Оцените материал

Просмотров: 55355

Франсис Алюс и его двенадцать прогулок

Юлия Аксенова · 25/02/2009
Страницы:
Критики об Алюсе

©  Courtesy of David Zwirner, New York

 Стража (Guards). 2004—2005

Стража (Guards). 2004—2005

Художественную практику Алюса многие критики причисляют к традиции «эфемерного искусства». «Его мобильные и абсурдные проекты, существующие только в момент своего создания, — целиком в традиции Флюксуса», — пишет Мартин Патрик, американский критик. Как и его предшественники, в большинстве случаев Алюс создает не работы, а ситуации, нарушающие естественный ход событий и показывающие нелепость наших привычных жизненных установок. «Действуя в публичной сфере, Алюс открывает возможности для невозможного, невидимого, запрещенного, необычного, немыслимого, а значит, разрушает социальные механизмы контроля, под давлением которых мы все существуем», — пишет Куатемок Медина, куратор и теоретик латиноамериканского искусства.

Алюса также считают наследником ситуационистов, хотя и непрямым. «Искусство Алюса — отчасти пародийная, отчасти трагичная версия романтического мировоззрения ситуационистов, которые экспериментировали с переживанием городского пространства и стремились обнаружить «подлинный опыт» под завесой «общества спектакля». В прогулках Алюса едкий критицизм гармонично сосуществует с фантазией, но здесь нет места ситуационистской меланхолии. Мир для него — это набор историй, фабул, и Алюс путешествует между ними, не питая иллюзий о том, что когда-то достигнет конечного пункта назначения», — пишет Карлос Базуальдо, американский куратор.

©  Courtesy of David Zwirner, New York

 Болеро (Bolero). 1996—2007

Болеро (Bolero). 1996—2007

Искусство Алюса поэтично, полно меланхолии и тонкого юмора. Вместе с тем он один из самых ярких политических художников современной арт-сцены. Ему все время удается находить оригинальные способы рассказа о весьма банальных вещах: о всевластии биополитики, об экономическом неравноправии, о социальном угнетении.

Художественная практика Алюса имеет мало общего с разоблачительным пафосом политического искусства. Художника больше заботят не печальные факты грубой действительности, но «попытки получить ответы на невозможные вопросы и понять, что может быть художественного в ситуациях безысходности и отсутствия надежд на изменения» (Куатемок Медина).

Его выставки

Алюс участвовал во множестве биеннале, он лауреат престижной европейской премии Blue Orange. Одна из недавних крупных персональных выставок прошла в музее Hammer в Лос-Анджелесе, рецензия на нее здесь. Сейчас в музее LACMA в Лос-Анджелесе идет его выставка Fabiola, в которой он делает уже нечто совсем другое, а именно выставляет свою коллекцию почти идентичных портретов знаменитой святой IV века. Об Алюсе вышла книга в издательстве Phaidon. В Москве его небольшую анимацию показывали на выставке «Комедия. Смешная сторона движущегося образа» в 2005 году в ЦДХ (куратор Екатерина Дёготь). Его работа будет показана на выставке произведений из коллекции Франсуа Пино в Центре современной культуры «Гараж» в Москве, которая открывается 19 марта (куратор Каролин Буржуа).

Франсис Алюс в интернете

Франсис Алюс в «Википедии»

Интервью Франсиса Алюса на YouTube

Рецензия на творчество Франсиса Алюса в Parkett

Репортаж британского телевидения о выставке Франсиса Алюса Seven Walks в Artangel

Якобы сайт Франсиса Алюса, но на нем только фотография куба льда, и неизвестно, кто вообще этот сайт сделал, — может, это мистификация?


Другие материалы раздела:
Вернисажи недели. 23 февраля — 1 марта, 24.02.2009
Андрей Ковалев. Национальный позор под названием ЦДХ, 24.02.2009
Стратегии самопоказа в Baibakov Art Projects, 22.02.2009
Страницы:

КомментарииВсего:1

  • makanaka· 2009-02-27 22:01:40
    огромное спасибо, Юлии, открываю для себя новые широты...здорово!
Все новости ›