Оцените материал

Просмотров: 4902

О методах «сладких и гадких»

26/06/2008
На Западе принято кидаться тортами, а у нас — все больше кетчупом и тухлыми яйцами
На Западе принято кидаться тортами, а у нас — все больше кетчупом и тухлыми яйцами
Не так давно я наткнулась на газетное сообщение о том, как на украинского депутата, начальника областного управления по делам молодежи и патриотическому воспитанию Игоря Мещана оппоненты во время заседания вылили ведро навоза, или, как элегантно выражается пресса, «коровьих фекалий». Поскольку аналогичные сообщения поступают регулярно, думаю, самое время поговорить о такого рода жестких акционистских методах в жизни и искусстве.

В 1994-м Анатолий Осмоловский произнес свою знаменитую фразу: «Если я буду кидать говно в зал, а интеллигент, оттираясь, скажет: «Это уже было», то я буду кидать его до тех пор, пока он не закричит: «Это хулиганство!»« Сам-то Толик, насколько я помню, побрезговал это сделать буквально, ограничился словами. (Так до сих пор он и его «левые» сотоварищи и продолжают поливать друг друга вербальным дерьмом.)

А вот Александр Бренер до сих пор ходит по Берлину и в качестве художественной акции мажет собственными испражнениями всех и вся вокруг. Недавно, по свидетельству очевидца, он измазал чью-то загипсованную ногу, за что был избит ее хозяином... http://chahal.livejournal.com/43394.html http://chahal.livejournal.com/42279.html

На Западе же более распространено использование «сладких» методов — тортометания... Начиная с 1969 года, когда бельгийский писатель Ноэль Годен впервые применил эту практику, торты полетели во всех авторитетов — от Билла Гейтса до Жана-Люка Годара и Уорхола, не говоря уже о многочисленных политиках. Впрочем, уже в последнее десятилетие тортометание постепенно прижилось и у нас. Говорят, в Петербурге антиглобалисты проводили по нему обучающий тренинг, даже приглашали зарубежных спецов! Что же касается актуального искусства, то 6 мая группа «Война» в своей очередной акции также применила торт как орудие для «Унижения мента в его доме» (УМВЕД).

А вот наши нацболы упорно хранят верность методу «кетчупа и яиц», упрекая западных анархистов-тортометателей в излишнем эстетизме. Справедливо, в общем-то... К метанию кетчупа обращался, как известно, тот же Бренер. История московского акционизма хорошо помнит, как он в 1996 году забросал бутылками с этим продуктом белорусское посольство. Еще один его известный «продуктовый» жест — расстреливание зрителей тухлыми яйцами, вероятно зеркально переворачивающее давнюю традицию забрасывания бездарных актеров тухлыми помидорами.

Но вернемся к теме облитого фекалиями Мещана. Интересно, что бы сегодня сказал подобным политическим активистам Осмоловский? Интересно, насколько вообще «гадкие» методы действительно больше свойственны славянскому миру, чем «сладкие»?

Вероятно, это симптом того, что наша культура носит анальный характер. Неслучайно ведь такой отклик встретил в России путинский призыв «мочить в сортире»! Отсюда, по Фрейду, у нас и самое большое количество миллионеров, отражающее желание накапливать...

Рассматривать ли эту практику как весьма банальный квазихудожественный жест? Вспомнить заодно Пьеро Мандзони, с его «Дерьмом художника», закатанным в консервную банку... Или, может, интереснее рассмотреть сие как ритуальное, знаковое поведение?

Ведь, говоря о том, что «это уже было», Осмоловский еще как прав. Было, было! Но много раньше, чем можно подумать. Еще этнограф Элиаде, помнится, описывал женское таинство, связанное с родами, распространенное в немецких деревнях, когда все женщины с криками бежали к дому роженицы, срывая по пути с мужчин шляпы и наполняя их навозом. Можно сказать, это прекрасный феминистский «перформанс», так необходимый патриархальному обществу того времени. Причем выработанный самой культурой, естественным, так сказать, образом — без помощи всяких радикальных художников. Жест профанации здесь неотделим от сакрального. В нем одновременно происходит своеобразное, но все-таки прославление мужчин. Возвращения им их «плодоносящей функции», в буквальном смысле «от противного». От очень противного.

Все-таки насколько первобытная культура была гармоничнее нашей! Богатыри — не мы! В сегодняшних метательных жестах активно задействован всего один полюс — уничижительный. Возвышающего нет. А значит, нет и настоящего праздника. Нет инициации. Осталось одно «хулиганство». Ну, или серебряный переплет монументальной истории московского акционизма, изданной недавно WAM...

 

 

 

 

 

Все новости ›