Место искусства в городской среде лишено осмысленности, им заполнили лакуны в ткани города, возникшие по случайному стечению обстоятельств.
Современное искусство безразлично занимает места своего обитания
1 ноября жюри OPENSPACE.RU назвало лучшим проектом биеннале проект Николя Одюро и Елены Яичниковой «Сорок жизней одного пространства» — в частности, за внимательное отношение к пространству фабрики «Красный Октябрь». КИРИЛ АСС высказывает свое мнение о проблеме «искусство на фабриках и заводах».
Пока культурная общественность активно обсуждала художественные достоинства произведений искусства, заполнивших Москву в рамках 3-й Московской биеннале, я задумался о проблемах мест, в которых эти произведения выставлены. Признаюсь, эти места вызывают смешанные чувства: и сам их выбор, и их судьба, и их взаимоотношения с искусством и городом.Развитие современного искусства с начала ХХ века привело к оформлению особого типа помещения для экспонирования, так называемого white cube — «белого куба». Такое помещение абстрактно, готово к восприятию любого художественного высказывания и не вступает с ним в конфликт. Как правило, это действительно помещение белого цвета с минимальными членениями, чаще всего ортогональных форм. Предполагается, что в рамках европейской визуальной культуры это наиболее обезличенное пространство.
Постепенное сокращение промышленного производства и изменение его структуры в Европе привело к освобождению большого количества промышленных зданий и территорий. Сначала низкие арендные ставки и бросовые цены привлекли художественную богему, породив феномен мастерской на фабрике. Потом, вместе с преображением богемы в истеблишмент, некоторые промышленные здания, часть из которых представляет архитектурную и историческую ценность, уже при участии архитекторов стали приспосабливать под художественные центры, музеи и выставочные залы.
Понятно, что в СССР ничего подобного происходить не могло. Однако в наши дни после вывода промышленности из центра Москвы в городе освободилось множество фабрик и заводов. Опустевшие здания сносили или приспосабливали под офисы и мелкие производства, а в последние годы стали создавать на их базе и центры современного искусства. Как правило, в подавляющем большинстве случаев возникновение таких центров в Москве было вызвано не логикой художественного рынка, а потребностями новых владельцев бывших заводов.
Главной площадкой 3-й Биеннале стал Центр современной культуры «Гараж». Это здание, построенное по проекту Мельникова и Шухова, чуть было не погибло под натиском московского строительного бума. В последний момент, однако, гараж был спасен, тщательно отреставрирован и сдан в аренду под культурный центр. В будущем он станет музеем, но уже не современного искусства. Пока что выставки в гараже устраивают по однотипной схеме, заданной выставкой Кабаковых, — под каждый проект строится выставочное пространство, совершенно не связанное с самим зданием. Отношение к этому памятнику архитектуры можно было бы назвать почтительным, но фактически это полное игнорирование — есть стены и крыша, и под ними строят то, что нужно.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:5
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451728
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343360
- 3. Норильск. Май 1268590
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897670
- 5. Закоротило 822097
- 6. Не может прожить без ирисок 782244
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758695
- 8. Коблы и малолетки 740856
- 9. Затворник. Но пятипалый 471246
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403062
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370463
- 12. ЖП и крепостное право 359152
Кроме того есть еще Лаборатория Art&Sience, волшебное пространство внутри физико-химического института, который сам по себе является абсолютно советским казенным учреждением. Лабораторию кстати проектировал Федор Дубинников, нынешний лауреат "Премии Авангард".