Пора прекратить говорить: «Да будет сад!» Пора подумать
Уже две недели меня не покидает раздражение, вызванное предложением В. Путина разбить парк вЧитать!
Из этого следует во-вторых: профессионально обсуждать будущее парка в Зарядье бессмысленно. Обсуждать следует проблему Зарядья. И обсуждать ее следует в связи с состоянием города в целом.
Проблема Зарядья является частью другой проблемы Москвы, сформированной сталинским Генпланом 1935 года, по которому центр города должен был лишиться собственно городского содержания и превратиться в парадный фасад советского строя. В рамках этой идеологии центр города был максимально очищен от городской жизни, многие кварталы были снесены для создания обширных площадей, широких магистралей и крупных зданий. Одной из жертв стало Зарядье, оказавшееся слишком близко от главной площади СССР.
Результатом такой градостроительной политики стало не только снижение плотности застройки, впоследствии продолжившееся в спальных районах, но и резкое падение плотности смыслов. Под плотностью смыслов следует понимать количество различных форм жизнедеятельности и форм пространства на единицу городской площади. Когда три торговые и жилые улицы с сотней домов заменяет одно здание, хотя бы и с десятью функциями, то город проигрывает в насыщенности, хотя, может быть, и начинает выглядеть более цельно. Но цельность сама по себе не имеет ценности, ценность города как раз в повышении смысловой плотности ландшафта, общества и культуры. Китай-город этой ценности был лишен многократно и разными способами, а Зарядье — пример самого жестокого уничтожения городского смысла; другие части издавна насыщенного района пострадали от превращения в конторские и административные кварталы, от выгораживания и расселения.
Поэтому выбор пути развития Зарядья должен стать модельным для Москвы, и в первую очередь надо ответить на вопрос, как должен улучшаться центр города. Очевидно, что парк, сколь бы соблазнительно ни выглядело такое предложение, никак не может быть таким ответом. Во-первых, парк не усложняет городскую среду и, строго говоря, ничего не добавляет городу. Парк представляет собой одну единицу смысла в городском масштабе, сколь бы ни были разнообразны его парковые затеи. Во-вторых, расположение Зарядья в городской структуре заведомо делает его непригодным для городского парка: оно слишком отдалено от жилья и активных городских (то есть нетуристических) пешеходных зон. Случай парка Горького не может служить примером — как минимум потому, что в городе не может быть двух центральных парков. Парк в Зарядье станет еще одной буферной зоной между городом и все еще претендующим на сакральность Кремлем.
Точно такой же буферной зоной станет любое государственное учреждение на этой территории — загадочный «парламентский центр» или что бы то ни было другое. Такое использование Зарядья лишь окончательно закрепит выморачивание Китай-города, начатое при Советах и продолженное в самое последнее время президентской администрацией в соседнем квартале.
Спасением Зарядья для города станет только снижение масштаба, приведение его в соответствие с масштабом соседних кварталов и многофункциональность. Будет ли его планировка основана на сетке утраченных улиц или будет нарисована наново, не принципиально. Многофункциональность использования подсказывает, что в Зарядье могут быть реализованы и коммерческие, и государственные, и муниципальные проекты, в том числе культурные и ландшафтные. Уменьшение масштаба должно повлечь и снижение общей высотности застройки, и создание жесткой градостроительной регуляции территории, которая, в сочетании с налоговыми и финансовыми стимулами, сможет сделать квартал привлекательным для застройщиков.
При этом следует иметь в виду, что коммерческая застройка, ставшая за последние двадцать лет синонимом варварской эксплуатации города, тем не менее является единственным способом создания разнообразной городской среды. Обязанностью городских властей при этом остается создание таких условий, в которых подобное разнообразие может быть реализовано; эти условия должны сочетать и здравые ограничения, и меры поощрения. Главное, как всегда, ясность правил и следование им всеми участниками.
Не стоит, конечно, возрождать Зарядье «как было», это было бы провальным экспериментом по оживлению трупа, но и не следует пытаться решить проблему этого района одним жестом — больших жестов в Москве было сделано предостаточно. Пришло время для микрохирургии города, требующей куда как большей политической воли, а главное — кропотливой подготовительной работы, нежели простое повеление «да будет сад!».
КомментарииВсего:46
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451734
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343365
- 3. Норильск. Май 1268597
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822122
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758796
- 8. Коблы и малолетки 740875
- 9. Затворник. Но пятипалый 471279
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403085
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370476
- 12. ЖП и крепостное право 368302
А реконструированные дома можно было бы заполнить историко-этнографическими музеями...
Но если будет парк, то в нём я бы построил небольшой оперный театр в виде хрустального храма, который парит над землёй. А от во все стороны света нисходят мосты, на которых храм и держится. Оперный театр будет как-бы смотровой площадкой, с которой можно любоваться красотами Кремля, Красной площади, Замоскворечья, Китай-города.