Подавали бы осетрину под майонезом, мы бы задумались. А вот редиска без ничего внушает сдержанный оптимизм
Поскольку презентация Центра современной культуры «Гараж», которым руководит Даша Жукова, была окружена покровом тайны, мы решили как можно более исчерпывающе ответить на незаданные вопросы читателей.Где это находится
На улице Образцова — между метро «Новослободская» и Третьим транспортным кольцом, то есть в немодном районе, который на художественной карте до сих пор не значился. Теперь, может быть, все, включая цены на окружающие квартиры, изменится радикальным образом.
Что там внутри
Бахметьевский гараж был построен в 1926 году архитектором Мельниковым и инженером Шуховым, до недавнего времени работал по назначению, а 9 января 2001 года был безвозмездно передан Московской марьинорощинской еврейской общине под учебный, спортивный и религиозный комплекс. Обнаружились износ ферм и вроде бы какие-то вредоносные вещества, здание начали разбирать, пошли протесты архитектурной общественности, отчего-то они подействовали, и вот теперь гараж в первозданном виде, только с новой крышей.
Это большое пространство без опор, похожее на Манеж, только гораздо красивее, потому что вытянутое по диагонали ромбом. Из-за этого уже снаружи здание обладает странной притягательной динамикой, как говорили фотографы-авангардисты вроде Родченко — «косиной». Напрашивалась идея использовать эти восемь с половиной тысяч квадратных метров под музей или выставочный зал: только это позволяет сохранить впечатляющее пространство целиком. Такие просторы, если только это не стадион, у нас сразу режут на ярмарочные боксы, и получается торговый центр в прямом или переносном смысле. Тут чуть ли не единственное место в Москве, где этого удалось избежать.
С другой стороны, показывать что-то в таком зале сложно: экспонаты теряются. Юрий Аввакумов для открытия построил невероятно красивые прямоугольные порталы, внутри которых висят старые фото. Но не будешь же так каждый раз делать.
Кроме того, новая крыша оказалась негерметичной, что не позволяет пока выставлять живопись. Еще здесь слишком большие (с точки зрения новой функции здания) окна. Над решением всех этих проблем начало работать архитектурное бюро Юрия Григоряна «Меганом», но продолжать, по-видимому, будут какие-то звездные иностранные имена.
При чем здесь еврейская община
Московская марьинорощинская община, которая владела гаражом, относится к Любавич-Хабад, ультраортодоксальной хасидской ветви иудаизма. В США Хабад считается небольшой сектой; в России же это парадоксальным образом самая влиятельная (и богатая) еврейская организация. Ее глава Берл Лазар (украсивший собою церемонию открытия «Гаража») считается главным раввином России, соперничая в этом звании с Адольфом Шаевичем. У интеллигенции отношение к российскому Хабаду неоднозначное: некоторые считают, что эта организация была выдвинута властью в качестве альтернативы Российскому еврейскому конгрессу Владимира Гусинского, с тем чтобы разгром последнего не выглядел антисемитским образом (изложение статьи из Wall Street Journal об этом можно прочитать здесь). В постгусинскую эпоху многие деятели российского бизнеса, и прежде всего Роман Абрамович, жертвуют именно на Хабад.
Любавич-Хабад планировал и планирует открыть в здании гаража Еврейский музей — не музей еврейского искусства, а, видимо, музей в духе берлинского Музея холокоста. Но пока это дело затягивается (в силу серьезности проекта), и на несколько лет здесь разместится Центр современной культуры. Впрочем, возможно, они в конце концов будут тут соседствовать. Время покажет.
Время также покажет, насколько традиционный характер хасидской общины совместим с современным искусством. В принципе критичность и аналитичность мышления, современному искусству свойственная, лучше уживется с ортодоксальным иудаизмом, чем с консервативным православием. Но у всего есть пределы.
Пока действует только строгий запрет на работу по субботам. Когда на монтаж выставки (как это обычно бывает) отводится два дня, а именно суббота и воскресенье, это превращается не просто в проблему, а в катастрофу. Но хасидское мышление тем и отличается, что всегда находит остроумный выход из самых безвыходных ситуаций, так что проблема эта решаема.
Что это за институция
Центр современной культуры (Contemporary Culture Center — CCC) «Гараж» отличается от многочисленных ЦСИ, ГЦСИ и т.п. тем, что в его названии есть указание на культуру, а не на искусство. Непонятно, кроется ли за этим желание двинуться в сторону театра, перформанса или кино, или просто из трех С получились красивая аббревиатура и логотип.
Даша Жукова сформирована лондонской культурной средой. Поскольку уже ясно, что во всем проекте очень важен ее личный вкус, можно предположить, что модель суперуспешного музея Tate Modern будет маячить на горизонте. Это значит: кафе, модный ресторан, книжный магазин, огромное выставочное пространство типа Turbine Hall, где раз в три месяца показывается какая-то одна многометровая инсталляция. Не хватает только кораблика по Темзе.
Ясно одно: ССС не является «галереей», как его обзывают. Искусство продаваться здесь не будет. Слово «музей» пока тоже не фигурирует. Главным советником Даши Жуковой является Молли Дент-Броклехерст, бывший директор галереи Гагосян в Лондоне. Это может означать, что «Гараж» превратится в площадку, где эта влиятельная галерея будет лишний раз «прокатывать» своих художников — некоммерческим образом, но на пользу коммерции. В таком духе работает, например, Пинчук-центр в Киеве, являясь пока что чем-то вроде филиала лондонской галереи White Cube. А может быть, «Гараж» сможет вести собственную художественную политику и стать влиятельным игроком в международном пространстве. Все будет зависеть от того, в какую сторону расширится круг советников Даши Жуковой, а тут, как легко понять, желающих немало.
Пока что было известно, что 15 сентября здесь откроется самая большая часть ретроспективы Ильи и Эмилии Кабаковых. Теперь предана гласности и следующая выставка: работы из всемирно известной коллекции Франсуа Пино. Она в принципе показывается в Палаццо Грасси в Венеции, но катастрофически не помещается там.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Кораблик появился.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16569423
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6519832
- 3. Норильск. Май 1293175
- 4. ЖП и крепостное право 1117409
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906920
- 6. Закоротило 836981
- 7. Не может прожить без ирисок 831506
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790487
- 9. Коблы и малолетки 765653
- 10. Затворник. Но пятипалый 507384
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441443
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393896