Как ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ смеялась над трагической выставкой Марка Ротко и пила чай с Дашей Жуковой
Поскольку я так и не рассказала читателю, как во вторник встречалась с Дашей Жуковой, восполняю этот пробел, а потом перехожу к четвергу.
Вторник, 14 октября (задним числом)Встречались мы в отеле Claridge, воплощении лондонских традиций (одной из таких традиций, и не лучшей, является, как выяснилось, разбавление хорошего крепкого чая кипятком — вот откуда мои соотечественники взяли эту мерзкую привычку). Как настоящая звезда, Даша Жукова опоздала; как хорошо воспитанная молодая девушка, она об этом предупредила заранее, а приехав, извинилась. Это хорошее воспитание вообще в ней очень чувствуется — может быть, и бестактно с моей стороны на этом фиксироваться, но, право, в последние годы мы обычно имели дело с чем-то совершенно другим. Может быть, из-за этого я все время ловила себя на том, что отчего-то воспринимаю Дашу Жукову как представительницу родовой российской аристократии. Почему-то мне все время хотелось назвать ее княжной или чем-то в этом роде.
И это был бы, кстати говоря, не только комплимент, но и обозначение определенных ожиданий. Российская аристократия, как известно, в идеале должна была видеть смысл своего существования в служении обществу, и иногда у Даши Жуковой что-то такое проскальзывает в словах. Она, вообще-то, именно это имеет в виду, когда говорит, что ей хочется, чтобы в Москве было так же хорошо и весело, как в Лондоне. В основном она, правда, думает при этом о своих друзьях и о том, что хорошо и весело должно быть им, но это, в конце концов, естественно. Мне давно казалось, что новый российский класс хотел бы перенять какие-то внешние регалии русского дворянства, так если он переймет еще и кодекс чести — это было бы неплохо.
Даша Жукова уделяет много внимания идее образования. Иногда кажется, что это ей даже более интересно, чем выставки. Это тоже совершенно понятно — она сама еще полностью в этой теме. Ей очень хочется, чтобы ее книжный магазин был на самом высоком уровне, чтобы была общедоступная библиотека, чтобы в «Гараже» было образование для детей и для широкой публики, причем с акцентом не на теоретические лекции, а на близкое ручное знакомство с искусством.
Как мне показалось, ею движет интерес не к художникам (какие они необычные люди, как с ними интересно и т.п.) и не к отдельным работам (какие они красивые, как они украсят мою квартиру или мой музей), а к искусству вообще, как к определенной сфере человеческой жизни, которая дает свободу и одновременно понимание чего-то важного. И это, по-моему, хороший знак.
Даша Жукова вообще лучше, чем ее интервью, которые она пока еще не научилась давать. Иногда она говорит что-то слишком уж ожидаемое. Например, что современное искусство нравится ей тем, что оно вносит в жизнь красоту. Но, когда я обращаю ее внимание на то, что оно вовсе не всегда красиво, а иногда и неприятно и опасно, она думает и соглашается. Да, современное искусство нужно тем, что оно расширяет горизонты и заставляет смотреть на мир по-другому.
Из всех кабаковских работ ей больше всего нравится «Красный вагон». Сидя там внутри, она действительно почувствовала всю сложность и драму советского времени с его несбывшимися надеждами. Она вообще чувствует связь с этим временем. Из-за мамы и из-за советского кино, которое она любит и смотрит. Чтобы лучше понять.
Плохого она ни про выставку, ни про «Гараж» ничего не слышала и не читала. Ей кажется, всем очень понравилось. Конечно, те друзья, кто не в теме, те не совсем поняли, о чем там речь. Но они все равно ее друзья и доверяют ей: если она этим занимается, значит, все правильно.
Кризис, как ей кажется, России не коснется так сильно, как других стран. Тут она понизила голос и как бы даже заговорщически сообщила, что экономика России базируется не на чисто финансовой, а на более реальной основе, и поэтому так уж бояться не надо. Как мне показалось, тут у нее были какие-то особые источники информации.
Потом мы поговорили о планах. Даша была со своим советником Молли Дент-Броклхерст, и тут мы перешли на английский. Сейчас «Гараж» закроется на продолжение реконструкции (расширятся книжный магазин и кафе), а пока фонд будет достраиваться как структура (появится команда кураторов, которая почти определена, но имен мне никаких не назвали) и действовать на других площадках, чтобы о нем не забыли. Например, Ханс Ульрих Обрист снова появится в Москве, чтобы сделать видеовыставку — гигантскую проекцию на здание Мосэнерго около Кремля. Среди художников там будут, среди прочих, Даглас Гордон, Дуг Айткен и Пипилотти Рист (это понятно), а из русских — великий документалист Пелешьян (это менее предсказуемо). Это в ноябре, и «как же будет здорово смотреть на это, сидя в пробке», сказала Даша. Будут также разные эффектные скульптуры и инсталляции в городе, есть планы про выставку Такаши Мураками (я попросила добавить в выставку исследование экономической деятельности Мураками — про то, как он из живого человека превратился практически в корпорацию). И еще она сказала, что надо бы молодых художников показывать, и российских, и заграничных. И что хочется искусства яркого, красочного, а то все кругом стали такие грустные.
А в конце зашла речь про деньги. Про то, что они нужны — на один проект больше, на другой меньше; что кое-что слишком дорого и что порой нужна некая дополнительная поддержка. Это, надо сказать, убедило меня в том, что тут имеется некое реалистическое мышление, а не просто черпание из якобы бездонного кармана. И что все это, может быть, действительно будет.
Четверг, 16 октября
В четверг VIPовское утро началось с торжественной линейки в галерее Tate Modern, где были объявлены ежегодные закупки с ярмарки для музея. Закупки делает команда независимых кураторов, каждый год новая. В первый день они анонимно прочесывают ярмарку и выбирают достойных. Среди прочего купили работу 85-летней чешской концептуалистки Белы Коларовой, которая была очень сильно представлена на последней «Документе», благодаря чему ее и заметили, наконец. Ее работа окажется в Tate впервые. Остальное более предсказуемо, например символический фильм ливанца Акрама Заатари, в котором двое мужчин, старый и молодой, готовят оружие, чтобы идти на какую-то войну, но молодой в последний момент остается.
После линейки была дана команда «вольно» и было предложено осмотреть выставку поздних работ Марка Ротко, которой музей очень гордится. Все магазины Tate заставлены чашками в соответствующую полосочку — темно-красного цвета, цвета запекшейся крови (такое у позднего Ротко было видение мира). Выставка как выставка, но посетители явно делились на две группы: просто посетители и те, кто недавно побывал на выставке Кабакова в Москве. Первые ходили с восхищенным видом, а вторые с несколько растерянным (это не моя выдумка, я кое-кого спросила). Дело в том, что после кабаковских персонажей типа Шарля Розенталя ни одну выставку «поздних работ», особенно таких пафосных, смотреть без смеха невозможно. Длинная череда темно-серых стен с абсолютно одинаковыми — и по размеру, и по цвету — абстрактными картинами, излучающими немыслимую и ни на чем не основанную духовную претензию. Это, конечно, чистой воды Шарль Розенталь, если не Васисуалий Лоханкин.
Все-таки нельзя забывать, что изначально абстрактное искусство задумывалось как грандиозное надувательство, как грубый отказ дать обывателю картинку с голой теткой. Тем-то и велик Малевич, что у него это очень откровенно. Когда этот момент надувательства начинают тщательно камуфлировать, а VIP-обыватель подыгрывает и с умным видом утверждает, что только и мечтал о темно-красных полосочках и никакая голая баба ему не нужна, — это все достойно пера Даниила Хармса. Или Кабакова.
Еще по теме:
Екатерина Деготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze. Заключительный выпуск
Екатерина Деготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск второй
Екатерина Деготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск первый
Ярмарка Frieze в Лондоне. 13—19 октября
Открытия недели Frieze
Ссылки
КомментарииВсего:11
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452282
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343667
- 3. Норильск. Май 1270136
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897980
- 5. Закоротило 822612
- 6. Не может прожить без ирисок 785194
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762268
- 8. Коблы и малолетки 742120
- 9. Затворник. Но пятипалый 473811
- 10. ЖП и крепостное право 408339
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404643
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371732
не думаю, что искусство должно настраивать публику критично. хотя каждому своё.
а "ворота", видать, по-вашему, это тоже Васисуалий?
Шикарно! Раз - и вся история абстрактного искусства как на ладони. Особенно прекрасно, что Ротко - пафосный жулик, а Кабаков, конечно же, наше все.
Это не просто надувательство. Автор - надо сказать весьма трагический с жизненной драмой.
Думаете заигрался?
Натуральное вылизывание чьего-то зада...