Освоение жителями своего города выражается в насыщенной «тротуарной» жизни.

Оцените материал

Просмотров: 15640

Требуйте везде!

Кирил Асс · 28/06/2011
На русском языке впервые опубликована одна из самых значительных книг о городской жизни

Имена:  Джейн Джекобс

©  Владимир Вяткин / РИА Новости

Требуйте везде!
В «Новом издательстве» вышла книга об устройстве города, которую хочется немедленно отправить почтой в мэрию, причем в пятидесяти экземплярах. Ее уже читает большинство москвичей, интересующихся градостроительством или градоустройством, и было бы хорошо, чтобы с нею познакомились и те, от кого зависит, как будет жить город. Она называется «Смерть и жизнь больших американских городов», ее написала Джейн Джекобс в 1958 году.

Джекобс не была архитектором или градостроителем, но была озабочена тем, как корпоративные интересы и градостроительные идеологии разлагают успешные городские образования и вместо развития городской среды приводят к ее разрушению. С тех пор была написана масса других сочинений, посвященных городской среде, изменились сами горожане, их манера жизни и общественные привычки, но значение работы Джекобс остается грандиозным. И, как ни странно, очень актуальным для Москвы и крупнейших русских городов, только теперь столкнувшихся с новой городской реальностью, полной автомобилей, столкновений коммерческих и гражданских интересов и распространения пригородного жилья. Хотя модели городского управления и финансовых отношений, градостроительные приемы и традиции в современной России и Америке 50—60-х значительно отличаются, основные проблемы крупных городов остаются более или менее сходными.

В своей работе Джекобс исходит из того, что город — это система человеческих взаимоотношений и способов жизни, которые создают пространство города, основанное на их разнообразии. А город благодаря сложности своего устройства порождает большинство ценностей культуры. Поэтому защита городской среды, как пространственной, так и человеческой, ее поддержка и создание условий для ее процветания — первейшая обязанность и горожан (которые стремятся к этому процветанию, просто поскольку ради него только и стоит быть в городе), и городских и государственных властей.

Это процветание, с точки зрения Джекобс, возникает, когда сочетаются несколько факторов. В первую очередь оно основано на смешении городских функций, причем не только на сочетании жилья и различных видов торговли, услуг и мелкой промышленности, но и на смешении жилья различных социально-экономических групп на одной территории. Плотность жилья должна быть достаточно высока, с тем чтобы горожане активно осваивали окружающую их местность, которая бы, в свою очередь, предоставляла им достаточно возможностей для заработка. Большое количество жителей и работающих на одной территории в разное время суток создает предпосылки для настоящего общественного контроля за порядком на улице: когда город пронизан взглядами множества глаз, возможностей для правонарушений гораздо меньше. Дальнейшее освоение жителями своего города выражается в насыщенной «тротуарной» жизни, поддержка которой, в свою очередь, требует предоставления горожанам достаточного простора для ходьбы и жизни по сторонам дорог. В рамках такого подхода проблемы транспорта второстепенны, поскольку города предназначены в первую очередь для жителей, а транспорт лишь одна из потребностей, которую следует удовлетворять с минимальными негативными последствиями для городской жизни. К сожалению, пытаясь решать транспортные проблемы за ее счет, городские власти часто об этом забывают.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • eldarr· 2011-06-28 08:46:15
    такие книжки должны быть в открытом доступе
  • Kiril Asse· 2011-06-29 10:22:10
    @eldarr: по первой ссылке, собственно, лежит pdf на сайте издательства.
  • eldarr· 2011-06-29 10:48:24
    Kiril Asse, там только введение
Читать все комментарии ›
Все новости ›