Место искусства в городской среде лишено осмысленности, им заполнили лакуны в ткани города, возникшие по случайному стечению обстоятельств.

Оцените материал

Просмотров: 15458

Завод, фабрика, гараж

Кирил Асс · 03/11/2009
Современное искусство безразлично занимает места своего обитания

©  Евгений Гурко

Центр современной культуры «Гараж»

Центр современной культуры «Гараж»

1 ноября жюри OPENSPACE.RU назвало лучшим проектом биеннале проект Николя Одюро и Елены Яичниковой «Сорок жизней одного пространства» — в частности, за внимательное отношение к пространству фабрики «Красный Октябрь». КИРИЛ АСС высказывает свое мнение о проблеме «искусство на фабриках и заводах».
Пока культурная общественность активно обсуждала художественные достоинства произведений искусства, заполнивших Москву в рамках 3-й Московской биеннале, я задумался о проблемах мест, в которых эти произведения выставлены. Признаюсь, эти места вызывают смешанные чувства: и сам их выбор, и их судьба, и их взаимоотношения с искусством и городом.

Развитие современного искусства с начала ХХ века привело к оформлению особого типа помещения для экспонирования, так называемого white cube — «белого куба». Такое помещение абстрактно, готово к восприятию любого художественного высказывания и не вступает с ним в конфликт. Как правило, это действительно помещение белого цвета с минимальными членениями, чаще всего ортогональных форм. Предполагается, что в рамках европейской визуальной культуры это наиболее обезличенное пространство.

Постепенное сокращение промышленного производства и изменение его структуры в Европе привело к освобождению большого количества промышленных зданий и территорий. Сначала низкие арендные ставки и бросовые цены привлекли художественную богему, породив феномен мастерской на фабрике. Потом, вместе с преображением богемы в истеблишмент, некоторые промышленные здания, часть из которых представляет архитектурную и историческую ценность, уже при участии архитекторов стали приспосабливать под художественные центры, музеи и выставочные залы.

Понятно, что в СССР ничего подобного происходить не могло. Однако в наши дни после вывода промышленности из центра Москвы в городе освободилось множество фабрик и заводов. Опустевшие здания сносили или приспосабливали под офисы и мелкие производства, а в последние годы стали создавать на их базе и центры современного искусства. Как правило, в подавляющем большинстве случаев возникновение таких центров в Москве было вызвано не логикой художественного рынка, а потребностями новых владельцев бывших заводов.

Главной площадкой 3-й Биеннале стал Центр современной культуры «Гараж». Это здание, построенное по проекту Мельникова и Шухова, чуть было не погибло под натиском московского строительного бума. В последний момент, однако, гараж был спасен, тщательно отреставрирован и сдан в аренду под культурный центр. В будущем он станет музеем, но уже не современного искусства. Пока что выставки в гараже устраивают по однотипной схеме, заданной выставкой Кабаковых, — под каждый проект строится выставочное пространство, совершенно не связанное с самим зданием. Отношение к этому памятнику архитектуры можно было бы назвать почтительным, но фактически это полное игнорирование — есть стены и крыша, и под ними строят то, что нужно.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • ovtza· 2009-11-03 21:07:45
    а еще в Гараже адские стеклопакеты. вот.
  • miah_lokos· 2009-11-04 00:36:56
    Кирилл, очень интересный обзор. Но вы почему-то не упомянули "Проект_Фабрику" на Бауманской, которая в отличие от всех остальных упомянутых центров совмещает современное искусство и рудиментарные остатки промышленного производства, тем самым приглашая или провоцируя художников и кураторов на интересные комментарии такой ситуации. То есть именно пространство и его специфика задает контекст. В качестве примера можно вспомнить выставку "Машина и Наташа".
    Кроме того есть еще Лаборатория Art&Sience, волшебное пространство внутри физико-химического института, который сам по себе является абсолютно советским казенным учреждением. Лабораторию кстати проектировал Федор Дубинников, нынешний лауреат "Премии Авангард".
  • agitarch· 2009-11-04 05:31:36
    про "тщательно отреставрирован", конечно, преувеличение. гараж, скорее, тщательно отремонтирован.
  • zub4ik· 2009-11-05 13:39:13
    хороший текст, спасибо! я тоже об этом думала, действительно "Красный октябрь" совсем плачевное впечатление производит и отвлекает от искусства.
  • rekapitulant· 2009-11-06 01:11:31
    agitarch: Виноват
Все новости ›