Выход из этого архитектурного тупика лежит в плоскости политической… в смысле общей парадигмы государства, где частное лицо должно обладать преимуществом перед лицом корпоративным – или хотя бы равенством с ним.

Оцените материал

Просмотров: 21116

Роль личности в архитектуре

Кирил Асс · 11/02/2010
Архитектурный рейтинг Нижнего Новгорода вызывает тоску

Имена:  Валерий Никишин · Станислав Горшунов · Юрий Болгов

©  archrating-nn.livejournal.com

Административно-жилое здание по улице Большая Печёрская. Архитекторы Валерий Никишин, Мария Мерзлякова, Ирина Ахлестина, Мария Токарева

Административно-жилое здание по улице Большая Печёрская. Архитекторы Валерий Никишин, Мария Мерзлякова, Ирина Ахлестина, Мария Токарева

Недавно в ходе проводящегося уже тринадцать лет общественного голосования «Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» меня попросили выступить экспертом при выборе лучшего здания за последние два года. Если вы помните, лет десять назад на архитектурную школу Нижнего, во главе которой встал Александр Харитонов, возлагались большие надежды. Оставив в стороне ее эклектический характер, должно признать ценность ее тогдашнего рывка, полного страсти и желания обновить городскую среду, опираясь на возрождение традиции русского модерна. Однако с гибелью Харитонова и приходом времени корпораций блеск в глазах и запал, судя по всему, угасли. Нынешний рейтинг вызывает самые печальные ощущения. И не столько от архитектурных качеств зданий, сколько от перемены самого мыслительного ландшафта, на котором эти здания произрастают. Этот ландшафт определяется действующими в нем организмами, и нельзя сказать, что он ограничен лишь одним городом — просто неожиданный (для меня) взгляд в этом направлении вдруг зафиксировал некоторые обстоятельства, касающиеся архитектурной жизни всей России.

©  archrating-nn.livejournal.com

Развлекательный центр на Нижне-Волжской набережной (развертка). Архитектор Станислав Горшунов,  при участии Ирины Куликовой

Развлекательный центр на Нижне-Волжской набережной (развертка). Архитектор Станислав Горшунов, при участии Ирины Куликовой

Строительные компании, как правило, самые скучные заказчики: с ними не о чем спорить, с ними нельзя разделить радость. Потому что компания — это самостоятельный организм, больший, чем составляющие его отдельные личности, и он действует вне человеческих категорий. Компании питаются прибылями, это их корм. Человеческое измерение им чуждо, поскольку они даже не обладают физической формой, с которой можно соизмерить нужные им сооружения. Занятно, что постоянное общение с ними влияет и на людей, проектирующих для них. В творчестве зараженного возникает сухость, вызванная отсутствием заказчика как отдельной личности и специфическим типом требований, предъявляемых компанией, связанных не с частным переживанием архитектуры, а с абстрактными пожеланиями, присущими организации — то есть абстрактному же телу.

©  archrating-nn.livejournal.com

Развлекательный центр на Нижне-Волжской набережной. Архитектор Станислав Горшунов,  при участии Ирины Куликовой

Развлекательный центр на Нижне-Волжской набережной. Архитектор Станислав Горшунов, при участии Ирины Куликовой

Все это в полной мере проявляется в коротком списке объектов, который был предъявлен экспертам рейтинга нижегородской архитектуры. Лишь пара небольших объектов: административно-жилое здание на Большой Печёрской Валерия Никишина и развлекательный центр на Нижневолжской набережной Станислава Горшунова сохраняют следы личного переживания места и могут обсуждаться в категориях, приемлемых для человека и горожанина. Большинство прочих проектов представляют собой чистые манифесты корпоративного желания. Архитекторы лишь предпринимают попытки их прикрыть, используя приемы разной степени уместности. В сущности, в этом и заключается роль архитектора с точки зрения строительной компании. Среди последних выделяется своей честностью жилой дом на Мещёрском озере Юрия Болгова, не пытающийся заигрывать со «стилями» и «гуманизмом» и просто продолжающий привычную для массовой застройки надчеловеческую композицию. Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • mastridia· 2010-02-11 23:09:27
    статья очень полезная:) как микстура.
    единственное, что обижает напрямую - подзаголовок: Архрейтинг НН - это название проекта. того, которому 13 лет, и который за все годы пока единственный смотр-конкурс построек в городе. потому что больше смотреть никто не хочет - неудобно и обременительно. мы лучше - о высоком или о недвижимости...
    но чтобы появлялись такие статьи как эта, и многие другие, чтобы НН вспоминал иногда, что на него не только местные чиновники смотрят, но и самые разные люди- с разных сторон! - Арх рейтинг НН и проводится. с микроскопическими бюджетами, кучей экскурсий и несколькими мероприятиями. например, Никита Токарев рассказал об архитектуре в кино. Саша Ложкин привез из Новосибирска проект Город как песня.
    В воскресенье - городское ориентирование - соревнование по объектам Рейтинга.
    иногда самой кажется, что он - единственный живой...без шашлыков на пленэре,закрытых заседаний,клубных выпивонов... архитектура наводит тоску? так и напишите!
    с уважением, Марина Игнатушко,
    куратор Рейтинга Арх НН
  • rekapitulant· 2010-02-12 01:53:47
    Дорогая Марина, нисколько не хотел Вас обидеть, и как Вы можете видеть из статьи, мои претензии относятся вовсе не к чрезвычайно полезному мероприятию, которое Вы проводите, но к архитектурной ситуации в целом, и вовсе не только Нижегородской.

    К.А.
  • amiroff· 2010-02-12 09:16:45
    Действительно, ситуация характерная и для города и для страны в целом, возможно и для многих стран мира. Общий процесс, который сейчас некоторые называют Дубаизацией городов. Недвижимость приобретает, черты финансового рынка, с присущей ему универсальностью, необходимой для свободного потока ценностей. Здания должны быть похожими внешне и неотличимыми по функционалу, что бы их можно было оценить. Отсюда всевозможные универсальные категории и сертификации. Но если в крупных столицах с серьезным историческим наследием, развитой культурной средой и активным гражданским обществом (я говорю о западных мегаполисах), универсальная виртуальная недвижимость декорируется разнообразным способом, то в провинции и на целине ( Дубаи) этого не требуется. Современные архитекторы в основном декораторы (настоящие формалисты) – а декоративность проявление упадка стиля (по мнению М. Гинзбурга). Наши то ( нижегородцы), хоть честные, но, к сожалению, совсем не лучшие.
  • mastridia· 2010-02-12 10:34:47
    Кирил, я прекрасно понимаю, о чём речь. Спасибо!
    И пониманию, как делаются подзаголовки.
    утром уже воспринимаю его не эмоционально, а профессионально - как журналист:)
    Марина Игнатушко
  • mastridia· 2010-02-12 10:39:14
    Андрею.
    >честные, но, к сожалению, совсем не лучшие.<
    по крайней мере - смелые(?)- режут и крошат собственные творения!
    другие лишь лабают и ищут лазейки для попадания к кормушкам
  • mi_konst· 2010-02-12 12:57:10
    Да........скучно и грустно, и некому руку пожать.
  • Marie-Antoinette· 2010-02-14 23:58:47
    отсутствие концептуальной составляющей развития территории города в целом..
    не последняя проблема...
  • mastridia· 2010-02-15 10:00:38
    конечно. любая активность - и градостроительная! - проявление частной инициативы.
    даже если инициируют власти, в основе - сугубо частные интересы.
  • rekapitulant· 2010-02-16 01:07:25
    Несомненно. Впрочем, это отдельный разговор.
  • ev65· 2010-03-04 12:24:51
    Мне кажется это не просто тема для отдельного разговора. Это тема прямо противоречит посылу вашей статьи, декларирующей обезличенность современного "корпоративного" заказчика. Удивлен. Ведь Вы из потомственной семьи практикующих архитекторов. Наверняка знаете массу примеров волюнтаризма заказчика. У Вас лично есть опыт общения автора проекта с заказчиком? И вы не встретили в заказчике "физической формы" со своим видением "прекрасного в архитектуре"? И есть ли кардинальные отличия именно корпоративного заказчика? У них отсутствует главная персона, решающая да-нет? Эмпирическое корпоративное ОНО - коллективный обезличенный разум?
  • Jarikjarik· 2010-03-04 22:31:44
    Ерунда какая-то получается. Главная проблема плохой архитектуры — плохой заказчик? Когда заказчики были хорошими?

    Получать прибыль — необходимое условие существования любого бизнеса, в России, Голландии или Швейцарии, но там это не мешает появлению хорошей архитектуры, а в России и Дубае почему-то мешает.

    Тезис о необходимости демократии для архитектуры тоже сомнительный, в Италии 16-го века демократии не было, в России в начале 20-го тоже и архитекторам это не мешало.

    Если заказчик должен быть личностью и частным лицом, то идеальный заказчик — это диктатор (если конечно его вкусы совпадают со вкусами архитектора). Можно не думать о бюджете и согласованиях с многочисленными инстанциями.

    Я считаю проблема современного состояния архитектуры совсем в другом. В самой архитектуре и в культуре в целом. Но это слишком длинная тема.

    Не нужно искать проблемы там где их нет. Самое простое назвать кого-то виновным (если в кране нет воды...)

    Гораздо сложнее понять что-же происходит на самом деле, а это совершенно необходимо. Не поняв что происходит и в чем причины современного кризиса в архитектуре невозможно ничего изменить.
  • ev65· 2010-03-05 09:32:57
    Ерунда получается когда не получается найти общий язык архитектору с заказчиком.
    Никто ведь из взрослых людей не корежится от слова "дипломатия" в смысле "искусство компромисса" или мы здесь все живем и работаем с юношеским максимализмом?
    Вообще я писал немного не о том как искать диалог, и надоли искать и кто там главный и т.п. А о том что диалог возможен и желателен в-принципе, т.к. существуют две стороны - заказчик-исполнитель со своим мнением с каждой стороны. Мне непонятна была теза автора о безличности корпоративного заказчика.
  • ainesk· 2010-06-25 23:17:32
    Хочется, поразмышлять на следующую тему: может быть частично проблема состоит и в том что, архитекторы в Нижнем разучились убеждать своего заказчика, разучились говорить, аргументировать свою концепцию, если она в обще есть, может стоит обратить внимание на коммуникативные приемы, которые архитекторы используют в Европе. Мне кажется, что архитектор должен уметь отстаивать свою концепцию на протяжении всего проекта, другое дело что и концепция должна быть "устойчивой".
    Устрашает так же и тот факт, что профессия архитектора словно обесценивается , из мэтра и авторитета, который четко может аргументировать свою позицию (таким был Харитонов, который заражал идеей, по словам лично знающих его людей), он превращается в инструмент реализации фантазий необразованного в области архитектуры заказчика.
Все новости ›