Реалити-шоу можно рассматривать как метафору жизни современного художника – в клетке медийности и под стеклянным колпаком арт-системы.

Оцените материал

Просмотров: 15365

Возможна ли еще «реалити» без «шоу»?

Лиза Морозова · 13/10/2009
Художники и телевидение дерутся за реальность. Художники первые начали

©  Александр Забрин / Предоставлено галереей М&Ю Гельман

Император Вава. Идеальное заключение. 2006. Галерея М&Ю Гельман

Император Вава. Идеальное заключение. 2006. Галерея М&Ю Гельман

Десять лет назад, осенью 1999-го, в Голландии вышло в эфир первое реалити-шоу, «Большой брат». Неожиданный успех способствовал стремительному распространению и развитию этого жанра — сейчас он считается наиболее популярным на телевидении, подробно описан и многократно прокомментирован уважаемыми специалистами. В последнее время появились реалити-шоу в интернете и на радио; реалити-шоу людей, больных раком; животных и… художников. Руку к этому приложили самые крупные деятели арт-мира: в 2006 году первое реалити-шоу для художников Artstar создал в Нью-Йорке галерист Джеффри Дейч, а этой осенью стартует инициированное коллекционером Чарльзом Саатчи Best of British, причем его победитель получит шанс выставить свои работы в Эрмитаже.

Такие шоу, основанные на конкуренции и соревновательности, вызывают много этических вопросов, не говоря уж об эстетических. Художникам отводится в них роль хомячков, борющихся за одну норку под присмотром «большого медийного брата». Между тем расстановка сил изначально была обратной: можно сказать, что жанр перформанса (в самом широком понимании этого слова) приходится любимому народом всего мира жанру реалити-шоу если не отцом-прародителем, то как раз этим самым «большим братом». Поскольку настоящее реалити-шоу — не времяпрепровождение для скучающих подростков и домохозяек, а один из основополагающих авангардных принципов, который заключается в трансляции реальности «как она есть» под эгидой искусства. В этом смысле знаменитый восьмичасовой фильм Уорхола Empire 1964 года куда больше соответствовал названию жанра, чем нынешние телевизионные выпуски этих передач. Причем акцент в слове «реалити-шоу» художниками 60-х делался на первой его части, а вторая тогда еще не приобрела гламурного оттенка.

©  Из архива А. Джеуза

Арт-коммуналка. 2007. Арт-Москва, ЦДХ

Арт-коммуналка. 2007. Арт-Москва, ЦДХ

Под трансляцией же реальности надо понимать не прямой телепоказ и тем более не интернет-показ (в лучшем случае присутствовала фото- или видеодокументация), а скорее организацию окружающей жизни по законам перформанса, эстетическое поведение самого автора, внутреннюю жизнь арт-среды (интерес к которой со стороны публики и стал одной из причин появления перформанса).

Известный авангардный жест тех времен: зрителей приглашали в театр, но, когда поднимался занавес, за ним оказывалась не сцена с декорациями и актерами, а реальная улица с проезжающими машинами и пешеходами.

Я помню интерес, с которым художественная среда отнеслась к появлению первого отечественного реалити-шоу «За стеклом», когда осенью 2001-го оно впервые вышло в эфир канала ТВ-6. Его сравнивали с классикой living art, называли чистым концептуальным жестом и даже шутили на тему того, не художники ли придумали это шоу. (Художников среди авторов идеи главных реалити-шоу я не обнаружила, зато выяснилось, что генеральный продюсер ТНТ, где проходит реалити-шоу «Дом-2», Дмитрий Троицкий в юности был причастен к перформансу.)

Но сегодня широкое распространение реалити-шоу в массмедиа свидетельствует скорее об обратном процессе — полном и безостаточном растворении экспериментальных идей художников в общественном сознании и выхолащивании из этого жанра всяческого содержания помимо шоу.

Принцип «шоу» превалирует над принципом «реалити» не только на телевидении, но и в искусстве, и в жизни. Проигнорировать этот факт сложно. В результате художник, а вслед за ним и куратор тоже обращаются к формату реалити-шоу, уже в современном его понимании. В 2006 году акционист Император Вава показал проект «Идеальное заключение»: в течение 48 часов он жил в галерее, писал картины собственной кровью, попутно сочиняя роман, а веб-камера транслировала происходящее в интернет. И, наконец, в 2007 году состоялся кураторский проект Антонио Джеуза «Арт-коммуналка», в ходе которого в течение всей ярмарки «Арт-Москва» десять художников жили «за стеклом», занимались искусством и даже завели свой блог. Но при всей кажущейся привлекательности принципа подглядывания жизнь художников и творческий процесс на виду у публики массового интереса не вызвала (об этом пишет одна из участниц проекта в своем Живом Журнале).

©  Из архива А. Джеуза

Встреча и совместное творчество участников проекта  «Арт-коммуналка» с участниками реалити-шоу «Дом»

Встреча и совместное творчество участников проекта «Арт-коммуналка» с участниками реалити-шоу «Дом»

Куда большим успехом в России пока пользуются многочисленные экзотические live-инсталляции, по сути те же шоу — звериные, аква- и даже с участием плесени (сейчас их можно видеть на 3-й Московской биеннале). А на телевидении популярны полезные и непретенциозные передачи с привлечением художников: например, Дмитрий Цветков дает в прямом эфире «Домашнего канала» уроки рисования.

Возможны ли сегодня в ситуации тотальной медийности новые пути и формы существования искусства по принципу «реалити без шоу»? Похоже, что уже нет. И реалити-шоу художников точно отражают эту ситуацию. Мне кажется, их стоит рассматривать как метафору жизни современного художника — в клетке медийности и одновременно под стеклянным колпаком арт-системы, что почти не оставляет места для свободного проявления себя как творческого субъекта. Впрочем, и потребности такой у многих уже не возникает.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • dead-books· 2009-10-13 21:07:48
    Соловей замолк.
    Тело его остался в клетке.
    Клетка сломана.
  • drummmer· 2009-10-14 15:11:41
    в вильнюсе месяц назад проходило такое мероприятие, называлось International Championship of Arts "Art-o-thlon"
    http://www.artothlon.com/shows/
Все новости ›