Просмотров: 35939
Иосиф Бакштейн: «Общественное признание уже произошло, но его надо как-то осмыслить»
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ постаралась выведать у комиссара Московской биеннале побольше фактов, а ЕКАТЕРИНА ЛАЗАРЕВА высказала острую критику
1. Беседа Иосифа Бакштейна с Екатериной ДёготьЕкатерина Дёготь: Прежде всего, хочу тебе сказать, Иосиф, чтобы ты не опасался этого интервью: мы все ценим твое умение разруливать
Читать!
Иосиф Бакштейн: Я думаю, да. В частности, Медведев — активный пользователь интернета…
Дёготь: И что, он заходил на сайт Московской биеннале?
Бакштейн: Я надеюсь, что у него был такой шанс, поскольку он интересуется современным искусством, он посещал Мультимедиа Арт Музей.
Дёготь: Министерство ставило перед тобой такую задачу, чтобы о биеннале знали «наверху»? Это считается необходимым?
Бакштейн: Это считается желательным. К тому же Владислав Юрьевич Сурков писал приветствие для каталогов второй и третьей Московских биеннале…
Дёготь: Это был мой следующий вопрос: почему необходимость в этом отпала сейчас? Сейчас-то ведь все выглядит гораздо приличней.
Бакштейн: Сейчас не получилось по чисто техническим причинам.
Дёготь: Но планировалось?
Бакштейн: Планировалось.
Дёготь: Ты считаешь, что это необходимо, или тебе дали это понять?
Бакштейн: Я так почувствовал. Владислав Юрьевич интересуется современным искусством, я знаю это из разговора с Маратом Гельманом, он даже написал статью про одного художника, которым Марат занимается, — кажется, про Полисского. Он ему очень понравился.
Дёготь: Не исключено, что на следующих биеннале, если он останется на своем месте, то…
Бакштейн: Мы попросим его написать еще одно приветствие.
Дёготь: А может быть, тогда лучше президент?
Бакштейн: Нет, я не думаю, что это уровень президента — приветствие писать. Я, конечно, был бы польщен, но не думаю, что это… ммм… сообразно протоколу.
Дёготь: Министерство культуры довольно биеннале? Или ты слышишь критику?
Бакштейн: Нет-нет, по-моему, они довольны.
Дёготь: Мой вопрос состоит в том, чем именно они довольны?
Бакштейн: Тем, что это большое и важное событие.
Дёготь: Важное для кого?
Бакштейн: Для страны. Моя точка зрения состоит в том, что за годы, пока существует биеннале, а мы этим занимаемся с 2003 года, когда все начало обсуждаться, за эти годы благодаря самим этим биеннале и благодаря появлению «Гаража», где мы сейчас с тобой сидим, «Винзаводу», «Артплею», который недавно появился, «Красному Октябрю», «Фабрике»… забыл кого-то… благодаря всем им современное искусство стало легитимным. Legitimate, понимаешь.
Дёготь: Но это наш с тобой интерес. А для них, для министерства, что является признаком успеха биеннале?
Бакштейн: Мне кажется, если рассуждать за них: политически важно, что Москва подтверждает свой статус культурной столицы мира.
Дёготь: У меня такое ощущение, что к этой задаче вписывания в международный контекст «с сильной позиции», так сказать (ярко выраженная идея 2000-х годов), теперь, в конце 2000-х, прибавилась задача широкой посещаемости, которой не было раньше. На первой биеннале посещаемость была невысока, и я думаю, ты тогда никому этого не обещал.
Бакштейн: Я этого не обещал потому, что это был пилотный проект. Огромный скачок с посещаемостью всех поразил в прошлый раз в «Гараже»… Около ста тысяч человек, сейчас около семидесяти тысяч. Но надо понимать, что «Гараж» тогда был уже сам по себе статусной площадкой плюс аура его основателей.
Дёготь: Итак, с самого начала министерство оказалось готово поддержать заведомо (еще) не популярный в массах проект, потому что он соответствовал «международным нормам». Это потом проект стал успешным. Сама идея биеннале еще в 90-е годы высказывалась, но тогда это были фантазии. В начале 2000-х — чье это было изначально желание?
Бакштейн: Эта идея обсуждалась, когда я стал работать в РОСИЗО. Я, кстати, и сейчас там работаю.
Дёготь: Ты пошел на государственную службу еще до того, как сформировалась Московская биеннале?
Бакштейн: Да. Я пришел в РОСИЗО в 2001 году вместе с Виктором Мизиано, мы стали заместителями директора.
Дёготь: И биеннале была вашей с ним идеей — можно сказать, желание исходило от самого арт-сообщества, бывшего неофициального, как в твоем случае, или сообщества 90-х, как в случае Мизиано. Оба жаждали соединения с Европой.
Бакштейн: Да, но эта идея, что важно, была поддержана, во-первых, Евгением Зябловым, который работал в РОСИЗО, и, во-вторых, Михаилом Ефимовичем Швыдким, который в то время был министром культуры.
Дёготь: Почему вы вначале не пользовались словом «биеннале»?
Бакштейн: Нет, слово «биеннале» было с самого начала.
Дёготь: Но у вас была конференция «Большой проект для России».
Бакштейн: Это была метафора.
Дёготь: У меня тогда было ощущение, что это было осторожное и критичное отношение к понятию биеннале, нежелание влипнуть в существующую модель, создать что-то свое.
Бакштейн: Нет, абсолютно, хотя уже не помню детали. Но мы начали обсуждать именно биеннале, неформально с Зябловым, потом пришли к Швыдкому, он поддержал, и вся машина завертелась.
Дёготь: Я, кстати, здесь хочу сказать — не столько тебе, сколько читателю, — что потом произошел конфликт, или несовпадение взглядов на самые разные вещи, в результате чего Виктора Мизиано не оказалось в числе кураторов 1-й Московской биеннале. На эту историю существуют разные мнения у людей, которые были внутри ситуации. Я обсуждать это сейчас не хочу, просто потому, что это отвлечет нас от сегодняшнего разговора, но мне не хотелось бы, чтобы кто-то думал, что я хочу эту историю замолчать, поэтому я упоминаю это здесь. О-кей?
Бакштейн: О-кей.
Дёготь: Итак, с самого начала речь шла о том, что это будет государственно финансированное мероприятие. Или вы обещали, что подключится частный капитал?
Бакштейн: Нет, это была еще другая историческая эпоха. С тех пор очень много событий утекло, поменялась административная и финансовая ситуация. Мы рассчитывали только на бюджетное финансирование.
Дёготь: И тебе удалось убедить министерство благодаря идее некоего западничества, воссоединения с Европой, в которой Россия должна стать одним из мировых центров? И основной фигурой поддержки был Швыдкой.
Бакштейн: Да.
Дёготь: На какую конкретно биеннале ты указывал как на пример? На Венецианскую?
Бакштейн: Венецианскую, конечно. И еще упоминалась биеннале в Сан-Паулу. Но вообще мы объясняли, что биеннале — это такой формат крупного международного художественного проекта, который необходим России, Москве, для…
Дёготь: Для престижа.
Бакштейн: Для того чтобы подтвердить, что у нас с искусством все в порядке. И что мы понимаем значение современной художественной культуры.
Дёготь: Приводилась ли какая-то другая, более понятная институция в качестве модели? Михаил Миндлин, например, рассказывает, что при создании конкурса «Инновация» им приходилось все время ссылаться на конкурс Чайковского. Вам приходилось приводить в пример какой-нибудь Московский кинофестиваль?
Бакштейн: Нет. Хотя, вообще-то, да, Московский кинофестиваль фигурировал в риторике. Но естественно, не в разговорах со Швыдким, он все прекрасно понимал и так.
Дёготь: Представление о том, что у биеннале должна быть такая фигура, как куратор, это было понятно или пришлось объяснять?
Бакштейн: Это было сразу принято. Мы аргументировали, что есть такой формат, он так-то устроен. И Швыдкой, как человек цивилизованный, принял эту модель.
Дёготь: Я была уверена, что это сразу приняли на всех уровнях, потому что наличие фигуры куратора исключает некое опасное, слишком демократическое расползание и позволяет все контролировать, это их как раз очень устроило. В выставках ведь тоже есть своя властная вертикаль. Это было очень понятно.
Бакштейн: Но первую и вторую биеннале курировала большая группа кураторов.
Дёготь: Да. И мой следующий вопрос, почему это было так?
Бакштейн: Это было связано с тем, что мы с Витей долго все обсуждали, у нас были разные кандидатуры, и в какой-то момент это стало формой компромисса.
Дёготь: Ах, это не было связано с тем, что министерство боялось кому-то одному отдать предпочтение?
Бакштейн: Нет, это было абсолютно наше внутреннее решение. И хочу сразу сказать, почему наша группа курировала и вторую биеннале: потому что было совершенно непонятно, чем все закончится, так было надежнее.
Дёготь: Государственное финансирование сильно выросло за эти годы в сравнении с первой биеннале?
Бакштейн: Я, честно говоря, не помню, потому что первая делалась под эгидой РОСИЗО. Но самое крупное финансирование было как раз на третьей биеннале. Около восьмидесяти миллионов рублей государство выдало. А в этот раз пятьдесят два.
Дёготь: Не шла ли поначалу речь о том, что структуры биеннале должны быть частью Министерства культуры?
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3588550
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2379961
- 3. Норильск. Май 1276547
- 4. ЖП и крепостное право 1110938
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 900055
- 6. Закоротило 825546
- 7. Не может прожить без ирисок 798140
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 769271
- 9. Коблы и малолетки 747889
- 10. Затворник. Но пятипалый 483864
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 415745
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 377729
1. благодаря Суркову;
2. денег мало;
3. но мы смогли;
4. лед тронулся;
5. денег мало, надо осмыслить.
2. 3 топора
3. из горла
4. сгоняли за второй
5. настреляем у маркета
Дёготь понаписала.
Такой вот хайку.