Просмотров: 56862
Письмо из Венеции: русская невеста в ожидании счастья
Страницы:
* * *
Болезнь зашла глубоко. Причина, видимо, в непонимании того, что такое в принципе кураторство.
Куратор — профессия относительно новая. Ближе всего она к роли исследователя, который пишет книгу, но пишет ее не на бумаге, а в пространстве. Куратор проводит сравнения и порождает метафоры пластическими средствами. В кураторстве есть серьезная интеллектуальная и сильная чисто художественная составляющая. Однако в нашей стране и ученый, и художник считаются людьми второго сорта по сравнению с теми, кто «кое-чего добился в жизни»; как их представить мэру столицы или руководителю крупной корпорации? Это же стыда не оберешься. Поэтому у нас куратор понимается как успешный менеджер, в особенности пиар-менеджер.
При этом роль эта приобрела нездоровую популярность. Слово «куратор» воспринимается не как профессия, которая требует все-таки определенных знаний, а как своего рода статус, который необходимо получить каждому и особенно каждой. Статуса директора фонда или чего-нибудь подобного отчего-то теперь недостаточно. (Страшно подумать, что будет, если столь престижной станет профессия хирурга или, не дай Бог, пилота гражданской авиации).
Эти мысли не покидали меня при просмотре второй крупной русской групповой выставки на биеннале этого года — «Unconditional Love», показанной в параллельной программе (смотрите наше видео об этом и других русских проектах). Эту выставку, как и другие, взял под свое организационное крыло (необходимое для получения права участвовать в параллельной программе) Московский музей современного искусства. К нему присоединился и ГЦСИ и BURO 17.
У выставки целых три куратора, но кто-то из них еще только-только начинает, а кто-то вовсе не куратор, в моем понимании, так что упоминать никого не станем. Тем более что выставка несколько, как бы это сказать, вынужденная. Поначалу, что совершенно ясно, она должна была служить точкой промоушена нового фильма группы АЕС+Ф «Пир Тримальхиона» и — почему-то мне так кажется — должна была быть устроена их коммерческой галереей. Однако это не допускается правилами биеннале. Поэтому выставку пришлось — по-моему, спешно и без особой концепции — расширить. В частности за счет иностранных художников, причем главным образом тех, которые только что побывали в Москве, и легко было взять какие-нибудь их работы.
Тем не менее, выставка оказалась сильно перекошенной: видеоинсталляция АЕС+Ф на множестве огромных экранов все равно непомерно доминирует, она чуть ли не больше всей остальной выставки. Что касается самой этой неоклассической, очень дорогой в производстве и очень качественно сделанной компьютерно-игровой тягомотины — это не упрек, так было задумано, — то, если АЕС+Ф мечтали достичь настоящего академизма (а черт их знает, вдруг? бывали ведь в истории искусства такие эпохи, когда это считалось хорошо), то я могу их только поздравить. И выставлены они были, надо признать, действительно роскошно и с уважением, если не сказать почтением. Вот она, безусловная любовь.
До остальных художников устроителям выставки, как кажется, было мало дела. Отличная инсталляция Вадима Захарова выставлена из рук вон равнодушно, а состав вещей ставит в тупик своей случайностью: работа мало кому известного за пределами Москвы Жауме Пленса соседствует с хрестоматийным, как «Черный квадрат» Малевича, перформансом Марины Абрамович (на видео). К тому же его недавно показывали в Москве — и создается очень неловкое впечатление, что кураторы только что узнали о его существовании. Даниэль Бирнбаум достает из музейных закромов старые работы для своей выставки — но забытые, а не те, которые проходят на первом курсе художественного училища!
Позитивно, конечно, что была предпринята попытка вырваться из русского гетто — но уж очень примитивным и непрофессиональным путем это попробовали сделать… Ну а о том, что выставка получилась нуворишеской «русской невестой», я уж не говорю. Черные стены, точечная подсветка, как на дискотеке, — это по-нашему! Как сказал посетитель, уходящий с одной из многочисленных в этом году русских вечеринок: Your art is very bad, but your parties are great. Но по справедливости: вечеринка Арабских Эмиратов была, говорят, круче.
* * *
Меньше всего я склонна обвинять художников. Художник играет как умеет; фактически он всегда показывает себя самого, так что нападать на него — ранить в самое сердце. Тем более что я, грешным делом, люблю некоторых русских художников. Но смотреть, как они превращаются в «русских невест», мне грустно. Смотреть же на наш павильон особенно больно потому, что каждый из художников, столь невыигрышно показанных там, добровольно и бесповоротно лишил себя шанса выставиться там соло в будущем.
Почему они это сделали? Потому что не надеются сами найти дорогу на Запад? Хотят пройти легким путем, по линии «русского представительства»? Хотя, как показывает опыт художницы Ани Желудь, которую выбрал в основной проект куратор Даниэль Бирнбаум, на «интернациональной» территории они делают работы гораздо лучше. Кто бы мог подумать, что Аня Желудь, которая в Москве показывала одни только вешалки и платьица из гнутого металла и которую мы на OPENSPACE.RU уже навсегда списали в коммерческие художницы, окажется столь тонким комментатором индустриального пространства, сделает столь хрупкие, простые, с человеческим содержанием работы! В Москве у нее с такими, конечно, не было бы никаких шансов. Какое счастье, что встретился на ее пути умный куратор!
В этом году несколько наших художников показали себя на биеннале сами. Александр Пономарев, например, в рамках выставки Stella Art Foundation, но явно по собственной инициативе водрузил на Большом канале желтую подводную лодку. При этом Пономарев был в Российском павильоне в прошлый раз. Мне трудно себе представить, чтобы, например, прекрасный венгерский художник Андраш Фогараши, чья работа в 2007 году была расценена как лучший павильон, на сей раз привез бы какую-нибудь на венгерские деньги проплаченную инсталляцию и самовольно «презентировался». Сейчас многие русские художники с помощью отечественных меценатов улучшают свой список персональных выставок — не понимая, что при отсутствии участия в значимых групповых международных проектах это производит плохое впечатление…
Точно такую же — не скажу ошибку, но некую не-от-хорошей-жизни-штуку — выкинули Александр Виноградов и Владимир Дубосарский со своим проектом «Осторожно: Музей», представленным в параллельной программе фондом New Rules и тем же Музеем современного искусства. Питаю слабость к этому художественному дуэту, даже несмотря на то, что в последние годы они разменяли себя, казалось бы, без остатка; но тут они постарались и написали (собственноручно) несколько почти комаро-и-меламидовских по уровню парадных полотен — монтаж из Рембрандта, Джорджоне, Давида и современной рекламы (Обама в образе Наполеона и т.п. — такие вот дела). В середине каждой картины дырочка, где спрятана камера, и, уходя, посетитель видит свое собственное изображение на видео: картины, оказывается, смотрели на него. Но этот «концепт» не очень помогает, все равно Д&В остаются теми, кем они являются, — успешными коммерческими живописцами с интересным проектом в прошлом. Как, например, Нео Раух в Германии. Можно ли себе представить, чтобы Нео Раух сам себя сватал на Венецианской биеннале?
Болезнь зашла глубоко. Причина, видимо, в непонимании того, что такое в принципе кураторство.
Куратор — профессия относительно новая. Ближе всего она к роли исследователя, который пишет книгу, но пишет ее не на бумаге, а в пространстве. Куратор проводит сравнения и порождает метафоры пластическими средствами. В кураторстве есть серьезная интеллектуальная и сильная чисто художественная составляющая. Однако в нашей стране и ученый, и художник считаются людьми второго сорта по сравнению с теми, кто «кое-чего добился в жизни»; как их представить мэру столицы или руководителю крупной корпорации? Это же стыда не оберешься. Поэтому у нас куратор понимается как успешный менеджер, в особенности пиар-менеджер.
При этом роль эта приобрела нездоровую популярность. Слово «куратор» воспринимается не как профессия, которая требует все-таки определенных знаний, а как своего рода статус, который необходимо получить каждому и особенно каждой. Статуса директора фонда или чего-нибудь подобного отчего-то теперь недостаточно. (Страшно подумать, что будет, если столь престижной станет профессия хирурга или, не дай Бог, пилота гражданской авиации).
Эти мысли не покидали меня при просмотре второй крупной русской групповой выставки на биеннале этого года — «Unconditional Love», показанной в параллельной программе (смотрите наше видео об этом и других русских проектах). Эту выставку, как и другие, взял под свое организационное крыло (необходимое для получения права участвовать в параллельной программе) Московский музей современного искусства. К нему присоединился и ГЦСИ и BURO 17.
У выставки целых три куратора, но кто-то из них еще только-только начинает, а кто-то вовсе не куратор, в моем понимании, так что упоминать никого не станем. Тем более что выставка несколько, как бы это сказать, вынужденная. Поначалу, что совершенно ясно, она должна была служить точкой промоушена нового фильма группы АЕС+Ф «Пир Тримальхиона» и — почему-то мне так кажется — должна была быть устроена их коммерческой галереей. Однако это не допускается правилами биеннале. Поэтому выставку пришлось — по-моему, спешно и без особой концепции — расширить. В частности за счет иностранных художников, причем главным образом тех, которые только что побывали в Москве, и легко было взять какие-нибудь их работы.
Тем не менее, выставка оказалась сильно перекошенной: видеоинсталляция АЕС+Ф на множестве огромных экранов все равно непомерно доминирует, она чуть ли не больше всей остальной выставки. Что касается самой этой неоклассической, очень дорогой в производстве и очень качественно сделанной компьютерно-игровой тягомотины — это не упрек, так было задумано, — то, если АЕС+Ф мечтали достичь настоящего академизма (а черт их знает, вдруг? бывали ведь в истории искусства такие эпохи, когда это считалось хорошо), то я могу их только поздравить. И выставлены они были, надо признать, действительно роскошно и с уважением, если не сказать почтением. Вот она, безусловная любовь.
До остальных художников устроителям выставки, как кажется, было мало дела. Отличная инсталляция Вадима Захарова выставлена из рук вон равнодушно, а состав вещей ставит в тупик своей случайностью: работа мало кому известного за пределами Москвы Жауме Пленса соседствует с хрестоматийным, как «Черный квадрат» Малевича, перформансом Марины Абрамович (на видео). К тому же его недавно показывали в Москве — и создается очень неловкое впечатление, что кураторы только что узнали о его существовании. Даниэль Бирнбаум достает из музейных закромов старые работы для своей выставки — но забытые, а не те, которые проходят на первом курсе художественного училища!
Позитивно, конечно, что была предпринята попытка вырваться из русского гетто — но уж очень примитивным и непрофессиональным путем это попробовали сделать… Ну а о том, что выставка получилась нуворишеской «русской невестой», я уж не говорю. Черные стены, точечная подсветка, как на дискотеке, — это по-нашему! Как сказал посетитель, уходящий с одной из многочисленных в этом году русских вечеринок: Your art is very bad, but your parties are great. Но по справедливости: вечеринка Арабских Эмиратов была, говорят, круче.
* * *
Меньше всего я склонна обвинять художников. Художник играет как умеет; фактически он всегда показывает себя самого, так что нападать на него — ранить в самое сердце. Тем более что я, грешным делом, люблю некоторых русских художников. Но смотреть, как они превращаются в «русских невест», мне грустно. Смотреть же на наш павильон особенно больно потому, что каждый из художников, столь невыигрышно показанных там, добровольно и бесповоротно лишил себя шанса выставиться там соло в будущем.
Почему они это сделали? Потому что не надеются сами найти дорогу на Запад? Хотят пройти легким путем, по линии «русского представительства»? Хотя, как показывает опыт художницы Ани Желудь, которую выбрал в основной проект куратор Даниэль Бирнбаум, на «интернациональной» территории они делают работы гораздо лучше. Кто бы мог подумать, что Аня Желудь, которая в Москве показывала одни только вешалки и платьица из гнутого металла и которую мы на OPENSPACE.RU уже навсегда списали в коммерческие художницы, окажется столь тонким комментатором индустриального пространства, сделает столь хрупкие, простые, с человеческим содержанием работы! В Москве у нее с такими, конечно, не было бы никаких шансов. Какое счастье, что встретился на ее пути умный куратор!
В этом году несколько наших художников показали себя на биеннале сами. Александр Пономарев, например, в рамках выставки Stella Art Foundation, но явно по собственной инициативе водрузил на Большом канале желтую подводную лодку. При этом Пономарев был в Российском павильоне в прошлый раз. Мне трудно себе представить, чтобы, например, прекрасный венгерский художник Андраш Фогараши, чья работа в 2007 году была расценена как лучший павильон, на сей раз привез бы какую-нибудь на венгерские деньги проплаченную инсталляцию и самовольно «презентировался». Сейчас многие русские художники с помощью отечественных меценатов улучшают свой список персональных выставок — не понимая, что при отсутствии участия в значимых групповых международных проектах это производит плохое впечатление…
Точно такую же — не скажу ошибку, но некую не-от-хорошей-жизни-штуку — выкинули Александр Виноградов и Владимир Дубосарский со своим проектом «Осторожно: Музей», представленным в параллельной программе фондом New Rules и тем же Музеем современного искусства. Питаю слабость к этому художественному дуэту, даже несмотря на то, что в последние годы они разменяли себя, казалось бы, без остатка; но тут они постарались и написали (собственноручно) несколько почти комаро-и-меламидовских по уровню парадных полотен — монтаж из Рембрандта, Джорджоне, Давида и современной рекламы (Обама в образе Наполеона и т.п. — такие вот дела). В середине каждой картины дырочка, где спрятана камера, и, уходя, посетитель видит свое собственное изображение на видео: картины, оказывается, смотрели на него. Но этот «концепт» не очень помогает, все равно Д&В остаются теми, кем они являются, — успешными коммерческими живописцами с интересным проектом в прошлом. Как, например, Нео Раух в Германии. Можно ли себе представить, чтобы Нео Раух сам себя сватал на Венецианской биеннале?
Страницы:
КомментарииВсего:15
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444120
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340539
- 3. Норильск. Май 1268376
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897649
- 5. Закоротило 822063
- 6. Не может прожить без ирисок 781829
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758380
- 8. Коблы и малолетки 740767
- 9. Затворник. Но пятипалый 470937
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402865
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370331
- 12. Винтаж на Болотной 343198
так что не одними лишь платьицами да вешалками...
Тезисы тоталреализма к "Устоям тоталреализма"
Эра фотоискусства наступила. В последующее время идеологически и практически оформятся – направления, стили, методы, понятийный аппарат, терминология, и др. фотоискусства. Наряду с языком, фотоизображения были, есть и будут основным источником получения, сохранения, и передачи информации.
Реалистическая живописная картина и другие подобные рукотворные изобразительные практики окончательно утратят свою историческую миссию отражения видимого мира, превратившись, по сути, в незначительные изоремёсла, декоративно-прикладные и меновые фетиши. Никогда в истории искусства не было такой возможности, как сейчас, блестящими новыми средствами воплощать вневременной Большой реалистический проект, с центральным произведением - реалистической фотокартиной в технике фотографии. Масштабного системообразующего реалистического проекта не хватает миру. Он должен родится как альтернатива продажным личинам современной культуры.
Устойчивость и жизнеспособность системы, нуждается в диалектическом единстве двух миров, условно: образно-реалистического и безобразно-формалистического.
В области искусства предстоит глобальная борьба за пересмотр художественных ценностей и поворот от господства исключительно переоценённых коммерчески - коррумпированных безобразных визуальных промыслов артшоубизнеса, (симулякратии, гламуропатии, кривдарта, туфтарта, бла-бларта…) к образному, реалистическому искусству - правдивости, жизненности, человечности.
Реалистическое фотоискусство в состоянии возглавить этот жизнеутверждающий гуманистический процесс.
В вышеозначенном контексте и стоит рассматривать представляемое теоретико-практическое творчество.
В «манифесте тоталреализма» (март-июнь 2004 г.), несмотря на некоторые несовершенства определений, были в целом продекларированы и донесены главные ценности и цели созданного направления.
В последующие годы, продолжилось осмысление, дальнейшее создание и претворение нового понятийного аппарата реалистического фотоискусства.
В декабре 2006 г. была написана программная статья «Рождение Большого проекта».
Приведу некоторые понятия и определения предмета своего интереса требующие осмысления: В «современном искусстве» обозначена система «реалистическое современное искусство» c областью «реалистического фотоискусства», c направлением «тотального реализма, тоталреализма»,определяемого как «реалистическая фотокартина целой жизни». Произведение реалистического фотоискусства «реалистическая фотокартина» в технике фотографии c предметом содержания в виде «архифакта».
Сейчас пришло время выражения в ёмком виде идеологии направления, которые названы – «Устои тоталреализма».
Следом выйдут критерии оценки произведения изобразительного искусства с позиций тоталреализма – «Критерии тоталреализма».
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
14 февраля 2008 г.
Устои тоталреализма
1.Зри явь.
1.1 Искусство - миропознание чувствами.
1.2 Лик настоящего открывается в «реалистическом фотоискусстве».
1.3 Отражай архифакты действительности в «реалистической фотокартине».
2.Ищи суть.
2.1 Правдовидь.
2.2 Яви много, яви мало.
2.3 Иди прямым путём любви, сердца и души в обход рассудочного.
2.4 Срывай косметические личины с образа Богатства жизни.
2.5 Восполни нехватку простоты, естественности, здравого смысла, подлинного.
2.6 Назови вещи своими именами, покажи их в свете первоисточника.
2.7 Не эстетизируй реальность, постигни эстетику реальности.
3.Будь свободным:
3.1 от «моральной невесомости»,
3.2 «четырёхстенного мышления», умствований, словозрений, усложнённости,
3.3 «террариумно – тепличного», видимости, красивости, приукрашенности,
3.4 «продажных промыслов» – прикладных, рекламных, коммерческих;
3.5 безобразного, субвизуального, субреалистического,
3.6 “презентаций” реальности в лучшем товарном виде, пустых обличий,
3.7 «ничтожеств в роскошных одеяниях», искусственности, надуманности,
3.8 «мнений света», прихоти моды,
3.9 криводушия подневольного труда,
3.10 делания попусту…
4.Удивляй и удивляйся.
4.1 Жди неожиданного.
4.2 Внимай подсказкам жизни - 99% гения.
4.3 Будь открытым, но не легковерным.
4.4 Учись выражать чувства, отдавая себе отчёт в глубине ощущений.
4.5 Вовлекайся в жизненные коллизии – выбери полнокровный удел.
5.Объемли необъятное.
5.1 Расширяя, углубляй.
5.2 Будь бесстрашным и осторожным.
5.3 Различай: большое в малом, малое в большом.
5.4 Выпестуй и претвори свои меру и чувство реальности.
5.5 Обнимай мириады и бей в одну точку.
6.Твори бесценное.
6.1 Великим искусством рождай великие чувства.
6.2 Являй синергию и симбиоз: Художника, Творца-человечества, Мира-Хаоса.
6.3 На твоём произведении искусства белый свет современности сойдётся клином.
6.4 Внеси эпохальную лепту, по ней время истории будет сверять свой ход.
6.5 Из тьмы веков воссияет грядущим свет ушедшего мира в твоём искусстве.
6.6 Виждь «Смысл жизни» и внемли «Вечным вопросам» бытия.
6.7 Воплощай «реалистическое современное искусство».
6.8 Увековечь «реалистическую фотокартину целой жизни».
6.9 Не алчи славы, ищи бессмертия.
7.Вперёд!
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
9 декабря 2007 г.
www.pervov.ru
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1184041
а тем, кто пишет замечания про Желудь и ДВ, удивляюсь: вы ведь взрослые мальчики и девочки. Должны понимать, что ПБ только присоединился к проекту ДВ, и какого куратора к АЖ не приставляй, все равно она вторична и однообразна
А Желудь в процессе подготовки выставки в Лаборатории массу сил затрачивала на то, чтобы противостять не слишком понятной и самому куратору задаче - прямолинейно, в литературно-умозрительном ключе "поженить" науку и искусство. Получалось плохо и все мучались. Поэтому Желудь даже позвонила в ужасе мне в Питер и попросила приехать. Мы провели день в Лаборатории (Даша собиралась, но так и не пришла), обсуждая что получается в проекте и куда надо двигаться. Результатом чего стал и мой текст, который до сих пор висит на gif.ru в анонсе о выставке в в почти незаметной сноске - "дополнительные материалы".
Надо сказать, что этот текст я посылал и Кате Деготь, предлагая его для openspace, но она ответила что это "дискурсивное оправдание слабого искусства", видимо имея в виду свое отношение к "мебели" Желудь, и не видя что уже началось движение совсем в другую сторону.