Закрытые глаза – бракованный, с точки зрения фотожурналистики, снимок.

Оцените материал

Просмотров: 47922

Алан Секула и его сопротивление финансовой хватке

Екатерина Лазарева · 29/05/2012
 

Главные проекты

Народные космические сказки (Aerospace Folktales). 1973

©  Алан Секула

Алан Секула. Народные космические сказки. 1973 - Алан Секула

Алан Секула. Народные космические сказки. 1973

Одна из ранних принципиальных серий Секулы посвящена семье инженера, который лишился работы на космическом заводе в Сан-Диего из-за сокращений. Наряду с портретами членов семьи, снятыми на черно-белую пленку в духе любительской фотографии в городе и в повседневных домашних ситуациях, Секула в деталях документирует дом инженера, а также переснимает его резюме и семейные фотографии, репродукции газет и развороты книг. Фотографии сопровождаются короткими текстовыми комментариями на черном фоне. Это визуальное расследование сопровождает записанный текст — речь самого инженера и рассказ его жены, а также комментарий художника. Герои серии — родители художника, которые здесь олицетворяют некий социальный тип, персональная трагедия которого помещается в более сложный социально-экономический контекст. Таким образом, семейный фотоальбом у Секулы превращается в социальный материал.


Это не Китай: фотороман (This Ain’t China: a Photonovel). 1974

©  Алан Секула

Алан Секула. Это не Китай: фотороман. 1974 - Алан Секула

Алан Секула. Это не Китай: фотороман. 1974

В конце 1960-х — начале 1970-х западные художники увлекались идеями Мао Цзэдуна и вдохновлялись ролью культуры в китайской пролетарской революции, в частности, фильм «Китаянка» (1967) Ж.-Л. Годара представлял попытку вообразить Китай на Западе как культурную и экономическую альтернативу западной политэкономической модели. Свой проект, двусмысленное название которого можно перевести как «Это вам не фарфор» (от англ. сhina — фарфор), художник снял в забегаловке в Сан-Диего, в которой он подрабатывал студентом. Проект состоит из сорока одной фотографии, которые сгруппированы в девять блоков и сопровождаются графиком-диаграммой. Цветные снимки еды на пластиковой посуде («Это вам не фарфор») вроде тех, что печатают в меню, соединены здесь с черно-белыми постановочными фотографиями, на которых запечатлены коллеги и товарищи художника в духе годаровского фильма. Рассказ о недовольстве конкретными условиями работы и о подготовке к забастовке здесь превращается в размышление о революции, а ссылка на Китай переводит эту локальную ситуацию в «глобальное воображаемое».


Рыбная история (Fish Story). 1989—1995

©  Алан Секула

Алан Секула. Рыбная история. 1989-1995 - Алан Секула

Алан Секула. Рыбная история. 1989-1995

Эта история, а также ряд последующих «морских» проектов Секулы (таких как «Автострада в Китай» (Freeway to China) и «Поминки по Титанику» (TITANIC's Wake), 1998—2000 гг.), основана на документальном фотографическом исследовании, связанном с конкретной отраслью. Вместе с тем художник воспринимает океан — огромную природную стихию, превосходящую человека, — как метафору капитализма. Схватка с этим социально-экономическим порядком оказывается невозможна, как и схватка с океаном, и люди продолжают верить в капитализм как естественное состояние вещей и продукт общественного договора. В «Рыбной истории», состоящей из последовательности цветных фотографий и текстов, Секула сквозь призму трансформации международной корабельной индустрии и морского пространства исследует влияние глобализации на людей в разных странах. Обращаясь к теме изолированного и потому неочевидного рыболовецкого труда, Секула обнаруживает в отрешенной и безлюдной стихии моря социальную жизнь и финансовые потоки.


В ожидании слезоточивого газа (Waiting for Tear Gas). 1999

©  Алан Секула

Алан Секула. В ожидании слезоточивого газа. 1999 - Алан Секула

Алан Секула. В ожидании слезоточивого газа. 1999

Эта серия из тридцати работ снята в 1999 году во время знаменитых антиглобалистских протестов, т.н. «битвы в Сиэтле», после которой «мир никогда не сможет думать по-прежнему о свободной торговле и о том, чего она стоит». Уже ставшая историей битва примечательна использованием языка карнавала и объединением широкого спектра протестных сил: рабочих профсоюзов, экологов, прогрессивных религиозных групп, анархистов и других. Секула здесь стремился запечатлеть поведение людей в общественно значимый момент выступления против общего, пусть и абстрактного врага — нерегулируемого свободного капиталистического рынка. Он показывает, как против абстракции глобального капитала на городских улицах о себе заявляет человеческое тело — разоруженное, уязвимое перед зимним холодом, слезоточивым газом, перечным спреем и бронежилетами.


Молитва за американцев (Prayer for the Americans). 2001

©  Алан Секула

Алан Секула. Молитва за американцев. 2001 - Алан Секула

Алан Секула. Молитва за американцев. 2001

Этот проект основан на серии фотографий, складывающихся в гипотетическую молитву, написанную после столкновения американской ядерной подводной лодки с японским учебным рыболовецким судном летом 2001 года, незадолго до атаки на ВТЦ. Здесь художник исследует сам медиум фотографии — остается ли серия снимков только записью события или она способна превратиться в молитву?

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • gunyas· 2012-05-02 23:35:55
    Спасибо за статью.
    Единственное, жаль, что ни разу не упомянут фильм, который Секула снял http://www.theforgottenspace.net/
  • gunyas· 2012-05-02 23:38:32
    ой пардон! Упомянут, да, но так вскользь, что прошло незамеченным.
  • Aleks Tarn· 2012-05-03 02:48:51
    Очередное бла-бла-бла. Гунны, аланы и печенеги. Чем бы он был, этот Спекула, без тонны прилагаемых спекуляций?
Все новости ›