Оцените материал

Просмотров: 21980

Глубоко нежилой комплекс

Кирил Асс · 03/09/2009
Дом на Мосфильмовской призван поражать как воображение, так и аналитические способности критика. И все же попробуем

Имена:  Сергей Скуратов

©  Сергей Скуратов architects

Общий вид, трехмерная модель

Общий вид, трехмерная модель

Недавно я увидел вблизи знаменитый Дом на Мосфильмовской мастерской Сергея Скуратова, и он произвел на меня сильное впечатление. Однако сомневаюсь, что такое, на которое рассчитывал автор: комплекс, кажется, предназначен поражать воображение, а не вызывать желание анализировать его архитектурные свойства.

Сама идея высотного строительства в Москве вызывает у меня смешанные чувства. Даже если не считать того, что наши почвы для него не особо пригодны, точечное повышение плотности застройки в городе не ведет ни к чему хорошему, учитывая состояние транспортной сети и общую распыленность города. Однако этот вопрос скорее следует адресовать, как обычно, градостроительному управлению и согласующим инстанциям, хотя и архитекторам следует отдавать себе отчет в последствиях таких уплотнений.

В этом проекте меня волнует другое. Высотное здание претендует, особенно в невысокой Москве, на роль доминанты городского ландшафта. Так было и с колокольнями, так было со сталинскими высотками и с брежневским Калининским проспектом, так должно было стать даже с Москва-Сити. Это всегда развитый силуэт, узнаваемый на больших дистанциях, маркирующий важное пространственное или в крайнем случае общественное со-бытие. В случае Дома на Мосфильмовской этого нет. Он стоит просто на улице, на склоне холма, немного отступая от красной линии. В этом месте ничего не происходит, кроме того, что он там стоит. Нет ни события в городской ткани, ни общественной важности — только это здание, почему-то такое огромное.

©  myxin.ru

Вид с Москвы-реки

Вид с Москвы-реки

Это вообще его главная черта — огромность. Благодаря размеру у Дома на Мосфильмовской три дистанции восприятия: дальняя, когда здание выскакивает из-за поворота реки или на Третьем кольце; средняя, когда оно вдруг возникает неподалеку — с Бережковской или с Косыгина; и ближняя, когда оно выплывает из-за деревьев с совершенно лукасовским эффектом.

У каждого из этих явлений свои особенности. На дальних расстояниях вся сложносочиненная игра фасадов, разумеется, исчезает, и дом смотрится простым прямоугольником, что непростительно для такого крупного здания — оно обязано быть знаком, раз уж так настойчиво в своей демонстративности. Но оно лишено выразительного силуэта, а его многодельность остается незамеченной. Странно, ведь Скуратов хотел сделать скульптурный объект, но то ли заплутал в деталях, то ли сбился с масштаба, и в результате возникла двусмысленность — общая форма недостаточно скульптурна, а рельеф слишком мелок, чтобы ее обогатить. На средней дистанции должен был срабатывать эффект, который так впечатляет на трехмерных моделях, — проработка формы и фасадов; но здание еще не видно целиком, видна только верхняя часть, а вся соль построения дома заключена в общей композиции и ее переплетении с мелкими членениями оболочки. А на ближних подступах разговор об архитектуре или скульптуре прекращается — мы остаемся перед сверхчеловеческим масштабом и играми, недоступными восприятию. Тут уже видна и вся композиция целиком, и огромные опоры, но на восприятие тонкостей форм и архитектурной обработки не остается сил, потому что масштаб элементов, непосредственно обращенных к нам, доступных с уровня земли, относится к зрителю с бесконечным пренебрежением, а композиционные находки оказываются слишком велики для того, чтобы ухватить их взглядом и тем более чувством. Все внимание оказывается поглощено небывалостью того, что мы видим. И начинает казаться, что эта небывалость — единственное, что волновало автора.

Между тем это жилой дом, и можно было бы ожидать, что пафос скульптурности и новизны проникнет и в квартиры. Но увы, квартиры и общие пространства даже близко не поддерживают формального языка здания. Можно списать это на прагматизм застройщика: якобы российский покупатель консервативен в отношении к своему жизненному пространству. На сайтах недвижимости традиционно пишут, что в квартирах «свободная планировка», то есть, возможно, квартиры и вовсе не проектировались всерьез, а чертежи — простая формальность. Так или иначе, в таком отношении к важнейшей проблеме жилого дома — собственно к жилью — проявляется очень серьезное упущение. Жилье оказывается всего лишь поводом для здания: в то время как внешнему его проявлению уделено огромное внимание, жизненное содержание его не осмыслено, потому что нельзя считать таким осмыслением наличие в проекте последних новинок инженерных систем. Качество жизни подменяется престижем и техникой, новизной конструктивных решений и хитроумностью отделки.

Получается, что все действительные проблемы, которые ставит жилой дом такого размера, воспринимаются какими-то скучными, дежурными препятствиями на пути самодостаточной скульптуры. С особой ясностью вдруг ощущаешь, что это здание представляет собой герметическое высказывание; более того, оно даже не является самим высказыванием, а лишь служит его носителем. И обращено оно не к городу, не к человеку; и сосуществует оно с нами лишь по досадной необходимости. Это высказывание, кажется, адресовано автором к самому себе, это его внутренняя рефлексия. И так случилось, что этот внутренний диалог вдруг оказался в городе, воплощенным в объекте грандиозного размера, подавляюще реальном и одновременно фантастически неправдоподобном, чье содержание исчерпывается его собственным существованием.

PS. Среди архитектурной общественности ходят слухи, что мэр Москвы был шокирован этим комплексом и потребовал, чтобы пользующиеся его доверием архитекторы представили предложения по «улучшению» здания. Идея, в общем, комичная. Едва ли это сможет помочь зданию, поскольку проблемы, которые я описал выше, скрываются не только в фасадах. Не говоря уже о том, что здание, как и положено, проходило все положенные согласования в городских структурах архитектурного надзора, поэтому, строго говоря, придраться не к чему. Посмотрим, чем закончится эта вполне феодальная история.

Ссылки

КомментарииВсего:3

  • kapetik· 2009-09-04 02:07:05
    Вот это место - после третьего кольца по набережной до Мосфильмовской - было почти единственным в Москве, где было видно небо, солнце и радуга. А теперь там видно только дом Скуратова. Он, может, и хороший архитектор, и хотел, как лучше. Но, черт побери, убил одно из самых красивых мест города.
  • moscovite· 2009-09-18 01:26:45
    странно, что во всех обзорах творчества Скуратова ни разу не упоминается его удивительна компиляторская способность начиная от Cooper House, да и хотя бы упомянутым домом на Мосфильмовской... стоит вспомнить только Christian_a de Prtzamparc_a с его Lille Tower и каждый раз превозносимые "глубоко личные" переживания архитектора как-то отходят на второй план...и оказывается, что все ради того, чтобы поставить лишь бы повыше, да еще и по узнаваемей (буквально) - выпятить свое я, которое "на поверку" то оказывается и ни я (умышленно с маленькой буквы)
    p.s. кстати Скуратов спроектировал вокруг своего детища еще два объекта, как то - торговый центр и офисное здание, которые однозначно не позволят наслаждаться видом с ближним точек....
  • makai· 2011-07-03 15:07:35
    «Дом на Мосфильмовской» Сергея Скуратова является копией не реализованного тайландского проекта мастерской "Tandem Architects". Дидуктивный метод поможет разобраться. Ниже приведена ссылка не всемирно популярный сайт любителей архитектуры. Тут есть фото и описание проекта разработанного талантливыми таиландцами для Бангкока.
    http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=469312

    Name : Ploenchit Station Development
    Location : Ploenchit Road, Ploenchit Station
    Developer : OISHI Group
    Architects : Tandem Architects
    Project Description : Phase 1 comprising 73 Storey Residential Tower, Floor1-40;5 Star Condominiums, Floor41-57;6 Star Condominiums, Floor58-73; penhouses and presidentials. and 29 Storey 5 Star Hotel+Serviced Residence and a retail podium with a wedding complex facing Ploenchit Road. Phase II is a pure Condominium tower which located on the back of the complex.
    Construction start : expected 4th Quarter of 2007

    Посмотрите сами и сравните — форма зданий, их компоновка в комплексе и дизайн фасадов. Родство во всех этих областях невозможно не заметить. Присутствует такая же закрученная башня — разве что вращение по часовой стрелке. Второе здание также наклонено и стоит на участке в том-же соотношении к башне. Совпадения как правило могут касаться чего-то одного — с кем не бывает — но не так откровенно!

    На картинках на следующей странице более поздняя версия таиландского проекта — совпадения на лицо.
    http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?s=d81b2d0db6175a685f78851de725f951&t=469312&page=3

    При условии, что в Таиланде — как и в других прогрессивных азиатских странах (Малайзии, Китае и Японии) строительство в расцвете и высотные здания ежегодно возводят сотнями и тысячами (не чета Moscow- City), возникнет предположение, что данные Таиландцы существующие со своей мастерской с 1987, едва знают о существование Сергея Скуратова. Однако сколько русскоговорящих туристов ежегодно бывает кроме ГОА в столицах выше перечисленных стран, известный факт.

    На сайте http://www.tandemarchitects.com/main.html таиландской мастерской стоит нажать «Portfolios“ и слева в ряде высотных зданий появится еще раз тот самый проект — который позже чудесным образом обрусев, стал «Домом на Мосфильмовской».

    Эти азиатские таланты премированы в 2005 по 2008 год в 10ке лучших по всей Азии, что следует из их скромной анкеты. http://www.facebook.com/tandem.architect

    Г-н Скуратов давно известен стопкой архитектурных журналов подмышкой. Вероятно насмотревшись на талантливую архитектуру уже и самому кажется , что придумал сам...
    К примеру “Copper House“ и «Баркли плаза» - типичная скандинавская, только грубо выхолощенная и уже лишенная смысла архитектура без балконов, форточек и продуманного функционала стеклянных фасадов (северная сторона итп). «Я такого на западе не видел» пишут о проектах «Sergey Skuratov architects» лишь те, кто там не были или не смотрели.

    Стоит-ли отдавать центр Москвы «ваятелям», которые получают премии и «украшают» город несуразностями, вырванными из западных журналов и «имплантированных» в московскую среду не взирая на контекст и целесообразность. Циникам считающих всех вокруг себя идиотами — которые не заметят подлога!
Все новости ›