Оцените материал

Просмотров: 5095

Вы не завидуете китайцам?

Оксана Саркисян · 04/06/2008
OPENSPACE.RU спросил у российских художников, кураторов и критиков, как они относятся к современному китайскому искусству

©  Евгений Гурко

Вы не завидуете китайцам?
В ЦУМе открылась выставка «Китай, вперед!», подготовленная специально для России. Официально ее сделала независимый куратор Пиа Камилла Копер, а неофициально – галерея Альбера Бенаму. Выставка формально некоммерческая, но явно ставит задачу продвижения в Россию нового «художественного мяса». Китайцы в моде давно, но успех их носит в основном коммерческий характер; к тому же, на выставке в ЦУМе показаны довольно банальные, давно раскрученные вещи, в основном в духе «китайского соц-арта». OPENSPACE.RU спросил у художников, критиков и кураторов, не обидно ли им, что китайский соц-арт делает более успешную карьеру, чем русский.
Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографии

В огромной стране оказалось огромное количество художников, у которых такой же энергетический выход сегодня, какой был у российского искусства в конце 80-х. С той только разницей, что китайцев больше! Это искусство, рожденное переходом от закрытой страны к открытой. Как и русских нонконформистов, китайское искусство сначала покупал Запад. Но наши выскочили на рынок, и он тут же обвалился! Местный рынок в то время еще не возник, и в результате образовалась дыра 90-х! А китайцы вышли позже, во время рецессии и постепенного восстановления международного рынка, а потом у них сразу сформировался местный. В этом смысле они более защищенными оказались. И интерес к ним как к рынку больше.

Константин Звездочетов, художник

Я не первый раз китайцев вижу. Что я, китайцев не видел? Для меня нет никакой сенсации в китайском искусстве — они точно так же примитивны, как и мы. У всех людей независимо от цвета кожи очень примитивные мозги — все думают об одном и том же. Единственно, мне меньше нравится их сервильность по отношению к Западу. Зато они люди более старательные, менее ленивые, чем русские. У русских все на уровне мелкой фарцовки. Поэтому, если говорить о рынке, они более конкурентоспособны, чем мы.

Максим Маслаков, генеральный директор АртМедиа Груп

Я китайцев наблюдал лицом к лицу, когда жил в Нью-Йорке и кроме основного курса обучения менеджменту брал уроки рисования. Китайцы все очень хорошо сканировали и обычно выдавали умелый фотореализм, но собственных идей у них немного. На уроках я замечал, как они заимствовали их у креативных аргентинцев — колумбийцев. А на Пятой авеню, где, как на нашем Арбате, сидят портретисты, я увидел, что именно китайцы вытеснили американцев и всех остальных. Потому что они просто принтеры какие-то.

Александр Евангели, критик

Разумеется, здесь не те китайские художники. Хороших крайне мало, как и везде. А тут просто банальные комиксы. Дерьмо на экспорт. Симулятивное искусство, обслуживающее представление о том, как должно выглядеть китайское искусство. Но думаю, у китайцев несколько уровней симуляций, и здесь представлен не самый высокий. То, что было на Винзаводе во время 2-й московской биеннале — было серьезней и интересней. А здесь уже ниши осваивают художники второго, третьего ряда. Их галеристы почувствовали запах русских денег, которые нуждаются в джентрификации искусством.

Сергей Мироненко, художник и дизайнер

У китайцев же тоже коммунизм был. Это и есть та общая поляна, откуда все прут, и наши художники, и их. Но китайцы соц-арт очень огламурили и отглянцевали. Думаю, когда у нас был соц-арт, у нас кумиром был Джозеф Кошут. А когда у них начался соц-арт, то кумиром уже был Джефф Кунс.

Влад Монро, художник

Китайцы все же лохи. Но какие у них прекрасные коллекционеры, которые поддерживают это лоховство и позволяют им так разворачиваться! Это еще выставка, а если бы вы видели, что делается на аукционах Сотбис, Кристи.... По сравнению с тем, что там продают, наш Арбат с перестроечными мотивами — и то посложнее.

Елена Куприна, галерист

Чужое искусство трудно понять вне контекста. Мне вот пока трудно. Пара вещей интересны, но в целом на выставке немного не те вещи и не те авторы... На аукционах другие.

Ирина Корина, художник

Китайцы — очень милые люди. Наверное. А на выставке действительно все очень похоже на нас. Видимо, они хотели, чтобы мы чувствовали себя здесь, на выставке, как дома. Очень комплиментарное искусство. Этнографии, жалко, мало — ничего, кроме раскосых глаз.

Аркадий Насонов, художник

Это ужасно, но это захватит мир. Все будет таким. У меня уже постепенно глаза заплывают. Утром я совсем китаец, вечером европеизируюсь.

Юрий Альберт, художник

Китайцы — уже не герои. А вообще мне очень понравилось, что никто из китайцев не цитирует журнал «Крокодил». Кроме нас с Костей Звездочетовым.

Андрей Ковалев, критик

Скучно мне. Это как в 86 году. У меня случилось дежавю с выставкой .... эээ ... какой-то выставкой в Германии, русских нонконформистов в 95 году... То же самое. Всем скучно.

Диана Мачулина, художник

Мне понравилась скульптура перед входом. Она должна здесь остаться, в ЦУМе. Это же коллаж Родченко к книжке Маяковского, где Лиля Брик кричит. Потом этот мотив перекочевал в рекламу, и революционный образ стал идеальным образом рынка. И здесь эта красная фигура смотрится, как призыв зайти в ЦУМ — что бы ни имел в виду этот китаец.

Выставка «Китай, вперед!» открыта на 4-м этаже ЦУМа до 30 июня

Подробнее о выставке см. art-times, Колонка Максима Боксера

 

 

 

 

 

Все новости ›