Оцените материал

Просмотров: 80584

Феномен IKEA: как с ним быть дизайнеру

Ольга Божко · 05/08/2009
Предмет из IKEA хорош тем, что его не жалко выбросить. Но дизайнер может придумать и что-то пооригинальнее

Имена:  Ингвар Кампрад

©  IKEA

Диван КЛИППАН

Диван КЛИППАН

«Каждый десятый европеец сделан на нашей кровати», — заявлял рекламный слоган на плакате, предваряющем открытие первого магазина IKEA в России. Эти постеры собирались развешивать в московском метро, но руководство рекламной службы метрополитена их запретило. С того момента прошло почти десять лет.

©  IKEA

Табурет для ног ЛУННА

Табурет для ног ЛУННА

IKEA можно любить или ненавидеть, но факт остается фактом: редкий дом сейчас обходится без вещей из этого магазина. На политику этой международной корпорации оказал серьезное влияние теоретик дизайна Виктор Папанек, адепт всего экологичного и социального. Руководство IKEA под его лозунгами быстро вышло на уровень экологически ориентированного дизайна. Ключевыми стали простые формы и естественные материалы. Руководство под воздействием Папанека стало искать общее в бытовых потребностях, вкусах и материальных возможностях людей, живущих в разных точках земного шара.

Стиль IKEA — скандинавский функционализм. Эти вещи опознаются в Скандинавии как IKEA, а по всему миру — как шведские. Вот комментарий одного из сыновей основателя компании Ингвара Кампрада: «Вещь в стиле IKEA — это, например, водительское сиденье для трактора, которое мы обнаружили на одной фабрике в Чехии. Теперь мы продаем его в качестве металлического стула с дырками в сиденье. Его очень легко делать. Бац-бац, килограмм металла — и готово. Еще однажды дизайнер показал мне одну вещь, которая мне показалась неплохим столом или тумбочкой. Дизайнер воскликнул: «Это же контейнер для хранения вещей!» Но в результате все равно получились стол и тумбочка. Можно привести сотни примеров того, как мы начинали делать одну вещь, а получали нечто совершенно противоположное».

Ингвар Кампрад, называющий себя типичным шведом, которому трудно смеяться без спиртного, сформулировал схему бизнеса. Основное отличие — ассортимент по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить. Добавьте к этому максимально широкий диапазон товаров, куда входят мебель и товары для всех помещений как внутри дома, так и снаружи, а также инструменты, декоративные товары и изделия «сделай сам» для разных работ по оформлению дома. В каждой группе товаров имеется предложение, от которого у обывателя должно захватывать дух,

©  IKEA

Пoдвесные ячейки НОЙЕ

Пoдвесные ячейки НОЙЕ

как от хот-дога за десять рублей. (Одно время, кстати, в магазинах IKEA действительно продавали хот-доги, которые стоили почти вполовину меньше, чем у конкурентов.) «Разница в цене должна быть действительна очевидна. И вообще, дорогостоящие решения любой проблемы обычно предлагают посредственности», — говорит Кампрад.

Захватила ли шведская корпорация Россию? Да, захватила. Дизайн снизошел в массы. Народ годами тосковал по гармонии и ее доступности. Воспитанные отечественными производителями, продукцию которых не всегда могут собрать даже авторизованные сборщики, люди едва ли не молятся на то, что собирается за полчаса. В региональных блогах люди активно обсуждают свои походы: «Сегодня был там. Не удержался. Сделал покупку. Дома собрал. Все сошлось как в Лего. Респект». Быстрый и эффективный результат вселяет такое чувство победы над трудностями жизни, что люди едут с детьми всю ночь на машине из одного города в другой просто потому, что в их городе нет IKEA. И называют это отдыхом. Сайты по ведению домашнего хозяйства пестрят ссылками на те или иные контейнеры и системы хранения. И все это — про вещи, которые в Европе иронично именуют «мебелью для общежитий и съемных квартир», которую в случае переезда не жалко бросить. На российском рынке сформировался занятный тип потребителя, который, даже и достигнув определенного уровня дохода, продолжает покупать в IKEA, но переходит на более дорогие серии — хотя в этой ценовой категории можно позволить себе куда больший выбор в других местах.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • nn· 2009-08-05 23:24:27
    Ну, скажем так, купить кухню в ИКЕА может только очень непритязательный человек с малюсенькой кухней. лично пытались подобрать себе что-нибудь, но икеевская мебель стандартная и под размеры не подгоняется. и потом одно дело выкинуть какую-нибудь ерунду и совсем другое - понять через два месяца, что у тебя галимая кухня)) мы заказали в одной фирме достаточно сложный проект, срок изготовления - 2 недели. и так много где сейчас, все-таки кризис на оборотах сказался. если кухня собирается в России, очередей нет.
    .
    .
    теперь касательно вот этого вот предложения "тип потребителя, который, даже и достигнув определенного уровня дохода, продолжает покупать в IKEA, но переходит на более дорогие серии — хотя в этой ценовой категории можно позволить себе куда больший выбор в других местах" - может подскажите в Москве другие места? серьезно? - обставляли квартиру с нуля, объехали большинство мебельных центров на мкаде и в центре, где этот выбор? оригинальную подставку под телевизор невозможно купить, про вещи посложнее вообще молчу. и если производство италия, то даже при очень хорошем бюджете придется ужиматься или ждать вещь на заказ около месяца.
    .
    .
    последнюю покупку совершили в икеа, потому что не могли найти приличный стеллаж. по цвету нам не особо подходил, поэтому к нему же попросили смешать краску уже в леруа мерлен. в итоге благодаря комбинации продукции двух мегамолов получили ни на что не похожий продукт. никому из гостей и в голову не приходит, откуда эта вещь взялась.
    .
    а вообще художники, которые рефлексируют на такую ерунду как крупный доступный магазин мебели, у меня вызывают подозрение. им явно не хватает идей...
  • CortoMaltese· 2009-08-06 13:15:05
    Вот еще один арт-проект на основе Икеи, довольно макабрический: http://www.rebelart.net/diary/?p=1708
  • nn· 2009-08-06 18:07:02
    http://www.ljplus.ru/img4/c/y/cybersect/ikea-1.jpg
Читать все комментарии ›
Все новости ›