Оцените материал

Просмотров: 25257

Моне и Пикассо против Уорхола и Дойга

Анна Савицкая · 02/07/2009
О том, кого из модернистов покупали в Лондоне в июне и как послевоенное искусство восстанавливает свои позиции на крупнейших аукционах

Имена:  Клод Моне · Пабло Пикассо · Питер Дойг · Энди Уорхол

©  Christie’s

Питер Дойг.  Спортивная площадка ночью. 1997-1998. Холст, масло. 200x274,3 см

Питер Дойг. Спортивная площадка ночью. 1997-1998. Холст, масло. 200x274,3 см

В Лондоне завершилась ударная неделя торгов импрессионистов и модернистов, а также современного искусства, традиционно завершающая аукционный сезон. Ведь уже с середины июля Sotheby's и Christie’s «уходят на каникулы» фактически до  сентября. Результаты прошедших торгов, на которые аналитики будут ориентироваться при оценке состояния арт-рынка до осени, выглядят неплохо: главные топ-лоты проданы, а сумма продаж — в пределах предварительной оценки организаторов. Все чаще и чаще звучат мнения о том, что рынок искусства постепенно выходит из кризиса.

©  Christie’s

Клод Моне. В парке Монсо. 1878.  Холст, масло. 65,3х54,2 см

Клод Моне. В парке Монсо. 1878. Холст, масло. 65,3х54,2 см

Как всегда, аукционные дома собрали для торгов очень похожие коллекции. На импрессионистах и модернистах оба делали ставку на Пабло Пикассо и Клода Моне, а в разделе послевоенного искусства не обошлось без Энди Уорхола и Питера Дойга. Итоги борьбы за покупателей у Christie’s и Sotheby's также схожи, правда, с незначительным преимуществом последнего. На вечерних торгах Christie’s (искусство импрессионизма и модернизма), прошедших 23 июня, было продано около 68% лотов на общую сумму £37 млн, то есть в пределах эстимейта (£36,9—50,2 млн). Несмотря на то что около трети работ не нашли покупателя, ожидания аукционного дома в отношении прибыли оправдались, а значит, многие лоты уходили либо по верхней границе эстимейта, либо с его превышением. За £6,3 млн ушел пейзаж Клода Моне «В парке Монсо», который был выставлен с очень осторожным эстимейтом £3,5—4,5 млн. Художник является явным фаворитом современных коллекционеров и неизменно обеспечивает успех лондонских аукционов Christie's: год назад его «Пруд с кувшинками» был продан за £41 млн, установив ценовой рекорд на работы Моне, а в феврале 2009-го холст «На лугу» ушел за £11 млн. На этот раз произведение Моне вновь возглавляет список самых дорогих работ, но цена почти вдвое меньше. На следующий день на Sotheby's пейзаж Моне тоже купили, но уже строго в границах эстимейта: «Зимняя дорожка в Живерни», оцененная в £3—4 млн, ушла за £3,8 млн. Тенденция намечается настораживающая: поздний и сомнительный по художественному качеству вариант бесчисленных «кувшинок» художника в 2008-м, на закате аукционного бума, удалось продать за четыре десятка миллионов,  а теперь значительные, даже хрестоматийные полотна именитого импрессиониста дешевеют с каждой новой сессией торгов. Или, может быть, единственным критерием оценки живописи теперь стал размер холста???

©  Sotheby’s

Пабло Пикассо. Мужчина со шпагой. 1969. Дерево, масло. 146х114 см

Пабло Пикассо. Мужчина со шпагой. 1969. Дерево, масло. 146х114 см

Но главным фигурантом июньских аукционов импрессионистов и модернистов все же стал не Клод Моне, а Пабло Пикассо, который отметился своими поздними вещами. 24 июня Sotheby's продали «Мушкетера со шпагой» 1969 года за £6,9 млн, но накануне Christie's повезло чуть меньше: другой вариант (но того же года) этой работы ушел за £5,7 млн. Тут специалистов Christie's подвела даже не фортуна, а политика слишком заниженных эстимейтов и резервных цен: своего «Мушкетера» они оценили в £5—7 млн, а их соперники — в £ 6—8 млн, то есть «продешевили» как раз на миллион. Подобная история повторилась и с «обнаженными» того же художника: на Сhristie's вещь была приобретена за £3,4 млн, а Sotheby’s удалось продать «Стоящую обнаженную» за £4,2 млн. По-видимому, на этот раз Sotheby's удалось взять реванш за майское поражение в Нью-Йорке, когда «Портрет дочери» Пикассо (эстимейт $16 млн) не нашел покупателя, а Christie's продал его же «Портрет мушкетера» за $14 млн. На этот раз Sotheby’s хоть и выручил несколько меньше, £33,5 млн, но зато намного больше нижней границы общего эстимейта (£26,7—37,2 млн).

©  Sotheby’s

Энди Уорхол. Миссис Маккарти и миссис Браун (Катастрофа с тунцом). 1963

Энди Уорхол. Миссис Маккарти и миссис Браун (Катастрофа с тунцом). 1963

Если результаты торгов импрессионистов и модернистов обозреватели называли просто «достойными» и говорили лишь об уверенном спросе в этом сегменте, то в отношении современного искусства речь идет уже о восстановлении спроса на это направление. Впервые после осеннего падения процент проданных лотов превысил 90! Вечерний аукцион послевоенного искусства Sotheby’s (25 июня) безо всяких оговорок можно признать очень удачным. Продано 37 из 40 лотов (всего три непроданные работы — это поистине докризисная цифра), а общая сумма составила £25,5 млн (предварительная оценка £19,8—27,4 млн). Тройка самых дорогих — классик поп-арта Энди Уорхол («Миссис Маккарти и миссис Браун» из серии «Катастрофа с тунцом» была продана за £3,7 млн), Александр Колдер и Питер Дойг — последние две работы, кстати, превысили верхнюю границу эстимейта, £1,8 млн, и перешагнули отметку в £2 млн. Особенно упорно покупатели торговались за пейзаж «Почти выросший» Дойга с обложки аукционного каталога; в итоге работа ушла за £2,6 млн. Продажа лота 14, холста Энди Уорхола, интересна даже не как самая крупная сделка этого аукциона, а как пример хороших инвестиционных перспектив современного искусства. Так, на аукционе Sotheby’s в Лондоне в 1995 году эта работа была продана за £290 тыс., а в июне этого года ушла почти за £4 млн, то есть за 15 лет десятикратно возросла в цене.

©  Christie’s

Ричард Принс. Загородная медсестра. 2003. Холст, акрил, чернильный отпечаток. 202x132,8 см

Ричард Принс. Загородная медсестра. 2003. Холст, акрил, чернильный отпечаток. 202x132,8 см

30 июня на вечерних торгах Christie's тоже был Уорхол, «Автопортрет» 1966 года, оцененный в £500—800 тыс, но ушел куда скромнее, за £690 тыс. Зато урбанистический пейзаж Питера Дойга «Спортивная площадка ночью» была приобретена дороже, чем его же работа на Sotheby's, — за £3 млн, с превышением эстимейта £1,5—2 млн. Теперь «Спортивная площадка» — вторая в списке самых дорогих работ художника. Еще два топ-лота Christie's: картина «Загородная медсестра» Ричарда Принса, проданная за £1,7 млн, и полотно Герхарда Рихтера «1025 оттенков» — за £1,3 млн. В целом аукцион Christie's прошел спокойно и без сенсаций, из тех же 40 лотов непроданными остались только 5, а общая сумма составила несколько меньше, чем у Sotheby's — £19 млн (эстимейт £17,4—24 млн). Состоявшиеся торги показали, что работы признанных современных художников, ставших уже классиками, сейчас продаются пусть и не за баснословные суммы, но зато стабильно. Является ли это первыми признаками оздоровления арт-рынка или даже нового подъема, покажет время, а пока что будем ждать последних в этом сезоне аукционов старых мастеров, которые пройдут в Лондоне в начале июля.

 

 

 

 

 

Все новости ›