Реалити-шоу можно рассматривать как метафору жизни современного художника – в клетке медийности и под стеклянным колпаком арт-системы.
Художники и телевидение дерутся за реальность. Художники первые начали
Десять лет назад, осенью 1999-го, в Голландии вышло в эфир первое реалити-шоу, «Большой брат». Неожиданный успех способствовал стремительному распространению и развитию этого жанра — сейчас он считается наиболее популярным на телевидении, подробно описан и многократно прокомментирован уважаемыми специалистами. В последнее время появились реалити-шоу в интернете и на радио; реалити-шоу людей, больных раком; животных и… художников. Руку к этому приложили самые крупные деятели арт-мира: в 2006 году первое реалити-шоу для художников Artstar создал в Нью-Йорке галерист Джеффри Дейч, а этой осенью стартует инициированное коллекционером Чарльзом Саатчи Best of British, причем его победитель получит шанс выставить свои работы в Эрмитаже.Такие шоу, основанные на конкуренции и соревновательности, вызывают много этических вопросов, не говоря уж об эстетических. Художникам отводится в них роль хомячков, борющихся за одну норку под присмотром «большого медийного брата». Между тем расстановка сил изначально была обратной: можно сказать, что жанр перформанса (в самом широком понимании этого слова) приходится любимому народом всего мира жанру реалити-шоу если не отцом-прародителем, то как раз этим самым «большим братом». Поскольку настоящее реалити-шоу — не времяпрепровождение для скучающих подростков и домохозяек, а один из основополагающих авангардных принципов, который заключается в трансляции реальности «как она есть» под эгидой искусства. В этом смысле знаменитый восьмичасовой фильм Уорхола Empire 1964 года куда больше соответствовал названию жанра, чем нынешние телевизионные выпуски этих передач. Причем акцент в слове «реалити-шоу» художниками 60-х делался на первой его части, а вторая тогда еще не приобрела гламурного оттенка.
Под трансляцией же реальности надо понимать не прямой телепоказ и тем более не интернет-показ (в лучшем случае присутствовала фото- или видеодокументация), а скорее организацию окружающей жизни по законам перформанса, эстетическое поведение самого автора, внутреннюю жизнь арт-среды (интерес к которой со стороны публики и стал одной из причин появления перформанса).
Известный авангардный жест тех времен: зрителей приглашали в театр, но, когда поднимался занавес, за ним оказывалась не сцена с декорациями и актерами, а реальная улица с проезжающими машинами и пешеходами.
Я помню интерес, с которым художественная среда отнеслась к появлению первого отечественного реалити-шоу «За стеклом», когда осенью 2001-го оно впервые вышло в эфир канала ТВ-6. Его сравнивали с классикой living art, называли чистым концептуальным жестом и даже шутили на тему того, не художники ли придумали это шоу. (Художников среди авторов идеи главных реалити-шоу я не обнаружила, зато выяснилось, что генеральный продюсер ТНТ, где проходит реалити-шоу «Дом-2», Дмитрий Троицкий в юности был причастен к перформансу.)
Но сегодня широкое распространение реалити-шоу в массмедиа свидетельствует скорее об обратном процессе — полном и безостаточном растворении экспериментальных идей художников в общественном сознании и выхолащивании из этого жанра всяческого содержания помимо шоу.
Принцип «шоу» превалирует над принципом «реалити» не только на телевидении, но и в искусстве, и в жизни. Проигнорировать этот факт сложно. В результате художник, а вслед за ним и куратор тоже обращаются к формату реалити-шоу, уже в современном его понимании. В 2006 году акционист Император Вава показал проект «Идеальное заключение»: в течение 48 часов он жил в галерее, писал картины собственной кровью, попутно сочиняя роман, а веб-камера транслировала происходящее в интернет. И, наконец, в 2007 году состоялся кураторский проект Антонио Джеуза «Арт-коммуналка», в ходе которого в течение всей ярмарки «Арт-Москва» десять художников жили «за стеклом», занимались искусством и даже завели свой блог. Но при всей кажущейся привлекательности принципа подглядывания жизнь художников и творческий процесс на виду у публики массового интереса не вызвала (об этом пишет одна из участниц проекта в своем Живом Журнале).
Куда большим успехом в России пока пользуются многочисленные экзотические live-инсталляции, по сути те же шоу — звериные, аква- и даже с участием плесени (сейчас их можно видеть на 3-й Московской биеннале). А на телевидении популярны полезные и непретенциозные передачи с привлечением художников: например, Дмитрий Цветков дает в прямом эфире «Домашнего канала» уроки рисования.
Возможны ли сегодня в ситуации тотальной медийности новые пути и формы существования искусства по принципу «реалити без шоу»? Похоже, что уже нет. И реалити-шоу художников точно отражают эту ситуацию. Мне кажется, их стоит рассматривать как метафору жизни современного художника — в клетке медийности и одновременно под стеклянным колпаком арт-системы, что почти не оставляет места для свободного проявления себя как творческого субъекта. Впрочем, и потребности такой у многих уже не возникает.
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451984
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343496
- 3. Норильск. Май 1269090
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897795
- 5. Закоротило 822302
- 6. Не может прожить без ирисок 783218
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760123
- 8. Коблы и малолетки 741337
- 9. Затворник. Но пятипалый 472239
- 10. ЖП и крепостное право 408066
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403565
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370896
Тело его остался в клетке.
Клетка сломана.
http://www.artothlon.com/shows/