и 72 — золотые портсигары, украшенные эмалью гильоше, работы мастера Михаила Перхина; за них придется заплатить никак не меньше £60—90 тыс. Зато пару простых золотых запонок можно приобрести всего за £80—120, а украшенные бриллиантами золотые запонки, выполненные Августом Хольмстремом к очередной годовщине свадьбы, обойдутся в £3—5 тыс.
© Sotheby’s
Борис Григорьев. Женский портрет
Первые итоги можно подвести уже в конце первого дня, после вечерних торгов русской живописи Sotheby's. Тридцать шесть лотов, первые имена русского искусства — Илья Репин, Иван Шишкин, Александра Экстер, Михаил Ларионов. Главный козырь главы русского отдела Sotheby's Джоанна Викери — абстрактная композиция «Венеция» амазонки русского авангарда Александры Экстер (эстимейт £900 тыс. — 1,2 млн). Правда, написана она уже во Франции, в 1925 году, а наиболее ценным считается ранний период творчества художницы. В любом случае вещи Экстер очень востребованы на рынке, и основная проблема здесь — вал подделок, с которым столкнулись коллекционеры и галеристы несколько лет назад. В данном случае гарантией подлинности должен стать провенанс: работа ранее принадлежала художнику Симону Лиссиму, ученику и душеприказчику Экстер.
Чтобы выяснить, что из 36 лотов все же заслуживает особого внимания, я попросила галериста Михаила Гаджикасимова полистать перед началом русской недели каталоги аукционов и прокомментировать понравившиеся лоты. Разумеется, не видя вещей вживую, трудно судить об их подлинности, состоянии сохранности и порой качестве живописи. Однако выделить наиболее интересные работы все же можно. Гаджикасимов отметил пейзаж Бессарабии 1902 года Михаила Ларионова (эстимейт £500—700 тыс.), женский портрет Бориса Григорьева (£100—150 тыс.) и натюрморт Роберта Фалька (£60—80 тыс.). Для поклонников академической живописи XIX века Sotheby's нашел шикарного Шишкина; классический пейзаж с сосновым бором 1866 года оценен довольно сдержанно, £400—600 тыс.
Крайне редко на рынке появляются работы Давида Петровича Штеренберга. Его творческое наследие сосредоточено в основном в музеях, а также в одном частном собрании. В то же время Штеренберг — художник очень интересный и отчасти недооцененный, поэтому появление на Sotheby's его овальной композиции «Натюрморт с рыбой» (эстимейт £200—250 тыс.) безусловно следует считать событием. Если Штеренберг представлен очень узнаваемой по манере живописи и сюжету работой, то ранний, импрессионистический Коровин — «Лодка» (1913), эстимейт £300—500 тыс. — довольно необычен, однако работ этого периода становится на рынке все меньше.