ОЛЕГ УСТИНОВ, создатель бренда «Александр Залупин, первый певец в стиле гей-шансон» и студент Школы Родченко
Ваш проект на «СТАРТЕ» — опишите его в нескольких фразах.Проект «Трубы горят» — попытка запечатлеть дух времени. Он родился из игры слов и особенностей выставочной площадки, где значительную
Читать!
На какую традицию вы опирались?
Можно вспомнить «лучшие традиции хип-хопа из Ростова» только с точностью до наоборот, так как мне интересны те, кто с точки зрения традиционного рэпа читает плохо. Это ближе к декламации, чем к речитативу, и обычно это самый интересный материал. Для меня, как для художника, имеющего музыкальный бэкграунд, интересно сочетание музыкальной и визуальной составляющих. Думаю, мои эксперименты в этом направлении продолжатся.
Сколько вам лет?
Двадцать восемь.
Пришлось ли вам в какой-то момент переучиваться на «современного художника» из художника «классического»? И как это происходило?
В Ростове я учился у дизайнера Сергея Номеркова и художника Вадима Махницкого, у которого брал уроки академического рисунка и живописи. Когда это происходило, я говорил, что «учусь, чтобы разучиться», имея в виду свой интерес к абстрактному искусству и неоэкспрессионизму. Сейчас процесс такого обучения активно продолжается.
Есть ли какая-нибудь политическая сила в современной России, которая вызывает у вас симпатию?
У меня вызывает симпатию то, что разные, в массе своей симпатичные люди объединились в противодействии лжи власти ненасильственным способом и нацелены заниматься реальными делами вроде вхождения во власть снизу. Безусловно, декабрьские иллюзии, когда казалось, что «вот-вот», что всё будет «сразу», отринуты. Но процесс будет неминуемо продолжаться и приведет к выкристаллизовыванию из разномастной массы протестующих лидера, наиболее отвечающего запросу сегодняшнего дня.
Вы уже хоть раз продавали свою работу? Вы знаете, сколько стоят ваши работы?
Да. Да.
Сколько вы уже примерно сделали проектов?
В Ростове у меня есть проект «Жаба и чорт» — арт-группа, одним своим названием вызывающая раздражение у консюмеристски ориентированного большинства. С 2006 года мы провели больше десяти выставок в немузейных пространствах (заброшенные доты, рюмочные, салоны дорогих тканей) и акций, связанных с фейковой рекламой и тиражируемым искусством. Эти разной степени трэшевости эпатажные работы имели целью пробудить горожан от того жлобского сна, в котором они находятся (см. тут).
Другой более известный мой проект — виртуальный певец, первый исполнитель в изобретенном мной жанре «гей-шансон» Александр Залупин. У Залупина на счету уже два альбома, два сингла, около десятка клипов и тысячи поклонников, гадающих, who is Mr. Zaloopin?
Залупин, имея своей целью дискредитировать шансон и постшансон, музыку беспрецедентную по степени безвкусицы и нагоняемого ею уныния, атакует его изнутри, оказываясь, например, в сборнике «Шансон года — 2009» наряду со звездами жанра или в сюжете канала «Дождь» по соседству с Тимати и клубом «Рай».
Вы все свои проекты делаете своими руками или у вас есть исполнители?
Когда я занимался промоутерской деятельностью, организацией вечеринок и концертов, мне нравилось платить людям за их работу. С удовольствием занимался бы этим и сейчас, тем более что идей, даже с учетом последующего просеивания, гораздо больше, чем воплощений, но на данный момент у меня нет такой возможности. Я рад, что у меня есть соавторы и помощники, а также люди, помогающие с артикуляцией идей и распространением информации о проектах.
Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то как охарактеризовать ее?
Хочется думать, что группа «Фотография, скульптура и видео», к которой я точно причислен (группа студентов Сергея Браткова в Школе Родченко. — OS), станет новой генерацией художников.
Как вам кажется, у искусства есть какие-то социальные обязанности?
Искусство сигнализирует о скорых социальных изменениях и выявляет социальные проблемы. Мой мастер Сергей Братков по этому поводу говорит: «Сейчас время политики, лирики должны отсидеться в кустах».
Для кого вы делаете свои работы?
Существует некая внутренняя необходимость сделать именно такую работу. Если имеется в виду вопрос, кто ваш идеальный зритель, то это, наверное, тот, кто интуитивность восприятия сочетает с художественной эрудированностью. Думаю, интересные проекты многослойны в интерпретационном плане, а хороший зритель способен открыть новый слой.
В каком медиуме вы работаете (живопись, фотография, перформанс, видео, инсталляция…)?
Обучение в школе предполагает мультимедийность. На данный момент интересно пробовать себя в разных медиумах.
У вас возникает иногда желание заняться художественной критикой (отрецензировать выставку…)? А написать теоретический текст?
У меня есть виртуальный персонаж — арт- и музыкальный критик Арсений Троцкий, он написал рецензию на первый альбом Александра Залупина «Сладкий и Гадкий» и кураторский текст к его первой выставке «Московский гомосексуализм». А.Троцкий хорошо работает — срабатывает «абибасинг», и его принимают за А.Троицкого. Такие люди атаковали, например, «Википедию», возмущаясь тем, что в ней нет информации про Залупина.
Как вы объяснили бы людям в метро, чем вы занимаетесь и зачем это делаете? Вам случалось давать такие объяснения?
Это зачастую довольно тяжелое и неблагодарное дело. Залупин и «Жаба и чорт» не требуют объяснений — у зрителя из метро или маршрутки просто отвисает челюсть, как у Волка из «Ну, погоди!». Один кладовщик после прослушивания песни «Судьба» катался по полу склада с криками: «Как больно! Боже, как ему больно!» Если разговор идет об абстрактной живописи, то стоит донести до слушателя, каковы цены на знаменитые абстрактные картины: это заставит его внимательней отнестись к разговору и избавит от дурацких шуток про «каляки-маляки».
Вы что-то себе представляете про советское время? Что это такое было, по вашему мнению?
Когда я думаю о советском времени, мне в первую очередь вспоминаются наполненные воздухом детские фильмы про пионеров и школу, с их бесконечными солнечными зайчиками на партах, желтыми листьями, рюкзачками вприпрыжку, поездками на трамваях и поисками артефактов вроде кортика. Затем вспоминается ГУЛАГ, Сталин, сотни тысяч погибших и репрессированных, на картинке появляется шум, и она тускнеет.
Вы художник. А может быть, кто-то еще (дизайнер, архитектор, поэт, гражданин…)?
Теперь и рэпер. Меня завораживает текст, когда долго не пишешь, становишься замкнутым и немногословным.
К чему искусство ближе — к науке, религии, литературе, политике?
К науке и политике, но в России в равной степени и к литературе и религии.
ФАНТЫ
Антиискусство или постискусство?
Антиискусство.
Кабаков или Комар и Меламид?
Кабаков.
Форма или содержание? Нет, надо выбрать.
Содержание.
Китч или трэш: что интереснее и почему?
Интересней трэш, он родней.
Осмоловский: да или нет?
Пох.
Война или Pussy Riot?
Свободу Pussy Riot!
Выставка Олега Устинова «Трубы горят» открыта на «Винзаводе» по 8 апреля.
Подать заявку на выступление на площадке молодого искусства «СТАРТ» можно здесь.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Жаль парня, скоро тридцатник - а все хуйней страдает.
-
вот гавно
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451738
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343371
- 3. Норильск. Май 1268617
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782264
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758832
- 8. Коблы и малолетки 740893
- 9. Затворник. Но пятипалый 471300
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403102
- 11. ЖП и крепостное право 376211
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370486