Старая Москва была в основном застроена архитектурой хотя и очаровательной, но безнадежно вторичной.

Оцените материал

Просмотров: 19520

Двадцать лет одиночества

Кирил Асс · 07/04/2011
Московское правительство опять желает повелевать архитектурными стилями

Имена:  Александр Кибовский

©  Валерий Лукьянов  ⁄  PhotoXPress

Фрагмент фасада торгового комплекса «Европейский»  - Валерий Лукьянов

Фрагмент фасада торгового комплекса «Европейский»

Не так давно, как у нас уже писали, новый руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский заявил, что «в части хай-тека центр Москвы наелся полностью. Хай-тек стал раздражающим фактором». Кроме того, он посетовал, что воспроизводить исторические стили у архитекторов получается плохо, но тем не менее лучше их придерживаться. Примечательно, что незадолго до этого, в интервью на телеканале «Дождь», Кибовский сделал гораздо более далеко идущее замечание, указав, что в Москве «...проблема наличия архитекторов, которые умеют работать эстетически корректно в старой части города, сегодня реально существует, это большая беда, что у нас таких профессионалов очень мало».

©  Валерий Лукьянов  ⁄  PhotoXPress

Здание гостиницы «Красные холмы»  - Валерий Лукьянов

Здание гостиницы «Красные холмы»

Складывающееся из этих высказываний архитектурное видение совмещает в себе одновременно точный диагноз и полную чепуху. Хай-теком Москва наесться никак не могла, поскольку, строго говоря, архитектуры стиля хай-тек в Москве не было и не предвидится. Видимо, господин Кибовский имел в виду сооружения, претендующие на «современность» вообще, и тогда это высказывание печально сразу в нескольких отношениях. Во-первых, будучи искусствоведом по образованию и занимаясь сохранением архитектурного наследия, руководитель ДКН должен быть строже с терминологией. Во-вторых, следует признать, что двадцатилетний опыт возведения зданий в «исторических стилях» в Москве наглядно продемонстрировал, что этот прием нисколько не сохраняет городскую среду, но лишь заражает ее невыразимым дурновкусием. Причем им страдают как наивные подделки под снесенные дома, так и масштабные «постмодернистские» творения известных архитекторов. И поскольку появления новых влиятельных архитекторов в городе в ближайшее время не предвидится, едва ли можно от тех же авторов ожидать внезапного перерождения. В-третьих, как ни странно, именно архитектура современная, но реализующаяся в строгих, тщательно продуманных рамках, очерченных градостроительными правилами, оттеняет и создает фон для памятников. В противном случае они оказываются затеряны среди новых, с иголочки «памятников» ненастоящих.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • wacky-woo· 2011-04-07 19:04:26
    "в Москве не так уж и много действительно ценных архитектурных сооружений, особенно дореволюционного периода. Старая Москва была в основном застроена архитектурой хотя и очаровательной, но безнадежно вторичной, лишенной не только блеска, но и вообще особенного качества" - как же так? Хорошая архитектура. Пожалуй даже более разнообразная и интересная, чем во многих европейских городах, например, в Праге. А ведь Прага - милейший город. А "вторичность" имеет свой московский колорит, с другим городом не спутаешь.
  • serge· 2011-04-10 09:10:37
    Поддерживаю предыдущего комментатора. Вообще, аргумент насчет "вторичности" звучит странно. Если исходить из этой логики, то и русские символисты и футуристы были вторичными. Практически все советское кино было вторичным, включая лучшие образцы, ибо снимали его, предварительно насмотревшись в Белых Столбах Бергмана, Антониони и пр. И что теперь?
  • Kiril Asse· 2011-04-10 14:24:23
    @waky-woo, serge: уважаемые комментаторы, справедливо защищая памятники московской архитектуры. вы упускаете из виду основной посыл статьи: подражание третьестепенным зданиям старой Москвы, которое выдавалось долгие годы за "защиту городской среды". в сущности ее разрушает, не порождая новых смылслов и залицовывая старые. Разумеется, как и было сказано выше, речь идет не о вторичности отдельных выдающихся зданий, а об основной массе мещанской двух-трех-этажной застройки, которая и составляет фон. среду, в которой и выделяются зачимые произведения.
Читать все комментарии ›
Все новости ›