Оцените материал

Просмотров: 24836

Портрет поколения: Сергей Лоцманов

04/12/2009
Страницы:



©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов


ИСКУССТВО


Что такое искусство?
Это самый сложный вопрос, и если честно, то я не знаю. Можно, конечно, попробовать подойти к этому через другой вопрос — где искусство или зачем искусство. Но каждый художник в каждой своей работе это и пытается сформулировать; то есть и моя выставка — это мой самый лучший ответ.

А чем оно не является?
Этот вопрос очень напоминает предыдущий, но мне понравилось, как на подобный вопрос (в ходе лекции по эстетике) ответила моя сокурсница: «Может быть, искусство это и есть как раз все то, что не есть философия, наука, литература, театр, кино, массмедиа и так далее». Просто красиво сказала, но можно ведь и через Соссюра это понять — искусство не имеет определенного референта/сущности, обретая собственный смысл только в сопоставлении с другими практиками.

Вы себя причисляете к новой генерации художников? Если да, то как охарактеризовать ее?

Я совсем недавно включился в арт-жизнь России/Москвы. На Западе, как я понимаю, институции работают четко, и «новая» генерация, быть может, производится самой системой. Но я дружу с некоторыми молодыми российскими художниками, у нас есть нечто общее, нам интересно общаться. Не знаю, новая ли это генерация, а если так, то она совсем еще новая, совсем зеленая. Впрочем, я пока плохо знаком с ней и охарактеризовать не могу.

Что для вас критерий успеха (очень конкретно)?

Есть много успешных художников, а хороших мало: продать можно что угодно, но для меня успех определяется временем (пусть это будет даже успех в узком кругу ценителей). Проще говоря, хороших художников не забудут следующие поколения — и это уже не материальные ценности.

В каком музее (галерее, выставочном зале) вас чаще всего можно встретить?

Выставка в «Старте» — моя первая персональная экспозиция. До этого я участвовал в «Универсаме» — выставке-ярмарке, организованной самими художниками, без галерей, в рамках 3-й Московской биеннале (увы, ни я, ни мои друзья ничего так и не продали). А сам я довольно спонтанно хожу по выставкам, к тому же я привык, будучи студентом, ходить везде бесплатно. Не все параллельные проекты 3-й Московской биеннале удалось посмотреть.

К чему искусство ближе — к науке, религии, литературе, политике?

Ни к чему из перечисленного.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Портрет поколения: Сергей Лоцманов
Вам близко какое-нибудь классическое искусство? Какое?
Очень люблю северное средневековое искусство: алтари, фрески, скульптуру, архитектуру; также Возрождение, тоже больше Северное — это вообще мое любимое искусство. Вермеера Делфтского, барокко (Караваджо, например), барбизонцев. В классическом главное, что восхищает, — фреска и скульптура.

Какие теоретические тексты об искусстве вам близки? Какой подход можно было бы применить к вашим работам?

Понравилась книга Юргена Хабермаса «Философский дискурс о модерне», хотя она не совсем об искусстве. Впрочем, мне сложно судить, насколько хорош этот анализ или какой-то другой применим к моим работам.

Различаете ли вы для себя российских и иностранных художников? Если да, то в чем видите основные сходства и различия? Чего недостает российским художникам для того, чтобы быть наравне с западными?
Я мало знаком с российскими художниками, об иностранных слышал только на лекциях по современному искусству. Можно сравнивать эстонских художников с русскими, но это дело сложное, потому как ни те ни другие не преуспели в современном искусстве (в мировом масштабе, разумеется).

Что сегодня для молодого художника особенно трудно? А с чем проблем нет?
Да трудностей хватает. Мало материальной помощи, прежде всего; почти все проекты приходится делать за свой счет, а сказку про суп из топора все знают (я о России сейчас). Площадка «Старт» на «Винзаводе» — одна из немногих, где ситуация лучше, и таких проектов могло бы быть больше. Все-таки искусство — это некий «избыток», поэтому очевидно, что в преуспевающих странах оно и лучше (хотя это правило, разумеется, не без исключений).


ФАНТЫ

Дада или сюрреализм?
Сюрреализм мне ближе, чем дада, хотя Сальвадора Дали я не очень люблю — Макс Эрнст покруче будет.

Вальтер Беньямин или Поль Валери?
Скорее первый. О Валери я почти ничего не знаю, а Беньямин крут: «Искусство в эпоху технической воспроизводимости» — актуальный и сегодня текст, есть о чем задуматься.

Илья Кабаков или Андрей Тарковский?
«Я не стану выбирать, я не стану выбирать…» — как говорила героиня фильма Жан-Люка Годара «Спасайся кто может».

Искусство для искусства или искусство как политический жест?
Просто хорошее искусство, а потом все остальное.

Рисунок на бумаге или медиаинсталляция?
Рисунок на бумаге, второе не практикую — нет интереса. Ну если бы только как даосы, под водой. Так, наверное, и не умеет больше никто, может, даже в Китае.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • oleo· 2009-12-05 23:28:49
    извините, опечатка - Дюрер был Альбрехт
  • reng· 2009-12-06 16:29:17
    Какие хорошие картинки.Умные и спокойные. Молодец Сережа. Удачи, я думаю, у вас все сложется хорошо! просите гранты в европе, например в Швеции.http://www.iaspis.se/
Все новости ›