Просмотров: 45724
Марта Рослер и ее политический анализ повседневности
Она анализировала дикость и глупость патриархальной Америки 70-х. Именно такой художник нужен современной России
Кто она такаяЧитать!
Она родилась в 1943 году в Бруклине и практически всю жизнь живет и работает в Нью-Йорке. В 1965 году окончила Бруклинский колледж, а в 1974-м — Калифорнийский университет в Сан-Диего. Относится к тому типу художников, которые еще и писатели: издала пятнадцать книг, ее статьи публиковались в Artforum, Afterimage, Quaderns и других журналах, а эссе о документальной фотографии «Внутри, вокруг и после» (1981) стало важным этапом в развенчании мифа о фотографической объективности и породило дискуссию о важности институционального и дискурсивного обрамления для фотографии. Марта Рослер много выступает с лекциями и преподает в Университете Ратгерс в Нью-Джерси. Она награждена многими премиями, в том числе международной фотопремией «Спектрум» (2005), главной австрийской премией им. Оскара Кокошки (2006) и премией «Аноним был женщиной» (2007).
Что она делает
Марта Рослер одинаково успешно работает с образами и текстом. Первые работы конца 1960-х представляли собой фотоколлажи; в 1970-е она начала комбинировать фотографии и текст, сделала первые видеоработы, скорее повествуя об актуальных политических проблемах, нежели анализируя сам медиум. Во многих своих видео она либо сама появляется в кадре, либо озвучивает видеоряд с очень характерной интонацией. На рубеже 1980—1990-х она переключилась на большие мультимедийные инсталляции, включающие видео и прочие жанры, — серьезные документальные исследования, посвященные транспортным системам, градостроительству и т.п.
О чем все это
Марта Рослер занимается острым социальным и политическим анализом мифов и фактов современной культуры. Ясно сформулированные, невозмутимо остроумные, ее видеоработы являются своеобразными расследованиями того, как социально-экономические факты и политические идеологии властвуют в повседневности. Представляя сложные критические исследования в доступной форме, Рослер работает через соединение перформанса, повествования, документации и медийных образов. Наряду с феминистскими проектами, посвященными репрезентации женщин, диктатуре глянца и патриархальной культуры, ее внимание постоянно привлекают более общие гражданские проблемы — приватизация политики, власть капитала. Одна из главных тем Марты Рослер — город: общественная сфера, городское строительство, права собственности, дороги и транспорт, а также средства массовой информации и их отношение к войне, геополитике и сокрытию информации. Надо сказать, что эта практически неизвестная в России художница сегодня кажется крайне актуальной именно на нашей почве.
Главные проекты
«Красивое тело, или Красота не знает боли» (1966—1972)
В одной из своих первых фотомонтажных серий Марта Рослер использует фотографии из глянцевых журналов, располагая части женского тела на предметах бытовой техники — холодильнике, плите, посудомоечной машине. С одной стороны, она представляет стереотипный образ женской красоты, с другой — указывает на распространенное представление о том, что место женщины дома. В других монтажах она приклеивает обнаженные части тела поверх одежды, затрагивая одну из главных феминистских тем — фетишизации и объектификации женского тела.
«Война с доставкой на дом: дом, милый дом» (1967—1972)
Здесь тот же фотомонтаж уже заряжен мощным антивоенным протестом в духе Джона Хартфилда. Страшные сцены, взятые из репортажных снимков Вьетнамской войны, Рослер вставляет в благополучные интерьеры американских коттеджей. Прежде изолированные в телевизионном ящике кошмары как бы вторгаются в мирный американский быт. Эти работы были напечатаны в начале 70-х в альтернативных художественных журналах, в то время как официальная пресса представляла войну как событие, никак не связанное с американской повседневностью. В 2004 году Марта Рослер сделала новую серию фотомонтажей, посвященную войне в Ираке, соединив образы войны со счастливыми и благополучными портретами с рекламных щитов и модных показов.
«Бауэри в двух неравнозначных системах описания» (1974)
Эта очень известная концептуальная работа Марты Рослер представляет собой фотографии в сопровождении отпечатанных на машинке текстов. Снимки одной из легендарных и в те годы неблагополучных улиц Нью-Йорка — Бауэри — соединены с отдельными словами и сленговыми выражениями, обозначающими пьянство (художница нашла их около 170). Все это демонстрировалось в виде таблицы или блока в определенном порядке, и в нижних рядах инсталляции слова становятся все более грубыми, а образы — все более приземленными. В серии «Бауэри» Рослер использует популярный тогда метод структуралистского анализа Клода Леви-Стросса, смещая внимание зрителя с изображения на саму систему репрезентации. Показывая неадекватность обеих систем описания — и вербальной, и визуальной, Рослер переносит проблему социальной обездоленности в рамки собственно политики изображения.
«Семиотика кухни» (1975)
Это шестиминутное видео без монтажа — одна из первых и, пожалуй, самая известная видеоработа Рослер. В ней сама художница демонстрирует и называет типичные предметы кухонной утвари в алфавитном порядке. Apron, bowl, chopper и так далее. Показывая их в действии, она совершает агрессивные жесты, будто доведенная до остервенения
Читать!
Об этой работе мы два года назад писали здесь.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451910
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343476
- 3. Норильск. Май 1268951
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897765
- 5. Закоротило 822253
- 6. Не может прожить без ирисок 782920
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759881
- 8. Коблы и малолетки 741209
- 9. Затворник. Но пятипалый 471991
- 10. ЖП и крепостное право 408057
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403460
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370776
про варвару степанову вообще стыдно писать, потому что стыдно не знать; вали экспорт - недавно привозили, про чернышеву должен вроде быть отличный текст В.Мизиано в новом "ХЖ"; с ФНО интересно бы сделать интервью, а буржуа и штайер, конечно, в эту рубрику)