Здесь все можно, потому что много пустого места.

Оцените материал

Просмотров: 49204

Письмо из Киева: «Воля, або всі йдуть на х..!»

Екатерина Дёготь · 13/11/2009
Страницы:
Молодые художники не против. Пинчук-центр в самом деле показал за последние годы много очень известных западных имен. Правда, для художников это искусство было довольно банальным — им нравился Project Room, где были более интересные маленькие выставки, но эта часть центра закрылась: Пинчук увлечен чем-то более грандиозным. Но все же у многих есть ощущение, что для украинского искусства — и в особенности молодого — тут пока делается недостаточно, тем более что для украинских художников это сейчас единственный источник признания у себя на родине. Кое-кто поэтому обвиняет Пинчук-центр в колониальной политике. Куратор центра, выдающийся украинский критик Александр Соловьев, воспитавший целые поколения художников, чуть ли не впервые получил возможность реализовать собственный проект (и выставка номинантов сделана в кураторском отношении очень хорошо). Образовательная программа для художников только намечается; можно опасаться, что и она будет носить патерналистский характер и не учитывать, что художники сами уже много знают, что у них есть собственные интересы, в которые Гормли совсем не вписывается.

Пинчук-центр в отношении украинского искусства на перепутье, что видно и по тому, что художников конфиденциально обязали в течение двух лет не продавать работы, представленные на выставке. У центра будет приоритетное право на их покупку. Если он решится. Художники очень надеются.

©  Фотографии предоставлены PinchukArtCentre / 2009. Фотограф: Сергей Ильин

Инсталляция группы BlueMoloko, как обычно, брендирует понятие «украинского»

Инсталляция группы BlueMoloko, как обычно, брендирует понятие «украинского»

Что касается самой выставки номинантов (интервью с некоторыми из них вы можете посмотреть на видео), то в основном тут — вы не удивитесь — представлена живопись, традиционная или нет. Но также, в равной пропорции, инсталляция, которая превратилась, как мне кажется, в «новую живопись». Раньше (при классическом капитализме, скажем) живопись предпочитали те, кто хотя бы теоретически мог ее купить. Сегодня, в постиндустриальную эпоху, для широкого зрителя, который ничего покупать не собирается, новая живопись — это как раз инсталляция. Нечто большое, яркое, захватывающее, популистское, доставляющее чувственные переживания. На выставке сильно пахнет сеном — это сразу несколько художников и групп тематизируют мифы украинской идентичности.

На фоне всего этого сильно выделяются те немногие видео, что тут вообще есть. Одно из них — документация активистского перформанса, работа Владимира Кузнецова «Колыбельная». Автор проехал по рабочим кварталам ночного Лейпцига на машине с громкоговорителем, из которого лились звуки украинской колыбельной, призванной умиротворить правых радикалов и неофашистов. Этот проект — единственный на выставке след группы Р.Э.П., которая, можно сказать, сегодня составляет главное экспортное лицо украинского искусства. Но на конкурс ее активистские и коллективные проекты не прошли — только индивидуальные и гораздо более традиционные работы отдельных членов группы.

Единственная группа, которая представлена в своей исследовательской и демократически-коммунальной практике, — это харьковский коллектив SOSка, который резко отличается от всей остальной выставки зрелостью своих общественных позиций и строгой, совсем не орнаментальной документальностью. Проект «У меня есть мечта / Я не знаю», например, представляет на двух экранах украинских и австрийских подростков. Первые сообщают, о чем мечтают (чаще — уехать, иногда — остаться), вторые пытаются ответить на вопрос, где находится Украина (ответ см. в названии проекта). Это очень простая, грустная и трогательная работа, которая для меня больше всего воплощала потенциал молодого украинского искусства и его способность критически взглянуть и на себя, и на свое место в Европе. Вообще, молодые украинские художники показались мне более взрослыми, чем их московские сверстники.

©  OPENSPACE.RU

Одновременно с выставкой номинантов PinchukArtCentre Prize Жанна Кадырова показала новую инсталляцию в галерее Bereznitska&Partner

Одновременно с выставкой номинантов PinchukArtCentre Prize Жанна Кадырова показала новую инсталляцию в галерее Bereznitska&Partner

P.S. У украинского искусства большие перспективы, здесь все можно, потому что много пустого места. Пустое место зовет выступать и говорить, и это хорошо.

Молодой инициативный куратор Владимир Кадыгроб жалуется мне, что бизнес на Украине еще не понял и не принял современное искусство, арт-мир чувствует себя на каком-то острове. (Единственный компетентный, хотя и злой, критик-активист Анатолий Ульянов после скандала с Комиссией по нравственности был вынужден покинуть страну, а его сайт www.proza.com.ua закрыли.) Правда, признает Кадыгроб, именно благодаря этому равнодушию он имеет возможность осуществлять свою программу «летучей галереи», получая для своих выставок помещения бесплатно — какой-то пустующий магазин, неотремонтированный бар. Причем каждая выставка находится в некоем диалоге с первичной функцией пространства (Жанна Кадырова показывала в «банке», как — буквально — падает со стены на пол индекс Доу — Джонса). Достаточно знать людей в городе, и все эти помещения на две недели твои, и никто не просит аренду, не объявляет себя куратором, спонсором, владельцем арт-фонда и т.п. Хозяева помещения вполне удовлетворены тем, что наивные журналисты из вечерней газеты упомянут, что тут будет итальянский ресторан. А журналисты пишут про это сами, безо всяких просьб и тем более проплат Кадыгроба — просто они в искусстве ничего не понимают и про ресторан им понятнее и проще написать.

Система, основанная на незнании и непонимании, работает. Выставки Кадыгроба на хорошем уровне. Где-то на заднем плане присутствует и рынок (парочка работ продалась), но там, где ему и надо быть — не в качестве звезды, а в качестве инструмента, позволяющего искусству жить.

Выставка номинантов на премию PinchukArtCentre Prize открыта в PinchukArtCentre в Киеве по 20 декабря
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:18

  • monika_sosno· 2009-11-11 19:43:27
    сайт ульянова находился по адресу proza.com.ua
  • dvoenas· 2009-11-13 17:40:14
    «Воля, або всі йдуть на х..!» - это "Свобода, или Все идут на х..!" (как "Безумный день, или Женитьба Фигаро").
  • degot· 2009-11-13 18:16:28
    To dvoenas: большое спасибо за перевод. А мы-то гадали, что бы это такое значило?
  • degot· 2009-11-13 19:32:08
    to dvoenas bis: о, прошу прощения, у нас действительно откуда-то взялся не вполне правильный перевод. Убран
  • NLO· 2009-11-14 14:11:14
    Хвалить bullshit чтобы казаться актуальным это данность нашего времени. А презирать неоакадемизм - ок, это не ново. Но мусор не останется в истории.
  • lodek· 2009-11-14 18:16:35
    Совершенно очевидно, что рекламная кампания Арсения - это подражание Шепарду Фейри (с его графическим Обамой), приправленное отсебятиной - придурошным налетом какого-то милитаризма. Где вы там Ворхоловские шелкографии увидели ?? Это, говоря языком графического дизайна, нелепый трейс в Adobe Illustrator, слепленный в композицию криворукими халтурщиками, которые У НИКОГО здесь не учились.
  • helena-23· 2009-11-15 02:20:14
    По-моему, перебор - и город, и политика, и ярмарка и номинанты в ПинчукАртЦентре в одной статье.
    Хелен
  • helena-23· 2009-11-15 02:23:35
    Батюшки, неужели АРСЕНИЙ так и висит с июля?!
  • kiskra· 2009-11-15 03:23:30
    *наличие Гормли в списке означает, что эта стажировка зарезервирована за скульптором Жанной Кадыровой* да и список молодых художников составлен на 10 лет вперёд)))А та 1000 которая подавала заявки фон для новой картины маслом!!
  • serge· 2009-11-16 22:48:14
    Очень поверхностная заметка, написанная левой ногой. Стиль изложения какой-то самодовольно-мещанский - типа "лауреаты сталинской премии приехали в гости к нарьян-марским колхозникам". Для Венеции, к примеру, у автора есть в запасе другой стиль - романтически-мещанский (см. путеводитель). Но сейчас речь идет о Киеве. Забавно, что автор даже не сделала попытки пообщаться с теми же Савадовым или Ройтбурдом, над которыми пытается иронизировать, и понятно, почему - эти ребята, хорошо известные в нон-конформистском искусстве в СССР, в отличие от автора, еще с 80-х годов, остры на язык, и в очном соревновании с ними критикессе бы ничего не светило. ..
  • serge· 2009-11-16 23:14:54
    Вообще-то, меня всегда поражало с какой легкостью так называемые "арт-критики" (то есть, по определению люди, ничего сами не умеющие делать, и потому интересные только редакторам глянцевых журналам как потенциальные ведущие колонок) пишут о художниках. Да в одном мазке того же Ройтбурда больше смыслов, чем во всей этой заметке. Зачем она написана? Разве что потому, что, как написал сам автор заметки "Пустое место зовет выступать и говорить". Это да, боязнь чистого листа бумаги, знакомая каждому хорошему писателю (да и художнику), арт-критикам не свойственна
  • serge· 2009-11-16 23:26:32
    Что движет этими людьми? Неужели только "пустое место зовет выступать?" Нет, тут причины другие. Помню, как один известный московский арт-критик отозвался о немецком павильоне на позапрошлой биеннале - "цветная помоечка". При этом он, конечно, не упомянул, что в день, когда биеннале бал открыта для профессионалов, именнов в этот павильон стояла очередь где-то на сорок минут, что на каждое произведение художницы, творчество которой представлял этот павильон, мгновенно находятся покупатели во всем мире - короче говоря, что ее знают профессионалы во всем мире, а его - пара-тройка десятков московских коллег. Наверное, именно за это он ее и пнул.
  • sinenkij· 2009-11-23 04:46:38
    To degot
    Катя, а как интерпритация сочетается с потреблением? Насколько мне известно интерпритация подразумевает переосмысление и трансляцию этого самого переосмысления, то есть это явление исходящее. Напротив потребление или усвоение подразумевает поглощение и ассимеляцию, то есть вхождение. Это противоположные явления. Потом, термин "мелкобуржуазное" не очень понятен, применительно к стилю или стилям(хотя речь идет об одном,- академическом), ведь это социоэкономическая сфера. Но если предметно, то скорее надо говорить о стилевой игре и цитации, когда на выходе мы наблюдаем само художественное высказывание, о котором - ни слова. Потом уместно ли говорить о китче в чистом виде, когда опять же налицо игра в китч и симуляция онного.
  • strng· 2009-11-27 15:38:00
    не статья, а поплёвывание в сторону Украины. Кто там сказал, "русский интеллигент заканчивается там, где начинается украинский вопрос"
  • fuckel· 2009-12-24 19:26:27
    чтобы не рассказывал толик ульянов, он свалил из украины не из-за проблем с комиссией по морали, а из-за занятий черным пиаром против людей, которых на украине трогать в целом не принято.
  • theUkrainian· 2010-01-27 10:50:26
    Для начала давайте научимся писать не "на Украине", а "в Украине".

    И вопрос к Екатерине: что значит "навязанная" идентичность?
  • BLUEMOLOKO· 2010-02-10 20:57:19
    UKRLINE - это только малая часть зала BLUEMOLOKO...
    Жаль, что вы не отметили вовсе не"украинский" бренд "ART GO OUT"...
    Я лично очень доволен результатом - несмотря на сопротивление Pinchuk Art Centre мы таки получили главный приз - приз общественности )))
    http://filipishe.livejournal.com/51959.html
  • Andrey_Madekin· 2010-10-17 21:57:48
    Скучно жить на этом свете, господа...
Все новости ›