Просмотров: 56862
Письмо из Венеции: русская невеста в ожидании счастья
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
На вопрос о том, как следует делать, можно ответить совершенно однозначно: если кто-то хочет полноценного выступления России в параллельной программе на биеннале, следует пригласить хорошего куратора сделать групповую международную выставку, с интересной, острой, актуальной концепцией и продуманным составом. Но — и тут начинается самое трудное для нас — состав этой выставки должен быть полностью свободен от обязательств служить коммерческим интересам спонсоров, их племянников, затесавшихся в эту компанию коллекционеров, галеристов и т. д. Потому что иначе уши осла всегда торчат.
На фоне всего этого отождествления искусства с пиаром мне неожиданным образом понравилась выставка фонда Stella Art «Этот смутный объект искусства» в музее Ca Rezzonico (куратор Владимир Левашов, смотрите наше видео). Правда, не знаю, понравится ли фонду то, что именно мне в этой выставке понравилось.
Как музейная коллекция — а показана часть коллекции фонда, которая в будущем составит музей, — она очень странная и порой слабая. Работы Кабакова, Комара и Меламида, Чуйкова, Пригова тут не всегда лучшие. Какие-то остатки серий. Что-то случайно доставшееся, неровное по качеству.
Кроме того, в этих вещах что-то есть в принципе провинциальное. Некая многословность, которая напоминает тетушку, что рассказывает и все никак не может остановиться. Много текстов, много историй — надо разглядывать, надо вообще знать, о чем речь (фонд, к счастью, снабдил работы подробными объяснениями; это, я считаю, огромное достижение). Я очень люблю именно эту особенность русского искусства, но надо сказать, что в проекты, подобные Венецианской биеннале, она вписывается с трудом. Сразу становится видно (как и в случае с Д&В, кстати), что русское искусство выросло на другой традиции по сравнению с модернизмом, на реалистической повествовательной живописи. На немодной такой традиции, негламурной.
Но дело в том, что точно такой же является и коллекция самого музея Ca Rezzonico. В контексте Венеции, где в каждой церкви есть Тинторетто, живопись XVIII века, которая представлена в этом музее — эпохи венецианского упадка — ужасно смешная, несовершенная, второстепенная, полная каких-то анекдотов. И именно это иногда делает ее по-настоящему интересной.
Очень любопытно было смотреть альбомы Леонида Тишкова, Александра Джикии, Вагрича Бахчаняна в контексте венецианских картин (графика была показана на длинных музейных столах посреди экспозиции живописи). Тот же зрительский рефлекс — всё просмотреть, прочитать, проследить за сюжетом, увязнуть в остроумных деталях; и то же удовольствие, которое такая возможность предоставляет в нашем слишком быстром, слишком дизайнированном, недостаточно «рассказанном» мире. В общем, возник, как мне кажется, интересный и плодотворный диалог между двумя контекстами, а не просто «объектами искусства»…
Но, может быть, это все вообще случайно получилось. Надо же где-то показывать коллекцию? Судя по каталогу, выполненному как каталог сокровищ, фонд интересуется только самими «объектами искусства», а вовсе не диалогом с контекстом…
* * *
Лет десять назад, приехав на биеннале до открытия, я увидела по всему городу стоящие скульптуры Ботеро — проект какой-то коммерческой галереи. Неужели останутся? — думала я с тревогой. Но за день до открытия эти символы худшего на свете кича погрузили на большую баржу и отправили в неизвестном направлении: такому на биеннале не место. Вся биеннале смотрела и радовалась: мы победили.
Сегодня, после открытия сверкающей коллекции Пино в центре Венеции, кажется возможным все: и Ботеро, и Мураками, и Церетели. Позиции сдаются по миллиметру, но сдаются. Это внушает русским любителям выпить на фоне произведений искусства уверенность, что и их нуворишеские вкусы и взгляды окажутся к месту. Что уже ничего не надо стыдиться.
Да, все плохо, везде. Современное искусство создавалось во время Первой мировой войны, когда даже почтовая связь между странами была чисто умозрительной, как своего рода интернациональный монашеский орден особых людей, которым не нужно то, что нужно большинству. С тех пор это искусство претерпело много изменений, нашло для себя аудиторию и социальную роль, но сохранилась его этическая платформа — создание некоего утопического пространства исследования и размышления; пространства, открытого для всякого, кто готов сбросить с себя оковы обывательства. В современном искусстве по-прежнему есть люди, которые служат этим идеалам и для которых слово «идеалы» не пустой звук.
Но в последние годы появилось много и тех, кто вообще, наверное, не поймет, о чем я здесь веду речь. Для них современное искусство — предмет роскоши, купля-продажа которого еще и предоставляет массу светских возможностей, а также пропагандирует страну. Великий космополитический идеал выродился в местечковое самодовольство…
Когда (уже в Базеле, куда все переместились из Венеции) на веселой французской вечеринке заиграли сиртаки, одна гламурная московская VIP-кураторша-коллекционерша (их теперь так много, что она не рискует быть узнанной) пустилась в пляс, громко выкрикивая: What a great Ukrainian music!. Окружающие переглянулись, но последовали за ней. Кто платит, тот лучше знает, чья музыка.
Посмотреть всю галерею
Экспозиция в Российском павильоне на 53-й Венецианской биеннале открыта по 22 ноября.
Выставка «Unconditional Love» открыта в Arsenale Nuovissimo по 22 ноября.
Проект Александра Пономарева «SubTiziano» можно увидеть на Большом канале Венеции по 22 октября.
Выставка Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Осторожно: музей» открыта в palazzo Bollani по 22 ноября.
Выставка «Этот смутный объект искусства» из коллекции Stella Art Foundation открыта в музее Ca Rezzonico по 5 октября.
Еще по теме:
Российский павильон на 53-й Венецианской биеннале: своими глазами, 18.06.2009
Национальные павильоны Венецианской биеннале: своими глазами, 17.06.2009
Главный проект Венецианской биеннале: своими глазами, 10.06.2009
Брюс Науман побеждает на Венецианской биеннале, 07.06.2009
Ольга Свиблова: Кураторское Credo, 30.05.2009
Все выставки 53-й Венецианской биеннале, 29.05.2009
На фоне всего этого отождествления искусства с пиаром мне неожиданным образом понравилась выставка фонда Stella Art «Этот смутный объект искусства» в музее Ca Rezzonico (куратор Владимир Левашов, смотрите наше видео). Правда, не знаю, понравится ли фонду то, что именно мне в этой выставке понравилось.
Как музейная коллекция — а показана часть коллекции фонда, которая в будущем составит музей, — она очень странная и порой слабая. Работы Кабакова, Комара и Меламида, Чуйкова, Пригова тут не всегда лучшие. Какие-то остатки серий. Что-то случайно доставшееся, неровное по качеству.
Кроме того, в этих вещах что-то есть в принципе провинциальное. Некая многословность, которая напоминает тетушку, что рассказывает и все никак не может остановиться. Много текстов, много историй — надо разглядывать, надо вообще знать, о чем речь (фонд, к счастью, снабдил работы подробными объяснениями; это, я считаю, огромное достижение). Я очень люблю именно эту особенность русского искусства, но надо сказать, что в проекты, подобные Венецианской биеннале, она вписывается с трудом. Сразу становится видно (как и в случае с Д&В, кстати), что русское искусство выросло на другой традиции по сравнению с модернизмом, на реалистической повествовательной живописи. На немодной такой традиции, негламурной.
Но дело в том, что точно такой же является и коллекция самого музея Ca Rezzonico. В контексте Венеции, где в каждой церкви есть Тинторетто, живопись XVIII века, которая представлена в этом музее — эпохи венецианского упадка — ужасно смешная, несовершенная, второстепенная, полная каких-то анекдотов. И именно это иногда делает ее по-настоящему интересной.
Очень любопытно было смотреть альбомы Леонида Тишкова, Александра Джикии, Вагрича Бахчаняна в контексте венецианских картин (графика была показана на длинных музейных столах посреди экспозиции живописи). Тот же зрительский рефлекс — всё просмотреть, прочитать, проследить за сюжетом, увязнуть в остроумных деталях; и то же удовольствие, которое такая возможность предоставляет в нашем слишком быстром, слишком дизайнированном, недостаточно «рассказанном» мире. В общем, возник, как мне кажется, интересный и плодотворный диалог между двумя контекстами, а не просто «объектами искусства»…
Но, может быть, это все вообще случайно получилось. Надо же где-то показывать коллекцию? Судя по каталогу, выполненному как каталог сокровищ, фонд интересуется только самими «объектами искусства», а вовсе не диалогом с контекстом…
* * *
Лет десять назад, приехав на биеннале до открытия, я увидела по всему городу стоящие скульптуры Ботеро — проект какой-то коммерческой галереи. Неужели останутся? — думала я с тревогой. Но за день до открытия эти символы худшего на свете кича погрузили на большую баржу и отправили в неизвестном направлении: такому на биеннале не место. Вся биеннале смотрела и радовалась: мы победили.
Сегодня, после открытия сверкающей коллекции Пино в центре Венеции, кажется возможным все: и Ботеро, и Мураками, и Церетели. Позиции сдаются по миллиметру, но сдаются. Это внушает русским любителям выпить на фоне произведений искусства уверенность, что и их нуворишеские вкусы и взгляды окажутся к месту. Что уже ничего не надо стыдиться.
Да, все плохо, везде. Современное искусство создавалось во время Первой мировой войны, когда даже почтовая связь между странами была чисто умозрительной, как своего рода интернациональный монашеский орден особых людей, которым не нужно то, что нужно большинству. С тех пор это искусство претерпело много изменений, нашло для себя аудиторию и социальную роль, но сохранилась его этическая платформа — создание некоего утопического пространства исследования и размышления; пространства, открытого для всякого, кто готов сбросить с себя оковы обывательства. В современном искусстве по-прежнему есть люди, которые служат этим идеалам и для которых слово «идеалы» не пустой звук.
Но в последние годы появилось много и тех, кто вообще, наверное, не поймет, о чем я здесь веду речь. Для них современное искусство — предмет роскоши, купля-продажа которого еще и предоставляет массу светских возможностей, а также пропагандирует страну. Великий космополитический идеал выродился в местечковое самодовольство…
Когда (уже в Базеле, куда все переместились из Венеции) на веселой французской вечеринке заиграли сиртаки, одна гламурная московская VIP-кураторша-коллекционерша (их теперь так много, что она не рискует быть узнанной) пустилась в пляс, громко выкрикивая: What a great Ukrainian music!. Окружающие переглянулись, но последовали за ней. Кто платит, тот лучше знает, чья музыка.
Посмотреть всю галерею
Экспозиция в Российском павильоне на 53-й Венецианской биеннале открыта по 22 ноября.
Выставка «Unconditional Love» открыта в Arsenale Nuovissimo по 22 ноября.
Проект Александра Пономарева «SubTiziano» можно увидеть на Большом канале Венеции по 22 октября.
Выставка Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Осторожно: музей» открыта в palazzo Bollani по 22 ноября.
Выставка «Этот смутный объект искусства» из коллекции Stella Art Foundation открыта в музее Ca Rezzonico по 5 октября.
Еще по теме:
Российский павильон на 53-й Венецианской биеннале: своими глазами, 18.06.2009
Национальные павильоны Венецианской биеннале: своими глазами, 17.06.2009
Главный проект Венецианской биеннале: своими глазами, 10.06.2009
Брюс Науман побеждает на Венецианской биеннале, 07.06.2009
Ольга Свиблова: Кураторское Credo, 30.05.2009
Все выставки 53-й Венецианской биеннале, 29.05.2009
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
КомментарииВсего:15
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444120
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340539
- 3. Норильск. Май 1268376
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897649
- 5. Закоротило 822063
- 6. Не может прожить без ирисок 781829
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758380
- 8. Коблы и малолетки 740767
- 9. Затворник. Но пятипалый 470937
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402865
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370331
- 12. Винтаж на Болотной 343198
так что не одними лишь платьицами да вешалками...
Тезисы тоталреализма к "Устоям тоталреализма"
Эра фотоискусства наступила. В последующее время идеологически и практически оформятся – направления, стили, методы, понятийный аппарат, терминология, и др. фотоискусства. Наряду с языком, фотоизображения были, есть и будут основным источником получения, сохранения, и передачи информации.
Реалистическая живописная картина и другие подобные рукотворные изобразительные практики окончательно утратят свою историческую миссию отражения видимого мира, превратившись, по сути, в незначительные изоремёсла, декоративно-прикладные и меновые фетиши. Никогда в истории искусства не было такой возможности, как сейчас, блестящими новыми средствами воплощать вневременной Большой реалистический проект, с центральным произведением - реалистической фотокартиной в технике фотографии. Масштабного системообразующего реалистического проекта не хватает миру. Он должен родится как альтернатива продажным личинам современной культуры.
Устойчивость и жизнеспособность системы, нуждается в диалектическом единстве двух миров, условно: образно-реалистического и безобразно-формалистического.
В области искусства предстоит глобальная борьба за пересмотр художественных ценностей и поворот от господства исключительно переоценённых коммерчески - коррумпированных безобразных визуальных промыслов артшоубизнеса, (симулякратии, гламуропатии, кривдарта, туфтарта, бла-бларта…) к образному, реалистическому искусству - правдивости, жизненности, человечности.
Реалистическое фотоискусство в состоянии возглавить этот жизнеутверждающий гуманистический процесс.
В вышеозначенном контексте и стоит рассматривать представляемое теоретико-практическое творчество.
В «манифесте тоталреализма» (март-июнь 2004 г.), несмотря на некоторые несовершенства определений, были в целом продекларированы и донесены главные ценности и цели созданного направления.
В последующие годы, продолжилось осмысление, дальнейшее создание и претворение нового понятийного аппарата реалистического фотоискусства.
В декабре 2006 г. была написана программная статья «Рождение Большого проекта».
Приведу некоторые понятия и определения предмета своего интереса требующие осмысления: В «современном искусстве» обозначена система «реалистическое современное искусство» c областью «реалистического фотоискусства», c направлением «тотального реализма, тоталреализма»,определяемого как «реалистическая фотокартина целой жизни». Произведение реалистического фотоискусства «реалистическая фотокартина» в технике фотографии c предметом содержания в виде «архифакта».
Сейчас пришло время выражения в ёмком виде идеологии направления, которые названы – «Устои тоталреализма».
Следом выйдут критерии оценки произведения изобразительного искусства с позиций тоталреализма – «Критерии тоталреализма».
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
14 февраля 2008 г.
Устои тоталреализма
1.Зри явь.
1.1 Искусство - миропознание чувствами.
1.2 Лик настоящего открывается в «реалистическом фотоискусстве».
1.3 Отражай архифакты действительности в «реалистической фотокартине».
2.Ищи суть.
2.1 Правдовидь.
2.2 Яви много, яви мало.
2.3 Иди прямым путём любви, сердца и души в обход рассудочного.
2.4 Срывай косметические личины с образа Богатства жизни.
2.5 Восполни нехватку простоты, естественности, здравого смысла, подлинного.
2.6 Назови вещи своими именами, покажи их в свете первоисточника.
2.7 Не эстетизируй реальность, постигни эстетику реальности.
3.Будь свободным:
3.1 от «моральной невесомости»,
3.2 «четырёхстенного мышления», умствований, словозрений, усложнённости,
3.3 «террариумно – тепличного», видимости, красивости, приукрашенности,
3.4 «продажных промыслов» – прикладных, рекламных, коммерческих;
3.5 безобразного, субвизуального, субреалистического,
3.6 “презентаций” реальности в лучшем товарном виде, пустых обличий,
3.7 «ничтожеств в роскошных одеяниях», искусственности, надуманности,
3.8 «мнений света», прихоти моды,
3.9 криводушия подневольного труда,
3.10 делания попусту…
4.Удивляй и удивляйся.
4.1 Жди неожиданного.
4.2 Внимай подсказкам жизни - 99% гения.
4.3 Будь открытым, но не легковерным.
4.4 Учись выражать чувства, отдавая себе отчёт в глубине ощущений.
4.5 Вовлекайся в жизненные коллизии – выбери полнокровный удел.
5.Объемли необъятное.
5.1 Расширяя, углубляй.
5.2 Будь бесстрашным и осторожным.
5.3 Различай: большое в малом, малое в большом.
5.4 Выпестуй и претвори свои меру и чувство реальности.
5.5 Обнимай мириады и бей в одну точку.
6.Твори бесценное.
6.1 Великим искусством рождай великие чувства.
6.2 Являй синергию и симбиоз: Художника, Творца-человечества, Мира-Хаоса.
6.3 На твоём произведении искусства белый свет современности сойдётся клином.
6.4 Внеси эпохальную лепту, по ней время истории будет сверять свой ход.
6.5 Из тьмы веков воссияет грядущим свет ушедшего мира в твоём искусстве.
6.6 Виждь «Смысл жизни» и внемли «Вечным вопросам» бытия.
6.7 Воплощай «реалистическое современное искусство».
6.8 Увековечь «реалистическую фотокартину целой жизни».
6.9 Не алчи славы, ищи бессмертия.
7.Вперёд!
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
9 декабря 2007 г.
www.pervov.ru
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1184041
а тем, кто пишет замечания про Желудь и ДВ, удивляюсь: вы ведь взрослые мальчики и девочки. Должны понимать, что ПБ только присоединился к проекту ДВ, и какого куратора к АЖ не приставляй, все равно она вторична и однообразна
А Желудь в процессе подготовки выставки в Лаборатории массу сил затрачивала на то, чтобы противостять не слишком понятной и самому куратору задаче - прямолинейно, в литературно-умозрительном ключе "поженить" науку и искусство. Получалось плохо и все мучались. Поэтому Желудь даже позвонила в ужасе мне в Питер и попросила приехать. Мы провели день в Лаборатории (Даша собиралась, но так и не пришла), обсуждая что получается в проекте и куда надо двигаться. Результатом чего стал и мой текст, который до сих пор висит на gif.ru в анонсе о выставке в в почти незаметной сноске - "дополнительные материалы".
Надо сказать, что этот текст я посылал и Кате Деготь, предлагая его для openspace, но она ответила что это "дискурсивное оправдание слабого искусства", видимо имея в виду свое отношение к "мебели" Желудь, и не видя что уже началось движение совсем в другую сторону.