Свежепринятый Думой закон демонстрирует не тактические просчеты и даже не стратегическую недальновидность, а непонимание самих принципов устройства человеческого городского общежития.

Оцените материал

Просмотров: 19789

Город – это митинг

Кирил Асс · 08/06/2012
Принятый Думой закон против митингов – признак непонимания властями сути города. И ведет к смене власти

©  Аркадий Шайхет

Сухаревский рынок. Москва. 1926

Сухаревский рынок. Москва. 1926

Памяти В.Л. Глазычева


Город есть неизбежное и естественное порождение человеческой культуры. Ни одно из человеческих обществ не обошлось без города, большого или малого. Люди всегда создают себе общее место, в котором пребывают. Будь это укрепление от врага, место торга или место поклонения, человек проявляет свое существо в соседстве и со-пребывании с другими людьми.

Свежепринятый Думой закон демонстрирует не тактические просчеты и даже не стратегическую недальновидность, а непонимание самих принципов устройства человеческого городского общежития. Городское пространство — это место реализации городского общества как городского. Это естественное место пребывания людей, живущих в городе — по рождению или по выбору. Эта реализация может и должна принимать всевозможные формы — от торговли жителей друг с другом до общего празднования, от уединенного гуляния до совместного высказывания или действия. Различные варианты этих форм создаются или складываются стихийно, образуют традиции, исчезают за ненадобностью, но одушевляет их неизменно со-жительство людей в тесной близости, естественное положение вещей для человеческого рода.

©  13 Productions

Кадр из фильма «Коммуна (Париж, 1871)», режиссер Питер Уоткинс, 2000

Кадр из фильма «Коммуна (Париж, 1871)», режиссер Питер Уоткинс, 2000

Такое сожительство естественно же разворачивается в кругу пространственных типов, набор которых не сильно изменился с тысячелетиями — на дороге и на перекрестке. Дорога — всякое протяженное место, по которому люди ходят: улица, проспект, бульвар. Перекресток — всякое место встречи и остановки, будь то собственно перекресток, площадь или двор. Город эпохи модернизма и порожденного им тоталитаризма был намеренно лишен перекрестков: в городе модернизма они стали транспортными развязками, в тотальном городе общество, обращенное в массы, должно было идти верным путем, не останавливаясь и не задавая себе вопроса о направлении движения. Площадь допускалась только как вещь в себе, как эстетическое явление, а не как местопребывание общества.

Это положение вещей по инерции сохранялось до самого последнего времени, более того, площадям, утратившим эстетическое значение, была вменена сугубо материальная ценность, что даже нашло отражение в языке, где смысл слова «площадь» переместился из сферы городского опыта в сферу недвижимости. Попытки активной части общества вернуть себе площади столкнулись с ожесточенным сопротивлением властного тела, воспринявшим естественное проявление города как угрозу своим амбициям. Одновременно обнаружилось, что городская ткань лишилась площадей, пригодных для проявления городской сути, то есть собраний горожан-граждан. В этом пространственном обстоятельстве обнажилось противоречие формальности сложившихся условностей, изображающих городскую, то есть политическую жизнь, и действительной городской жизни, требующей места для свободной встречи людей.

©  International News Service/National Geographic Society /Corbis / Foto S.A.

Лондон, Трафальгарская площадь, середина 40-х годов XX века

Лондон, Трафальгарская площадь, середина 40-х годов XX века

Недавняя погоня за перемещающимися гражданами, желающими встретиться друг с другом, попытки огородить потенциально «опасные» общественные пространства и последовавшее за ними принятие поправок в закон о митингах и административный кодекс демонстрируют сочетание непонимания самого устройства города как явления с непониманием смысла законодательной деятельности. К сожалению, это непонимание нельзя счесть полезным, провоцирующим поиск явлением. Это непонимание проявляется в том, что власти проецируют свои заблуждения о городском общежитии на естественное состояние города и привлекают для этого абсурдные доводы и меры противодействия.

©  Getty Images / Fotobank

Рождественский рынок на Староместской площади в Праге. 2010

Рождественский рынок на Староместской площади в Праге. 2010

Преследование граждан за их естественное поведение, разумеется, приведет к возникновению протеста и к отторжению властного тела. Непонимание естественных законов функционирования городской среды приведет к тому, что и самые аполитичные, то есть не осознающие свою городскую природу граждане начнут ее осознавать и проявлять ее самым неприятным для властного тела образом. Его убеждение в подвластности горожан обманчиво. Перемещающийся самоуправляющийся университет — лишь первый образец неуловимости города, подчинить который можно лишь экстремальными репрессиями, которые в сущности уничтожат город как таковой, как со-общество граждан, избравших его как место жизни. Когда жизни не остается места, она уходит искать его в другом месте. Либо забирает себе все, что ей нужно, невзирая ни на какие преграды.​

КомментарииВсего:16

  • Anya Shevchenko· 2012-06-08 18:03:33
    Модернизм породил тоталитаризм? С чего бы это?
  • Alexei Von Alexeyev· 2012-06-08 18:03:35
    Увеличение штрафов за беспорядки = "закон против митингов" = противодействие гражданам в их естественном поведении. лол ок. Теперь точно революция будет! ведь создавать помехи дорожному движению и избивать ОМОН - естественное поведение граждан.
    Дискурс оппозицонного п***бола. Неужели, все чему учат в МАРХИ - вот такая демагогия, рассчитанная на хипстеров?
  • Alexei Von Alexeyev· 2012-06-08 18:04:23
    У сколь многих достойных людей сгнили мозги на несогласной почве
  • Lily Kovirshina· 2012-06-08 18:58:50
    "..в городе модернизма они стали транспортными развязками, в тотальном городе общество.."

    тотальном = тоталитарном, видимо..

    пс/ статья не получилась, но смысл понятен..
  • silly_allergic· 2012-06-09 10:05:37
    > В этом пространственном обстоятельстве обнажилось противоречие формальности сложившихся условностей

    просто песня
  • vantz· 2012-06-09 12:06:16
    "...более того, площадям, утратившим эстетическое значение, была вменена сугубо материальная ценность, что даже нашло отражение в языке, где смысл слова «площадь» переместился из сферы городского опыта в сферу недвижимости..."
    Ога. А связка, утратив эстетическое значение, переместилась из сферы анатомии в сферу способов ношения ключей и дров.
    С нетерпением жду на OS статей о происхождении славян из этрусков, а также трансляций виделекций проф. Моисеева о философии неовсеединства.
  • Aleks Tarn· 2012-06-09 13:12:25
    Левая чума еще и неслабое явление филологии. Кстати, а существуют ли лингвистические работы, посвященные особому языку большевиков, Советов, сталинистов? Итальянских анархистов и фашистов? Немецких коммунистов и нацистов? Маоистов, кастратов? Студенческих отморозков 68-го? Бадер-Майнхоф, Красных бригад? Полпота-Йенгсари? всевозможных Сияющих путей и прочих you name it?
    Работы тут край непочатый, простор непаханый для новых Гуссерля и Лотмана (да святятся имена праведников).

    Писания последовательных леваков во все времена представляли собой гремучую смесь дурного стиля, специфического новояза и напыщенных банальностей. Как пришет автор комментриуемой цидульки, "Люди всегда создают себе общее место, в котором пребывают". Не всегда, г-н Асс, не всегда. Некоторые, представьте себе, ухитряются обходиться в своих писаниях без общих мест. Впрочем, они, как правило, не ассоциируют себя с Вашими товарышами-партейцами.
    Зато лучшие представители Ваших товарышей-партейцев пишут примерно так: "Обычно биеннале современного искусства приносят городу неолиберальные трансформации, видимой частью которых являются рост креативных индустрий, удорожание и одизайнение всего чего можно". (Вступительная фраза к соседней цидульке г-жи Деготь).
    Такое вот "одизайнение всего чего можно"... Писано будто малограмотным партейным инструктором при безграмотном старике Джамбуле. Или кто там у вас нынче за классика - Абай?
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Aleks Tarn· 2012-06-09 14:33:14
    2 Владимир
    Не только словари. Есть еще и крайне увлекательные культурологические вопросы, и семиотика. Ближе всех пока подошел Оруэлл с его смысловыми инверсиями в "1984" - помните, там были эти министерства Любви и Правды, лозунги типа "Мир - это война!" и проч. Но это все-таки беллетристика, а хотелось бы фундаментального исследования, увязывающего идеологию с лигвистикой.
    Вот, к примеру, тема: "Выражение общественного бунта в бунте против языка" (все эти новые правила, которые они тут же торопливо вводят, придя к власти, все эти искажения стиля, целенаправленный подрыв классики и т.д.).
    Или "Сравнительный анализ новояза в левой публицистике от Мракса до Негри".
    Или "Сравнительный анализ официального языка сталинской России и гитлеровской Германии".
    И еще много много такого же интересного.
  • Aleks Tarn· 2012-06-09 14:43:03
    А вот еще (применительно к статейке, под которой это всё пишется):
    "Безграмотность и косноязычие как союзник левых идеологий".
    Мне почему-то кажется, что, будь Кирил Асс грамотным или красноречивым, он не только никогда не написал бы столь унылой лажи, но и никогда не попал бы в союзники г-жи Деготь. Всё в конечном счете упирается в Слово.
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Konstantin Zaitsev· 2012-06-09 23:36:10
    Очень любопытная статья... хотя не статья, а скорее реплика. Я тоже убеждён что власть как у вас, так и у нас действует не понимая того, что вокруг происходит. Точнее даже так: не принимая.
  • Vasya Pospelov· 2012-06-12 20:05:04
    круто, но, на мой взгляд, несколько надуманно.
Все новости ›