Две стареющие знаменитости – Норман Фостер и Музей имени Пушкина – нашли друг друга
Меня пленяет история с проектом реконструкции Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Сначала директор музея Ирина Антонова просит Нормана Фостера «подумать» над проектом музейного квартала. Затем Фонд ГМИИ заказывает Фостеру концепцию. Ее показывают председателю попечительского совета Пушкинского музея Д. Медведеву, и она ему нравится. Вскоре выясняется, что для выделения госсредств требуется проведение тендера на проектирование (новинка законодательства). Прекрасно, проводится тендер с участием трех проектных организаций. В двух из них участвует Сергей Ткаченко — как партнер и Фостера (в качестве руководителя собственной мастерской), и Моспроекта-4, который под руководством Андрея Бокова работал над этой проблемой уже много лет (в качестве директора НИИПИ Генплана). Тендер выигрывает, как ни странно, не самое дешевое предложение, а предложение Фостера—Ткаченко. Тот прелестный факт, что тендер должен быть основан на стоимости проектирования, а не на качестве проекта, мы опустим — это фол законодательства.Что все это означает? Глядя на сюжет с новой сценой Мариинского театра, можно ожидать аннулирования результатов тендера, проведения международного конкурса среди архитектурных бонз, победы особо вычурного проекта (пусть даже того же Фостера, кстати, если ему все это не надоест к тому времени), начала стройки, изгнания Фостера и звенящей пустоты над водами.
Кажется, что у людей, поставленных руководить большими культурными институциями, развивается своего рода «барский синдром». Они выбирают себе архитекторов из числа знаменитых и приглашают их расширить и украсить поместье по последней моде. Правда, это вызывает иногда протест императора или губернатора: все-таки управляют они не поместьями, а важными городскими центрами, и их желания вступают в противоречие с правилами. Однако, как мы видим в случае с ГМИИ, иногда и законы принимают странные формы, когда воля государева им противоречит.
Но больше всего расстраивает в этой истории то, что снова проект выбран волюнтаристски, сделан на основе непонятно чего и кончится, боюсь, традиционно — растратой. И ведь, казалось бы, только что мы видели прекрасный пример нормального проведения конкурса на крупный музейный проект в Перми. Не только проекты победили отличные, но и вся организация была первоклассной: и выезды участников финальной стадии на площадку, и комплект документов, и проработанная программа в задании на проектирование.
Что же мешает крупнейшему музею столицы сделать так, чтобы не было мучительно стыдно за всю эту процедуру и за музей, привлеченный тусклым сиянием стареющего мэтра, и за Москву, вновь оказывающуюся заложником прожектерства? Неизбывное отечественное барство, заражающее даже самых культурных и благородных людей наших.
Другие колонки Кирила Асса:
Ужасная неясность, 24.03.2009
Оборона Крыма, 10.02.2009
Север, река, вокзал, 30.01.2009
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452082
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343552
- 3. Норильск. Май 1269454
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897874
- 5. Закоротило 822406
- 6. Не может прожить без ирисок 783862
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760768
- 8. Коблы и малолетки 741669
- 9. Затворник. Но пятипалый 472717
- 10. ЖП и крепостное право 408160
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403953
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371241
Только не верится, что его построят.
К.А.