Bonhams руководствуется принципом «всего понемногу», Sotheby's подготовил четыре аукциона на любой вкус и кошелек, главный девиз Christie's – «меньше, да лучше», а MacDougall's удалось собрать самую сильную подборку икон.
Первым традиционно стартует Bonhams, где можно приобрести Айвазовского самого разного качества, но главные события разворачиваются в Sotheby's
Ежегодная осенняя сессия аукционов русского искусства в Лондоне в этом году сместилась с ноября на декабрь. В столицу Туманного Альбиона уже съехались основные игроки отечественного арт-рынка и делают ставки, как все пройдет на этот раз. Одни спорят, чья коллекция лучше — Sotheby's или Christie’s, другие гадают, будут ли грядущие торги последними «кризисными» или период рецессии подошел к концу и начинается новая эпоха.Читать!
Из пресс-релиза следует, что основные надежды аукционный дом Bonhams возлагал на две знаковые для русского искусства фигуры — Айвазовского и Фаберже. Неоригинально, но вполне резонно — оба с завидным постоянством приносят значительную прибыль на каждых русских торгах. Однако именно с Айвазовским вышла заминка — лот 9, «И Дух Божий носился над водою», проходит в каталоге аукциона как ранняя (1838) работа великого мариниста, причем составители убеждают нас, что она непременно будет опубликована в новой монографии по Айвазовскому, которую готовят Джанни Каффьеро и Иван Самарин. Радует и эстимейт £30—40 тыс., вполне адекватная цена для такого размера (23 х 18,5 см). Однако тем, кто внимательно изучает онлайн-каталог, открываются новые подробности. В разделе lot notice опровергается информация про предстоящую публикацию этой работы, а также указано, что пейзаж лишь «приписывается Айвазовскому», подпись на картине была «добавлена позднее и не относится к периоду написания картины». Зато с лотом 19, «Утренний улов», вроде бы все в порядке, его подлинность гарантирует тот же Джанни Каффьеро. Правда, этот классический пейзаж приличного размера обойдется более чем в пять раз дороже (£150—250 тыс.).
Если бюджет все же ограничен несколькими десятками, а не сотнями тысяч фунтов, то чем покупать сомнительного Левитана за £6—8 тыс. (лот 13), все же надежнее потратить £10—15 тыс., например, на «Кавказский бивуак» Алексея (Алессио) Исупова. Он учился у Аполлинария Васнецова, в молодости его стиль был похож на коровинский, но позже, в эмиграции в Италии, Исупову удалось выработать собственную манеру. Выставленная на аукцион работа была создана уже в эмиграции (подпись латиницей), где художник продолжал писать русские и кавказские пейзажи. Подделывают Исупова все же куда реже, чем позднего Коровина (когда-то его работы даже выдавали за коровинские), живопись у него не хуже, а цены на его произведения постоянно растут.
Среди топ-лотов аукциона есть работа другого эмигранта, Николая Фешина. Ученик Репина после революции уехал в Америку, где прославился как светский портретист и автор проекта собственного дома в русско-мексиканском стиле в Таосе. На рынке цены на его картины достигают $250 тыс., но «Портрет девочки» оценен на Bonhams в £55—85 тыс.
Михаил Перхин. Золотой портсигар, украшенный эмалью. Мастерская Карла Фаберже. Санкт-Петербург. Около 1896
На этот раз на торги выставлены портсигары и запонки из коллекции великой княгини Марии Павловны и ее супруга великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III. Когда началась революция, Мария Павловна попыталась спасти драгоценности, и в 1918 году по ее просьбе вещи были переданы на хранение в шведскую дипломатическую миссию. Когда Швеция официально разорвала отношения с Советской Россией, зашитые в наволочки (которые также выставлены на аукцион, с эстимейтом £200—300) предметы были вывезены в Стокгольм вместе с имуществом миссии. Там они так и не были востребованы законными владельцами и хранились в сейфах шведского МИДа вплоть до недавней находки. Примерно год назад все вещи были наконец возвращены наследникам, которые и приняли решение выставить их на торги.
Читать!
Первые итоги можно подвести уже в конце первого дня, после вечерних торгов русской живописи Sotheby's. Тридцать шесть лотов, первые имена русского искусства — Илья Репин, Иван Шишкин, Александра Экстер, Михаил Ларионов. Главный козырь главы русского отдела Sotheby's Джоанна Викери — абстрактная композиция «Венеция» амазонки русского авангарда Александры Экстер (эстимейт £900 тыс. — 1,2 млн). Правда, написана она уже во Франции, в 1925 году, а наиболее ценным считается ранний период творчества художницы. В любом случае вещи Экстер очень востребованы на рынке, и основная проблема здесь — вал подделок, с которым столкнулись коллекционеры и галеристы несколько лет назад. В данном случае гарантией подлинности должен стать провенанс: работа ранее принадлежала художнику Симону Лиссиму, ученику и душеприказчику Экстер.
Чтобы выяснить, что из 36 лотов все же заслуживает особого внимания, я попросила галериста Михаила Гаджикасимова полистать перед началом русской недели каталоги аукционов и прокомментировать понравившиеся лоты. Разумеется, не видя вещей вживую, трудно судить об их подлинности, состоянии сохранности и порой качестве живописи. Однако выделить наиболее интересные работы все же можно. Гаджикасимов отметил пейзаж Бессарабии 1902 года Михаила Ларионова (эстимейт £500—700 тыс.), женский портрет Бориса Григорьева (£100—150 тыс.) и натюрморт Роберта Фалька (£60—80 тыс.). Для поклонников академической живописи XIX века Sotheby's нашел шикарного Шишкина; классический пейзаж с сосновым бором 1866 года оценен довольно сдержанно, £400—600 тыс.
Крайне редко на рынке появляются работы Давида Петровича Штеренберга. Его творческое наследие сосредоточено в основном в музеях, а также в одном частном собрании. В то же время Штеренберг — художник очень интересный и отчасти недооцененный, поэтому появление на Sotheby's его овальной композиции «Натюрморт с рыбой» (эстимейт £200—250 тыс.) безусловно следует считать событием. Если Штеренберг представлен очень узнаваемой по манере живописи и сюжету работой, то ранний, импрессионистический Коровин — «Лодка» (1913), эстимейт £300—500 тыс. — довольно необычен, однако работ этого периода становится на рынке все меньше.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3453836
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344681
- 3. Норильск. Май 1271916
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898511
- 5. Закоротило 823448
- 6. Не может прожить без ирисок 788799
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 764577
- 8. Коблы и малолетки 743722
- 9. ЖП и крепостное право 567764
- 10. Затворник. Но пятипалый 476652
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 406650
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373358