Изящество должно быть результатом, побочным продуктом большего. Так говорят про решение сложной математической проблемы, что оно красиво; но красота здесь лишь следствие, а не цель.
Притцкеровская премия присуждена японскому бюро SANAA. По праву ли?
В этом году жюри Притцкеровской премии вновь обратило свое внимание на архитекторов, чьи произведения отличаются внешней простотой. На этот раз премию присудили японскому бюро SANAA, во главе которого стоят Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава.Читать!
Их работы — идеализированные пустоты, почти всегда белые; или прозрачные, отчаянно абстрактные здания. Передний край современной архитектуры — недаром им заказывают музейные проекты по всему миру. Музеи давно уже стали своего рода «образцовыми домами», полигонами архитектурного эксперимента. Кажется, что архитектура SANAA действительно находится на переднем крае. И довольно сложно объяснить, почему это не так.
Дело в том, что различие, о котором пойдет речь, почти неуловимо. Его легко показать на примерах, но и в таком случае всегда можно указать критику на то, что аргументация основана на вкусах, причем вкусах методологических, и потому ничтожна. Но — в эпоху все-приятия другого источника — уверенности, кроме личного вкуса, у автора не остается, и на него и приходится опираться.
Любая постройка есть результат разрешения чрезвычайно запутанного конгломерата проблем, относящихся к огромному числу областей, начиная с истории архитектуры и кончая техническими условиями водоснабжения. Полученное архитектором решение всегда основывается на некотором, свойственном только ему способе построения иерархии этих проблем, их взаимосвязи и достижения выраженного в материальном мире баланса их решений. Этот способ есть отражение личной философии архитектора — представлений о человеке, его потребностях, окружающем пространстве; и об архитектуре как искусстве. Результат применения этого мыслительного метода, то есть постройка, поддается при некотором аналитическом усилии расшифровке, по которой можно с определенной долей уверенности судить, на чем метод основывался. Знакомство с несколькими работами одного автора позволяет это понимание уточнить и углубить: таким образом зритель приобретает возможность яснее прочитывать его работы, а автор приобретает в глазах зрителя репутацию.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:12
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451744
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343372
- 3. Норильск. Май 1268618
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782265
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758847
- 8. Коблы и малолетки 740894
- 9. Затворник. Но пятипалый 471312
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403104
- 11. ЖП и крепостное право 377998
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370487
В архитектуре это еще важно? Не в повседневной, а вот в такой показушной по сути, как музей или школа дизайна?
Японская культура вообще ценит непредсказуемый жест. Есть знаменитый пример: художник, который нарисовал лошадь в углу листа. Почему? По кочану.
Развернутая тут Кириллом теория прекрасного в пределе опирается на уверенность, что есть ("философский") Бог, и поэтому в мире есть смысл. А японцы не считают, что в мире есть смысл.
Это я не Сэдзиму с Нисидзавой защищаю (я плохо знаю их работы), а торпедирую позицию автора.