К двадцатой годовщине падения Берлинской стены немецкий аукционный дом Jeschke-Van Vliet провел торги соцреалистической живописи
© artknowledgenews.com
Вячеслав Токарев. Выступление Ленина. 1960. Холст, масло. 134х200 см
Итальянская коллекция русского и украинского искусства, проданная в Германии… Это предприятие могло стать самым космополитичным аукционом года, а на деле оказалось одним из самых странных и крайне неудачных.
Торги с громким названием «За железным занавесом. Искусство соцреализма» провел 6 ноября берлинский аукционный дом
Jeschke-Van Vliet. Как ожидали организаторы, аукцион, состоявший из 140 лотов (135 картин и 5 графических работ), должен был принести €2,6 млн, однако общий итог составил всего €387 500, а продать удалось всего 31 лот.
Известно, что выставленная на аукцион коллекция была собрана за последние пять лет шестью коллекционерами из Милана. Почему вдруг они решили продать ее именно сейчас, в столь сложное для арт-рынка время, когда спрос существенно снизился и на произведения соцреализма, остается загадкой. Возможно, ожидалось, что удастся сделать дополнительную рекламу за счет шума в прессе по поводу двадцатилетия падения Берлинской стены.
© Sean Gallup/Getty Images Europe
Вообще, в прошедших торгах
Jeschke-Van Vliet было много странного. Начнем с того, что изначально была анонсирована выставка, к тому же достаточно большая: 287 работ, многие из них — гигантских размеров. Вход свободный, каждому посетителю выдавали внушительный по объему каталог. Путаница возникала уже из-за того, что предназначенные для аукциона 140 вещей никак не были обозначены. На предаукционную выставка не походила — планировалось, что она будет идти еще три недели после торгов, до 30 ноября.
Впрочем, масштаб в данном случае никак не гарантировал качества. Мирьяна Маричевич из московской галереи
Maricevic Fine Art & Antiques назвала аукцион «по-настоящему забавным: выставленные лоты — это профессионально подобранная группа работ весьма сомнительного художественного качества. Уровень всех вещей абсолютно одинаков: заказная мазня!». Среди них немало копий с произведений любимцев «советских аппаратчиков» — Пластова, например. К тому же многие полотна не подписаны, а «приписываются» тому или иному художнику. Очень мало известных имен, исключение составила, пожалуй, только Яблонская, однако не знаменитая Татьяна Ниловна, автор знаменитого "Хлеба" из Третьяковки, а ее младшая сестра Елена. Однако обе приписанные ей работы проданы не были.
Читать текст полностью
Единственным произведением довоенного периода была «Парашютистка» Александра Богданова, написанная в 1937 году. Больше половины выставленных на аукцион работ были созданы в 70—80-е годы, а самая поздняя — «Сходка партизан» Варшавского — в 1991-м. Несмотря на низкое качество, все лоты были оценены неоправданно высоко, причем ни одна из проданных работ не дотянула даже до нижней границы эстимейта. Для примера: дороже всего ушла работа Александра Бурака «Отдых рабочих» 1953 года (€19 тыс.), второй по стоимости стал «Сбор яблок» 1976 года Игоря Чаматы (€18 тыс., втрое ниже эстимейта) — и это при том, что до аукциона предварительная стоимость большинства вещей превышала €20 тыс.!
© www.behind-the-iron-curtain.de
Александр Богданов. Парашютистка. 1937. Холст на картоне, масло. 39,5 x 29,5 см
Причин для провала торгов было несколько. Аукцион предваряла совершенно бестолковая пиар-кампания, проигнорировавшая специализированную прессу. В заметки о выставке живописи соцреализма (о торгах не было сказано ни слова), опубликованной в The International Herald Tribune, были перепутаны имена художников, а в лондонском Observer упоминались работы Дейнеки, Пименова и Коржева, которые не были представлены ни на выставке, ни на аукционе. К тому же владельцы произведений отказались от комментариев, предоставив куратору коллекции Алессандре Коруцци общаться со СМИ. Толку от нее было мало: по-английски она не говорит, а ее компетентность как специалиста по советскому искусству вызывает сомнения, особенно если учесть, что русского Коруцци также не знает. Каталог аукциона и сайт, посвященный выставке, были сделаны на двух языках, немецком и английском, русского перевода не было, что тоже странно — организаторы торгов рассчитывали в основном на покупателей из России и Украины. Их отсутствие в зале представитель аукционного дома объяснил эпидемией гриппа. Торговались преимущественно по телефону, и в итоге работы ушли коллекционерам из США, Германии, Италии, Франции и Швеции.
Судя по результатам, наиболее востребованы были яркие, декоративные полотна, а произведения военной тематики или с явной идеологической подоплекой уходили плохо (из 18 работ, на которых был изображен Ленин, проданы были лишь две). Не пользовалась популярностью у покупателей и производственная тема; наивно было рассчитывать, что коллекционеров привлекут виды Братской ГЭС. С полями колосящейся пшеницы и лучезарными колхозницами дела обстояли получше — именно они обеспечили аукциону хоть какой-то коммерческий успех.
© www.behind-the-iron-curtain.de
Елена Яблонская (приписывается). Сбор кукурузы. 1968-1970. Холст, масло. 140х250 см
Комментируя итоги торгов, Ханс ван Флит отметил, что «рынок пока что не готов к высоким ценам на соцреалистов, и это только начало». Однако некоторые наблюдатели, наоборот, опасаются, что спрос на подобное искусство будет только снижаться, так как рынок могут обрушить владельцы нескольких крупных коллекций советской живописи, которые планируют продать их в самое ближайшее время. Тем не менее ван Флит уверяет, что доволен результатами: «С финансовой точки зрения аукцион прошел гораздо лучше, чем мы того ожидали!» Он сообщил, что основная часть вырученных средств пойдет на реставрацию других работ из коллекции (всего их около 600), ведь на восстановление каждого полотно уходит от двух до четырех тысяч евро. По мнению Алессандры Коруцци, работа реставраторов может привести к «замечательным открытиям в отношении великолепной техники произведения — исследования в рентгеновских и инфракрасных лучах не выявили никакого подготовительного рисунка, что, несомненно, свидетельствует об уникальном таланте советских живописцев!»
Или это еще одно свидетельство того, что авторы работ штамповали их одну за другой ради денег и званий?
Статья в каталоге выставки открывалась высокопарной фразой о том, что эта живопись «побуждает нас создать лучший мир для человечества в будущем». На мой взгляд, лучшим девизом был бы следующий: «Не нaми непрaвдa стaлaсь, не нaми и кончится».
Саймон Хьюитт — арт-критик, обозреватель журнала ART+AUCTION, автор сайта www.art-angle.com
Перевод с английского Анны Савицкой
Вот в некоторых российских галереях за совок такое выдают...