Архитектурный рейтинг Нижнего Новгорода вызывает тоску
Имена:
Валерий Никишин · Станислав Горшунов · Юрий Болгов
© archrating-nn.livejournal.com
Административно-жилое здание по улице Большая Печёрская. Архитекторы Валерий Никишин, Мария Мерзлякова, Ирина Ахлестина, Мария Токарева
Недавно в ходе проводящегося уже тринадцать лет общественного голосования «
Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» меня попросили выступить экспертом при выборе лучшего здания за последние два года. Если вы помните, лет десять назад на архитектурную школу Нижнего, во главе которой встал Александр Харитонов, возлагались большие надежды. Оставив в стороне ее эклектический характер, должно признать ценность ее тогдашнего рывка, полного страсти и желания обновить городскую среду, опираясь на возрождение традиции русского модерна. Однако с гибелью Харитонова и приходом времени корпораций блеск в глазах и запал, судя по всему, угасли. Нынешний рейтинг вызывает самые печальные ощущения. И не столько от архитектурных качеств зданий, сколько от перемены самого мыслительного ландшафта, на котором эти здания произрастают. Этот ландшафт определяется действующими в нем организмами, и нельзя сказать, что он ограничен лишь одним городом — просто неожиданный (для меня) взгляд в этом направлении вдруг зафиксировал некоторые обстоятельства, касающиеся архитектурной жизни всей России.
© archrating-nn.livejournal.com
Развлекательный центр на Нижне-Волжской набережной (развертка). Архитектор Станислав Горшунов, при участии Ирины Куликовой
Строительные компании, как правило, самые скучные заказчики: с ними не о чем спорить, с ними нельзя разделить радость. Потому что компания — это самостоятельный организм, больший, чем составляющие его отдельные личности, и он действует вне человеческих категорий. Компании питаются прибылями, это их корм. Человеческое измерение им чуждо, поскольку они даже не обладают физической формой, с которой можно соизмерить нужные им сооружения. Занятно, что постоянное общение с ними влияет и на людей, проектирующих для них. В творчестве зараженного возникает сухость, вызванная отсутствием заказчика как отдельной личности и специфическим типом требований, предъявляемых компанией, связанных не с частным переживанием архитектуры, а с абстрактными пожеланиями, присущими организации — то есть абстрактному же телу.
© archrating-nn.livejournal.com
Развлекательный центр на Нижне-Волжской набережной. Архитектор Станислав Горшунов, при участии Ирины Куликовой
Все это в полной мере проявляется в
коротком списке объектов, который был предъявлен экспертам рейтинга нижегородской архитектуры. Лишь пара небольших объектов: административно-жилое здание на Большой Печёрской
Валерия Никишина и развлекательный центр на Нижневолжской набережной
Станислава Горшунова сохраняют следы личного переживания места и могут обсуждаться в категориях, приемлемых для человека и горожанина. Большинство прочих проектов представляют собой чистые манифесты корпоративного желания. Архитекторы лишь предпринимают попытки их прикрыть, используя приемы разной степени уместности. В сущности, в этом и заключается роль архитектора с точки зрения строительной компании. Среди последних выделяется своей честностью жилой дом на Мещёрском озере
Юрия Болгова, не пытающийся заигрывать со «стилями» и «гуманизмом» и просто продолжающий привычную для массовой застройки надчеловеческую композицию.
Читать текст полностью
© archrating-nn.livejournal.com
Жилой дом на Мещерском озере. Проект Юрия Болгова, Александра Гребенникова
От рассмотрения списка номинантов осталось ощущение, что проблема обезличенности и одновременно бесчеловечности современной архитектуры наших городов связана не только с образованием, историей развития русской и зарубежной архитектуры последнего столетия, не только со сложившимися обстоятельствами. Безликость архитектурной практики, отсутствие в ней человеческого содержания в ближайшее время не переломить. {-tsr-}Как ни странно, выход из этого архитектурного тупика лежит в плоскости политической, и не в смысле архитектурной политики, а в смысле общей парадигмы государства, где частное лицо должно обладать преимуществом перед лицом корпоративным — или хотя бы равенством с ним. Только тогда частность этого лица, его личность найдет свое выражение на городских улицах, а не только за заборами частных владений пригородов. До тех пор, пока эти отдельные лица не представятся нам, мы будем вынуждены пребывать в окружении новых построек, лишь претендующих на индивидуальность.
единственное, что обижает напрямую - подзаголовок: Архрейтинг НН - это название проекта. того, которому 13 лет, и который за все годы пока единственный смотр-конкурс построек в городе. потому что больше смотреть никто не хочет - неудобно и обременительно. мы лучше - о высоком или о недвижимости...
но чтобы появлялись такие статьи как эта, и многие другие, чтобы НН вспоминал иногда, что на него не только местные чиновники смотрят, но и самые разные люди- с разных сторон! - Арх рейтинг НН и проводится. с микроскопическими бюджетами, кучей экскурсий и несколькими мероприятиями. например, Никита Токарев рассказал об архитектуре в кино. Саша Ложкин привез из Новосибирска проект Город как песня.
В воскресенье - городское ориентирование - соревнование по объектам Рейтинга.
иногда самой кажется, что он - единственный живой...без шашлыков на пленэре,закрытых заседаний,клубных выпивонов... архитектура наводит тоску? так и напишите!
с уважением, Марина Игнатушко,
куратор Рейтинга Арх НН
К.А.
И пониманию, как делаются подзаголовки.
утром уже воспринимаю его не эмоционально, а профессионально - как журналист:)
Марина Игнатушко
>честные, но, к сожалению, совсем не лучшие.<
по крайней мере - смелые(?)- режут и крошат собственные творения!
другие лишь лабают и ищут лазейки для попадания к кормушкам
не последняя проблема...
даже если инициируют власти, в основе - сугубо частные интересы.
Получать прибыль — необходимое условие существования любого бизнеса, в России, Голландии или Швейцарии, но там это не мешает появлению хорошей архитектуры, а в России и Дубае почему-то мешает.
Тезис о необходимости демократии для архитектуры тоже сомнительный, в Италии 16-го века демократии не было, в России в начале 20-го тоже и архитекторам это не мешало.
Если заказчик должен быть личностью и частным лицом, то идеальный заказчик — это диктатор (если конечно его вкусы совпадают со вкусами архитектора). Можно не думать о бюджете и согласованиях с многочисленными инстанциями.
Я считаю проблема современного состояния архитектуры совсем в другом. В самой архитектуре и в культуре в целом. Но это слишком длинная тема.
Не нужно искать проблемы там где их нет. Самое простое назвать кого-то виновным (если в кране нет воды...)
Гораздо сложнее понять что-же происходит на самом деле, а это совершенно необходимо. Не поняв что происходит и в чем причины современного кризиса в архитектуре невозможно ничего изменить.
Никто ведь из взрослых людей не корежится от слова "дипломатия" в смысле "искусство компромисса" или мы здесь все живем и работаем с юношеским максимализмом?
Вообще я писал немного не о том как искать диалог, и надоли искать и кто там главный и т.п. А о том что диалог возможен и желателен в-принципе, т.к. существуют две стороны - заказчик-исполнитель со своим мнением с каждой стороны. Мне непонятна была теза автора о безличности корпоративного заказчика.
Устрашает так же и тот факт, что профессия архитектора словно обесценивается , из мэтра и авторитета, который четко может аргументировать свою позицию (таким был Харитонов, который заражал идеей, по словам лично знающих его людей), он превращается в инструмент реализации фантазий необразованного в области архитектуры заказчика.