Просмотров: 33463
Портрет поколения: Павел Гришин, Дмитрий Филиппов и Мария Яблонина
На нашу анкету ответили три победителя Конкурса современной скульптуры. Ни один из них не связывает свое будущее со скульптурой
Конкурс современной скульптуры был организован площадкой молодого искусства «Старт». Подать заявку на выступление на этой площадке можно здесь.Ваш проект на «СТАРТЕ» — опишите его в нескольких фразах.
Павел Гришин:
Мой проект повествует о бессознательном, автоматическом существовании в мире «готовых истин». Может, это покажется странным, но «Тихий час» — это своего рода гимн сверхчеловеческой природе, дремлющей внутри каждого из нас, обещание ее скорого и неминуемого освобождения.
Дмитрий Филиппов:
Это мой первый проект в области скульптуры, и в нем я решил обратиться к самому понятию скульптуры. Начав с исследования проблемы границы между скульптурой и окружающим пространством, я в итоге пришел к замкнутому деформированному объему как метафоре давления постоянно изменяющегося мира, невозможности воплощения актуального высказывания в жестком теле скульптуры. В определенном смысле это разочарование, или, вернее сказать, критика скульптуры как медиума.
Мария Яблонина:
Проект «Искусственно воссозданное» представляет собой воплощенный в скульптуре рельеф местности. Не случайной локации, но места определенного, связанного с моей биографией, историей и личными воспоминаниями. Воспроизведение природной поверхности в масштабе 1:1 мотивировано желанием понять, что именно, с точки зрения его визуального представления, опосредует мою индивидуальную эмоциональную реакцию на конкретное место. Можно ли определить процедуры и механизмы, использование которых в культурном поле позволяет маркировать «источник» субъективного восприятия и присвоить его в качестве цельного воспоминания?
На какую традицию вы опирались?
Павел Гришин:
Странно рассуждать об опоре на какую-то конкретную традицию сегодня, в эпоху глобализации. Скорее можно говорить о некой мультикультурной традиции, черты которой еще только предстоит выявить.
Дмитрий Филиппов:
Концептуализм, минимализм.
Мария Яблонина:
Прежде всего на концептуализм.
ВЫ
Сколько вам лет?
Павел Гришин: 33.
Дмитрий Филиппов: 21.
Мария Яблонина: 21.
Где вы родились? А где живете сейчас?
Павел Гришин: Родился и живу в Москве.
Дмитрий Филиппов: Родился в г. Горняк, что в Алтайском крае. Месяц назад переехал в Москву.
Мария Яблонина: Родилась в Томске. Сейчас живу в Москве
Вы часто выезжаете за пределы города, где сейчас живете?
Павел Гришин: Скажем так, время от времени.
Дмитрий Филиппов: Пока не до этого.
Мария Яблонина: Раз в год, если повезет — два.
Вы жили за границей? А хотели бы — какое-то время? Для чего — чтобы учиться, сделать карьеру, посмотреть музеи и выставки, просто приятно провести время?
Павел Гришин:
Я не жил за границей, но, безусловно, считаю полезным подобный опыт, какие бы цели он ни преследовал.
Дмитрий Филиппов:
За границей не жил. Приятно проводить время — не думаю. Скорее, конечно, в целях образования. И еще, возможно, в целях десакрализации Запада — пока не побываешь в каких-либо значимых для тебя местах, думаешь какими-то мифологическими категориями. Так, Москва для провинции представляется совсем иной, чем та, что я вижу.
Мария Яблонина:
Не жила. Хотела бы. В первую очередь ради образования.
Вы получили какое-то художественное образование? Что вам это дало?
Павел Гришин:
Да. Я отучился четыре курса в МГПУ им. Ленина на художественно-графическом факультете и шесть лет в МГХПА им. С.Г. Строганова на отделении монументально-декоративной живописи. Получил необходимые профессиональные навыки.
Дмитрий Филиппов:
Среднее художественное, и немного проучился в Алтайской академии культуры и искусств. Что это дало, сказать сложно. Могу карандаш в руках держать и имею какое-то представление о том, что представляет собой «классическое» художественное образование.
Мария Яблонина:
Не уверена, что это можно считать художественным образованием, но я сейчас учусь в МАРХИ. На данном этапе сложно оценить, что оно мне дало. Какие-то технические навыки, несомненно.
Пришлось ли вам в какой-то момент переучиваться с «классического» художника на «современного», и если да, как вы это сделали?
Павел Гришин:
Я вообще не сторонник разделения на «классических» и «современных» художников, хотя в современной художественной среде, бесспорно, существует конфликт с академической школой. Кстати, выставка CONTRA MATER в МГХПА им. С.Г. Строганова в рамках спецпроектов 4-й Международной биеннале исследует как раз эту тему. По большому счету, это проблема именно российского художественного образования. И да, мне пришлось «переучиваться». Более того, у меня этот процесс, кажется, еще не завершился. А избавиться от влияния академического прошлого мне помогло то, что почти сразу после окончания института я начал заниматься журнальной иллюстрацией. Это весьма специфический вид графического искусства, позволяющий экспериментировать в любых направлениях.
Дмитрий Филиппов:
Лет с 14—15 я начал экспериментировать с медиа, видео, фото. Про современное искусство тогда еще толком ничего не знал. Учиться в художественную школу я пошел уже осознанно — хотел научиться хоть как-то рисовать. Вопрос становления «классическим» художником для меня никогда не стоял, с другой стороны, какое-то время у меня был привитый от преподавателей и окружения иммунитет к современному искусству.
Мария Яблонина:
Я никогда не училась на «классического» художника.
ПОЛИТИКА
Вы читаете постоянно какую-нибудь газету или общеполитический онлайн-ресурс, и если да, то какие?
Павел Гришин:
Газет я не читаю, но, когда у меня случается приступ информационного голода, я покупаю «Коммерсантъ». Что же касается ознакомления с основными новостями, то мне вполне хватает интернета. Обычно это новостной ресурс «Газета.Ру».
Дмитрий Филиппов:
Газет не читаю. Читаю ЖЖ, «Ленту.Ру» и новости своего региона на отдельных сайтах.
Мария Яблонина:
Чаще всего хватает фейсбука, чтобы быть в курсе каких-то ключевых событий.
Вы голосовали хоть раз на каких-нибудь выборах? Вы будете голосовать на предстоящих парламентских и президентских выборах?
Павел Гришин:
Голосовал два или три раза. Затрудняюсь ответить. Не имею привычки прогнозировать будущее.
Дмитрий Филиппов:
Нет, не голосовал ни разу. Всю свою совершеннолетнюю жизнь я живу не по месту прописки.
Мария Яблонина:
Еще не голосовала. Думаю, что буду.
Придерживаетесь ли вы каких-то определенных политических взглядов?
Павел Гришин:
Нет.
Дмитрий Филиппов:
Воздержусь от ответа.
Мария Яблонина:
На данном этапе мне сложно соотнести свои убеждения с доступным набором политических инструментов.
Что могло бы заставить вас выйти на улицу и участвовать в демонстрации?
Павел Гришин:
Я вообще не люблю больших скоплений людей. Мне кажется, в подобных ситуациях человек теряет индивидуальность, становится частью толпы и перестает контролировать свои действия и, как следствие, отвечать за происходящее. Я за конструктивный диалог, предполагающий взаимное уважение сторон.
Дмитрий Филиппов:
Может, мое окружение или какая-нибудь близкая мне идея.
Мария Яблонина:
—
Каково ваше представление о советском прошлом?
Павел Гришин:
Советское прошлое мне представляется чем-то вроде беспрецедентного эксперимента, у которого были как положительные, так и отрицательные результаты.
Дмитрий Филиппов:
Великий и трагический проект. Есть какая-то странная ностальгия по времени, в котором я не жил.
Мария Яблонина:
Мое представление о советском прошлом фрагментировано. Это скорее некие картинки, возникающие в воображении, связанные с бытовой повседневной жизнью, нежели цельное представление. Мне кажется, моему поколению (тем, кто не застал советское время в сознательном возрасте) свойственно некое романтическое представление о том времени.
{-page-}
ЭКОНОМИКА
На что вы живете?
Павел Гришин:
На гонорары от иллюстраций.
Дмитрий Филиппов:
Часть зарабатываю, часть — помогают родители.
Мария Яблонина:
В основном помогают родители.
Где вы живете — в собственной квартире, на съемной жилплощади, у родителей, что-то другое?
Павел Гришин:
Я живу у родителей.
Дмитрий Филиппов:
Снимаю комнату.
Мария Яблонина:
Снимаю комнату в коммуналке.
У вас есть мастерская? Где вы работаете?
Павел Гришин:
Мастерской нет. Работаю дома.
Дмитрий Филиппов:
Сейчас мастерской нет. Пока жил в Барнауле, иногда появлялось что-то похожее на мастерскую, но с московскими ценами на аренду я себе такого не могу позволить. Я занимаюсь фрилансом в области иллюстрации и графического дизайна, а недавно стал внештатным художником в книжном издательстве.
Мария Яблонина:
Мастерской нет, работаю дома.
Берете ли вы работу на заказ (фотография, реклама, дизайн...)? Это для вас приработок или часть вашей творческой деятельности?
Павел Гришин:
Да, я беру работу на заказ, и это является частью моей творческой деятельности.
Дмитрий Филиппов:
Пока это мой основной заработок. В основном это довольно однообразная работа, но в некоторых проектах по оформлению книг или музыкальных альбомов я использую свои художественные наработки.
Мария Яблонина:
Я работаю по профессии — занимаюсь архитектурой выставочных пространств. Я четко разделяю архитектуру и художественную практику. Тем не менее и то и другое для меня творческая деятельность.
Вы хотели бы где-то постоянно работать или, может быть, уже работаете? Или вы предпочли бы нигде не служить и жить, продавая свои произведения через галерею? Каковы, по вашему мнению, преимущества и опасности того или иного пути?
Павел Гришин:
Я бы предпочел нигде не служить и продавать свои произведения через галерею. Постоянная работа довольно плохо сочетается с творческим процессом.
Дмитрий Филиппов:
Сейчас этот вопрос стоит для меня довольно остро. Если ситуация усугубится, придется идти куда-то работать «на полный день», и это будет испытанием, поскольку я привык к свободному распорядку дня. Кроме того, с постоянной работой невозможно на долгое время погрузиться в проект — искусство требует полного внимания, а, постоянно отвлекаясь на мелочи, хорошего искусства не сделаешь. В итоге, конечно, хотелось бы получить независимость от коммерческого дизайна и работать с галереями, хотя, если ставить себе цель продавать, можно слишком далеко зайти в производстве ради потребностей рынка. Так что на обоих путях я ощущаю опасности.
Мария Яблонина:
Я бы предпочла иметь постоянную работу.
ИСКУССТВО
Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то как охарактеризовать ее?
Павел Гришин:
Мне формулировка — «новая генерация» — не очень ясна, и в ней есть какой-то чуждый мне пафос. Безусловно, я принадлежу к некоему поколению художников, но «новым» его можно назвать с большой натяжкой, потому что есть художники гораздо младше меня.
Дмитрий Филиппов:
Пока я себя ощущаю скорее наблюдателем этой генерации. С некоторыми художниками проекта «Старт» я вижу местами совпадение идей.
Мария Яблонина:
Чисто технически я, видимо, действительно могу себя причислить к некой новой генерации. С другой стороны, отрицать и уточнять эту идентификацию можно только с позиции уверенного знания о характеристиках этой самой новой генерации. К сожалению, не могу пока говорить о том, что я этим знанием обладаю.
Видите ли вы себя профессиональным скульптором (скорее, чем художником вообще)?
Павел Гришин:
Мне интересны любые формы и способы самовыражения. Я не мыслю себя профессиональным скульптором.
Дмитрий Филиппов:
Вряд ли, мой проект в области скульптуры — скорее исключение.
Мария Яблонина:
Нет.
Работаете ли вы только в каком-то определенном материале? Почему?
Павел Гришин:
Материал является для меня средством наиболее точной передачи первичного замысла. Часто бывает так, что я задумываю что-то в одном материале, а исполняю в другом, если это мне кажется более уместным.
Дмитрий Филиппов:
Нет, для меня материал, как и медиум, не настолько принципиален.
Мария Яблонина:
Мне бы не хотелось останавливаться на одном материале, одном медиуме.
Вы сами, физически, делаете свои работы или в этом участвуют другие люди? Если да, как организованы ваши экономические отношения с ними?
Павел Гришин:
До последнего времени я делал свои проекты сам. Часто мне помогает моя супруга. Но «Тихий час» потребовал более профессионального вмешательства (сварка и электрика) и совсем других производственных мощностей, чем те, которыми я располагаю в домашних условиях. Кроме того, детали скульптуры довольно тяжелые, и один я бы не справился. Но в любом случае, работая над эскизами к проекту, я всегда пытаюсь составить точное представление о том, как это можно выполнить в материале. И чаще всего могу сделать это своими руками.
Дмитрий Филиппов:
Все предыдущие проекты до «Старта» — инсталляции, объекты и прочее — делал я сам и с помощью друзей, на «Винзаводе» занимался только надзором, а все экономические отношения меня не касались.
Мария Яблонина:
Если говорить о работе «Искусственно воссозданное», она была сделана в заводских условиях рабочими по моим чертежам. При этом я не участвовала в экономической стороне процесса.
Какого именно успеха вы на данном этапе хотели бы добиться (очень конкретно)?
Павел Гришин:
Финансовой поддержки. Чтобы иметь возможность продолжать работать дальше, не думая о том, на что я завтра буду жить.
Дмитрий Филиппов:
Пока задача закрепиться в художественном сообществе, получить некое образование. Планирую поучиться в ИПСИ. А дальше, может, и «Инновацию» получить не помешало бы.
Мария Яблонина:
—
Ваша работа уникальна или она может быть тиражирована?
Павел Гришин:
Зависит от конкретного проекта. Вообще я не против тиражирования.
Дмитрий Филиппов:
Конечно, может быть тиражирована.
Мария Яблонина:
Может быть тиражирована.
Сколько времени должен зритель провести около вашей работы в идеале?
Павел Гришин:
Столько, сколько пожелает.
Дмитрий Филиппов:
Хотелось бы, чтобы зритель успел хотя бы прочитать сопроводительный текст.
Мария Яблонина:
Я не думаю, что здесь могут быть какие-то рамки.
{-page-}
Даете ли вы своим работам содержательные и (или) литературные названия или это для вас не важно?
Павел Гришин:
Я всегда даю своим работам содержательные названия.
Дмитрий Филиппов:
Это важно, если будет уместно.
Мария Яблонина:
—
В каком музее (галерее, выставочном зале) вас чаще всего можно встретить?
Павел Гришин:
Мне нравится выставочное пространство «Гаража», галереи «Айдан» и пространство «Красного Октября» — там есть залы с белой керамической плиткой и металлическими пластинами в полу, от которых я прихожу в неописуемый восторг.
Дмитрий Филиппов:
Все как обычно — «Гараж», «Винзавод», ГЦСИ и т.д.
Мария Яблонина:
Музеев и галерей у нас не так много, поэтому ни один явным образом не вырывается вперед.
Какую тему вам интересно было бы обсудить?
Павел Гришин:
Меня очень интересует взаимодействие с пространством в любых его проявлениях.
Дмитрий Филиппов:
Что сегодня реальнее — жизнь или искусство?
Мария Яблонина:
—
Насколько хорошо вы знаете историю мирового искусства XX века, где вы с ней познакомились?
Павел Гришин:
Достаточно хорошо. В университете и самостоятельно.
Дмитрий Филиппов:
Чувствую, что знаю плохо. Знакомился сам, из литературы, интернета.
Мария Яблонина:
Довольно поверхностно. Но я работаю над этим. Стараюсь заниматься самообразованием.
Кто ваш любимый художник или скульптор в XX веке? А в XXI?
Павел Гришин:
Мэтью Барни.
Дмитрий Филиппов:
Из скульпторов — Ричард Серра, группа «Движение», из художников — Фрэнсис Бэкон, Олафур Элиассон, круг московских концептуалистов.
Мария Яблонина:
Любимых художников очень много. В определенный момент на меня оказали колоссальное влияние работы Ричарда Серры. Пожалуй, это стало отправной точкой для меня, хотя с тех пор я постоянно открываю для себя новые имена и постоянно влюбляюсь.
К чему искусство ближе — к науке, религии, литературе, политике?
Павел Гришин:
Искусство ближе всего к жизни. В каком-то смысле жизнь и есть искусство. И поскольку все вышеперечисленное неотделимо от нашего существования, я не стал бы выделять тут что-то одно.
Дмитрий Филиппов:
Ближе всего, может, к религии, точнее даже, к вере. Не в теологическом понимании.
Мария Яблонина:
—
Вам близко какое-нибудь классическое искусство? Какое? И почему?
Павел Гришин:
Не совсем понял вопрос. Смотря что вкладывать в понятие классического искусства? Для меня и Пикассо — классика.
Дмитрий Филиппов:
Из художников выделю Босха. Из эпох ближе всего готика и романтизм.
Мария Яблонина:
—
Какие теоретические тексты об искусстве вам близки? Какой подход можно было бы применить к вашим работам?
Павел Гришин:
Тексты Ю.М. Лотмана и Хосе Ортеги-и-Гассета.
Дмитрий Филиппов:
«Под подозрением» Бориса Гройса, «Добро пожаловать в пустыню реального» Славоя Жижека, «Искусство после философии» Джозефа Кошута. Наверное, говорить об онтологическом подходе будет слишком расплывчато. Обычно я работаю с какими-либо социокультурными явлениями и понятиями.
Мария Яблонина:
Меня очень легко впечатлить, так что мне близко то, что я читаю в данный промежуток времени. Читать теоретические тексты об искусстве я начала совсем недавно. Сейчас предпринимаю попытки оперативно наверстать упущенное, например прочитать все старые выпуски «ХЖ».
ФАНТЫ
Пространство или объем?
Павел Гришин:
Пространство.
Дмитрий Филиппов:
Пространство.
Мария Яблонина:
Пространство.
Памятник или инсталляция?
Павел Гришин:
Инсталляция.
Дмитрий Филиппов:
Инсталляция.
Мария Яблонина:
Инсталляция.
Сол Левитт или Вера Мухина?
Павел Гришин:
Вера Левитт.
Дмитрий Филиппов:
Сол Левитт. Вера Мухина только как объект для изучения.
Мария Яблонина:
Сол Левитт.
Эллинизм или архаика?
Павел Гришин:
Эллинизм.
Дмитрий
Архаика.
Мария Яблонина:
Архаика.
Железо или пластик?
Павел Гришин:
Зависит от контекста.
Дмитрий Филиппов:
Железо.
Мария Яблонина:
Железо.
Церетели или Франгулян?
Павел Гришин:
Кто такой Церетели?
Дмитрий Филиппов:
Оба мимо.
Мария Яблонина:
—
Город или природа?
Павел Гришин:
Организованная природа, пригород.
Дмитрий Филиппов:
Природа.
Мария Яблонина:
Город.
Парк искусств ЦДХ или Новодевичье кладбище?
Павел Гришин:
Кладбище, но не Новодевичье.
Дмитрий Филиппов:
На Новодевичьем еще не успел побывать, а Парк искусств не впечатлил.
Мария Яблонина:
Новодевичье кладбище.
В подготовке материала участвовал Константин Алявдин.
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3445625
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340548
- 3. Норильск. Май 1268438
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897654
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781940
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758519
- 8. Коблы и малолетки 740793
- 9. Затворник. Но пятипалый 471018
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402932
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370360
- 12. ЖП и крепостное право 345037
а "Тихий час" самая выразительная работа, но это действительно инсталляция