Дом на Мосфильмовской призван поражать как воображение, так и аналитические способности критика. И все же попробуем
Недавно я увидел вблизи знаменитый Дом на Мосфильмовской мастерской Сергея Скуратова, и он произвел на меня сильное впечатление. Однако сомневаюсь, что такое, на которое рассчитывал автор: комплекс, кажется, предназначен поражать воображение, а не вызывать желание анализировать его архитектурные свойства.Сама идея высотного строительства в Москве вызывает у меня смешанные чувства. Даже если не считать того, что наши почвы для него не особо пригодны, точечное повышение плотности застройки в городе не ведет ни к чему хорошему, учитывая состояние транспортной сети и общую распыленность города. Однако этот вопрос скорее следует адресовать, как обычно, градостроительному управлению и согласующим инстанциям, хотя и архитекторам следует отдавать себе отчет в последствиях таких уплотнений.
В этом проекте меня волнует другое. Высотное здание претендует, особенно в невысокой Москве, на роль доминанты городского ландшафта. Так было и с колокольнями, так было со сталинскими высотками и с брежневским Калининским проспектом, так должно было стать даже с Москва-Сити. Это всегда развитый силуэт, узнаваемый на больших дистанциях, маркирующий важное пространственное или в крайнем случае общественное со-бытие. В случае Дома на Мосфильмовской этого нет. Он стоит просто на улице, на склоне холма, немного отступая от красной линии. В этом месте ничего не происходит, кроме того, что он там стоит. Нет ни события в городской ткани, ни общественной важности — только это здание, почему-то такое огромное.
Это вообще его главная черта — огромность. Благодаря размеру у Дома на Мосфильмовской три дистанции восприятия: дальняя, когда здание выскакивает из-за поворота реки или на Третьем кольце; средняя, когда оно вдруг возникает неподалеку — с Бережковской или с Косыгина; и ближняя, когда оно выплывает из-за деревьев с совершенно лукасовским эффектом.
У каждого из этих явлений свои особенности. На дальних расстояниях вся сложносочиненная игра фасадов, разумеется, исчезает, и дом смотрится простым прямоугольником, что непростительно для такого крупного здания — оно обязано быть знаком, раз уж так настойчиво в своей демонстративности. Но оно лишено выразительного силуэта, а его многодельность остается незамеченной. Странно, ведь Скуратов хотел сделать скульптурный объект, но то ли заплутал в деталях, то ли сбился с масштаба, и в результате возникла двусмысленность — общая форма недостаточно скульптурна, а рельеф слишком мелок, чтобы ее обогатить. На средней дистанции должен был срабатывать эффект, который так впечатляет на трехмерных моделях, — проработка формы и фасадов; но здание еще не видно целиком, видна только верхняя часть, а вся соль построения дома заключена в общей композиции и ее переплетении с мелкими членениями оболочки. А на ближних подступах разговор об архитектуре или скульптуре прекращается — мы остаемся перед сверхчеловеческим масштабом и играми, недоступными восприятию. Тут уже видна и вся композиция целиком, и огромные опоры, но на восприятие тонкостей форм и архитектурной обработки не остается сил, потому что масштаб элементов, непосредственно обращенных к нам, доступных с уровня земли, относится к зрителю с бесконечным пренебрежением, а композиционные находки оказываются слишком велики для того, чтобы ухватить их взглядом и тем более чувством. Все внимание оказывается поглощено небывалостью того, что мы видим. И начинает казаться, что эта небывалость — единственное, что волновало автора.
Между тем это жилой дом, и можно было бы ожидать, что пафос скульптурности и новизны проникнет и в квартиры. Но увы, квартиры и общие пространства даже близко не поддерживают формального языка здания. Можно списать это на прагматизм застройщика: якобы российский покупатель консервативен в отношении к своему жизненному пространству. На сайтах недвижимости традиционно пишут, что в квартирах «свободная планировка», то есть, возможно, квартиры и вовсе не проектировались всерьез, а чертежи — простая формальность. Так или иначе, в таком отношении к важнейшей проблеме жилого дома — собственно к жилью — проявляется очень серьезное упущение. Жилье оказывается всего лишь поводом для здания: в то время как внешнему его проявлению уделено огромное внимание, жизненное содержание его не осмыслено, потому что нельзя считать таким осмыслением наличие в проекте последних новинок инженерных систем. Качество жизни подменяется престижем и техникой, новизной конструктивных решений и хитроумностью отделки.
Получается, что все действительные проблемы, которые ставит жилой дом такого размера, воспринимаются какими-то скучными, дежурными препятствиями на пути самодостаточной скульптуры. С особой ясностью вдруг ощущаешь, что это здание представляет собой герметическое высказывание; более того, оно даже не является самим высказыванием, а лишь служит его носителем. И обращено оно не к городу, не к человеку; и сосуществует оно с нами лишь по досадной необходимости. Это высказывание, кажется, адресовано автором к самому себе, это его внутренняя рефлексия. И так случилось, что этот внутренний диалог вдруг оказался в городе, воплощенным в объекте грандиозного размера, подавляюще реальном и одновременно фантастически неправдоподобном, чье содержание исчерпывается его собственным существованием.
PS. Среди архитектурной общественности ходят слухи, что мэр Москвы был шокирован этим комплексом и потребовал, чтобы пользующиеся его доверием архитекторы представили предложения по «улучшению» здания. Идея, в общем, комичная. Едва ли это сможет помочь зданию, поскольку проблемы, которые я описал выше, скрываются не только в фасадах. Не говоря уже о том, что здание, как и положено, проходило все положенные согласования в городских структурах архитектурного надзора, поэтому, строго говоря, придраться не к чему. Посмотрим, чем закончится эта вполне феодальная история.
Ссылки
- Ян Фудун (Янг Фудонг) в Москве, 30.06.2009
- Анастасия Палёнова. Китайский бутерброд, 11.12.2008
- Давид Рифф. Видеопробка продолжается... (фрагмент работы Цао Фэй с комментарием Д.Риффа), 05.12.2008
- Биеннале и ярмарки 2008—2009 годов, 05.09.2008
- Оксана Саркисян. Вы не завидуете китайцам? 04.06.2008
- Максим Боксер. Китайский бренд в ЦУМе, 30.05.2008
- Анастасия Палёнова. Free and Leisure №2 Юэ Миньцзюня, 28.05.2008
- Анастасия Палёнова. Русские догоняют китайцев, 12.05.2008
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 4630007
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 3051219
- 3. Норильск. Май 1282229
- 4. ЖП и крепостное право 1113650
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 903249
- 6. Закоротило 830982
- 7. Не может прожить без ирисок 809743
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 777347
- 9. Коблы и малолетки 755079
- 10. Затворник. Но пятипалый 492823
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 426789
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 383775
p.s. кстати Скуратов спроектировал вокруг своего детища еще два объекта, как то - торговый центр и офисное здание, которые однозначно не позволят наслаждаться видом с ближним точек....
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=469312
Name : Ploenchit Station Development
Location : Ploenchit Road, Ploenchit Station
Developer : OISHI Group
Architects : Tandem Architects
Project Description : Phase 1 comprising 73 Storey Residential Tower, Floor1-40;5 Star Condominiums, Floor41-57;6 Star Condominiums, Floor58-73; penhouses and presidentials. and 29 Storey 5 Star Hotel+Serviced Residence and a retail podium with a wedding complex facing Ploenchit Road. Phase II is a pure Condominium tower which located on the back of the complex.
Construction start : expected 4th Quarter of 2007
Посмотрите сами и сравните — форма зданий, их компоновка в комплексе и дизайн фасадов. Родство во всех этих областях невозможно не заметить. Присутствует такая же закрученная башня — разве что вращение по часовой стрелке. Второе здание также наклонено и стоит на участке в том-же соотношении к башне. Совпадения как правило могут касаться чего-то одного — с кем не бывает — но не так откровенно!
На картинках на следующей странице более поздняя версия таиландского проекта — совпадения на лицо.
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?s=d81b2d0db6175a685f78851de725f951&t=469312&page=3
При условии, что в Таиланде — как и в других прогрессивных азиатских странах (Малайзии, Китае и Японии) строительство в расцвете и высотные здания ежегодно возводят сотнями и тысячами (не чета Moscow- City), возникнет предположение, что данные Таиландцы существующие со своей мастерской с 1987, едва знают о существование Сергея Скуратова. Однако сколько русскоговорящих туристов ежегодно бывает кроме ГОА в столицах выше перечисленных стран, известный факт.
На сайте http://www.tandemarchitects.com/main.html таиландской мастерской стоит нажать «Portfolios“ и слева в ряде высотных зданий появится еще раз тот самый проект — который позже чудесным образом обрусев, стал «Домом на Мосфильмовской».
Эти азиатские таланты премированы в 2005 по 2008 год в 10ке лучших по всей Азии, что следует из их скромной анкеты. http://www.facebook.com/tandem.architect
Г-н Скуратов давно известен стопкой архитектурных журналов подмышкой. Вероятно насмотревшись на талантливую архитектуру уже и самому кажется , что придумал сам...
К примеру “Copper House“ и «Баркли плаза» - типичная скандинавская, только грубо выхолощенная и уже лишенная смысла архитектура без балконов, форточек и продуманного функционала стеклянных фасадов (северная сторона итп). «Я такого на западе не видел» пишут о проектах «Sergey Skuratov architects» лишь те, кто там не были или не смотрели.
Стоит-ли отдавать центр Москвы «ваятелям», которые получают премии и «украшают» город несуразностями, вырванными из западных журналов и «имплантированных» в московскую среду не взирая на контекст и целесообразность. Циникам считающих всех вокруг себя идиотами — которые не заметят подлога!