Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, – вот его творческий метод.

Оцените материал

Просмотров: 43741

Карстен Хёллер и его инструменты сомнения

Наталия Приходько · 28/01/2010
Страницы:



Полигон (Test Site). 2006


Огромная горка, построенная специально для Турбинного зала галереи Тate Modern в рамках ежегодного сотрудничества галереи с приглашенным художником. Этот грандиозный пятиуровневый спуск продолжает серию горок, начатую художником еще в 1998 году (одна из таких горок до сих пор спускается со второго этажа Института современного искусства Kunstwerke в Берлине, и по ней можно съехать — «под вашу личную ответственность», как гласит табличка). Потеря контроля, предание себя во власть скорости и непредсказуемых виражей, спонтанные реакции, непосредственная радость — вот что является истинным содержанием произведения. Хёллер полагает, что если ежедневно практиковать спуск с подобной горки, то это изменит поведение человека в целом. Поэтому сам автор понимает свою работу не только как монументальную скульптуру и интерактивную инсталляцию, но и как практическое средство передвижения. Он даже создал несколько проектов, включающих спуски в жилые и общественные архитектурные постройки и ландшафт. Художник провел целое исследование на тему горок и катания по ним и объединил все материалы: собственные идеи и эскизы, чертежи и схемы с математическими расчетами, цитаты из литературы и философии — в один том, изданный в «Тейт».

Страница этой выставки на сайте «Тейт»

Зеркальная карусель (Mirror Carousel). 2005

©  Courtesy Gagosian Gallery, London

Карстен Хеллер. Зеркальная карусель. 2005

Карстен Хеллер. Зеркальная карусель. 2005

Манеж, конструкция которого полностью покрыта зеркалами, вращается с исключительно медленной скоростью. Вместо головокружительного вихря этот «аттракцион» предлагает созерцательный и в чем-то меланхоличный опыт. Трансформируя восприятие времени и пространства, медленное перемещение по кругу подчеркивает каждый проходящий момент и каждый вновь открывающийся вид. Образы перемещаются из реального пространства в зеркальное отражение и обратно, превращаясь в подвижную картину. Существуют и другие карусели, созданные Хёллером. Сохраняя декорацию традиционных каруселей, они напоминают монументальные реди-мейды. Этой серии каруселей была посвящена выставка «Парк развлечений» (Amusement Park), прошедшая в 2006 году в MASS MoCA в США.

Вращающийся гостиничный номер (Revolving Hotel Room). 2008

©  Courtesy Guggenheim

Карстен Хеллер.  Вращающийся гостиничный номер. 2008

Карстен Хеллер. Вращающийся гостиничный номер. 2008

Эту инсталляцию можно было не только увидеть днем в Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке, но и переночевать в ней, предварительно зарезервировав свой визит. Типичная меблировка гостиничного номера — кровать, стол со стулом, комод с мини-баром — расположена на трех стеклянных дисках, которые в свою очередь установлены на четвертый, большой диск. Каждый диск медленно вращается, так что расположение предметов постоянно меняется. Засыпая в этой вращающейся комнате, просыпаешься в той же кровати, но уже в иной, непредвиденной обстановке. О работе на сайте Музея Гуггенхайм.


Выставки

©  Courtesy Gagosian Gallery

Карстен Хеллер. Carsten Höller & Karsten Höller. Вид экспозиции

Карстен Хеллер. Carsten Höller & Karsten Höller. Вид экспозиции

Из собственных выставок Хёллер порой тоже устраивает сбивающие с толку акции. Например, для экспозиции в нью-йоркской галерее Casey Kaplan в 2004 году было сделано два анонса: один сообщал о показе работ художника Карстена Хёллера (Carsten Höller), другой — художника Карстена Хёллера (Karsten Höller), но обе выставки были назначены на одно и то же время. Ту же игру с двумя возможными вариантами написания своего имени Хёллер продолжил в галерее Гагосяна в Лондоне (2007), выставку в которой он озаглавил «Carsten Höller & Karsten Höller». Выставка One Day One Day в Fargfabriken (Швеция, 2003 год) была объявлена как одно мероприятие. Однако к ней было издано два пресс-релиза, два разных приглашения, проведено два открытия, на которых были показаны две разные работы. На первом вернисаже публике представили «Световую стену» (Light Wall), которая на следующий день была заменена на «Фи-Стену» (Phi Wall) — другое произведение художника. А на персональной выставке в Музее современного искусства в Марселе (2004) Хёллер построил экспозицию так, что две ее части зеркально повторяли друг друга и соединялись 72-метровым темным коридором. Поэтому, когда зритель в конце коридора видел то же произведение, что и несколько минут назад в его начале, то был в полной растерянности: где же он в итоге оказался?


Критики о Хёллере

Те, кто пишет о Карстене Хёллере, часто вспоминают историю европейской и американской науки — например, уже упомянутого психолога Джорджа Страттона. Однако его также ставят в контекст сюрреализма, например Роже Кайуа, с его интересом к насекомым, к категории игры, к перцептуальной нестабильности. Обращение к мотиву игры и развлечения заставляет выдающегося американского теоретика Хала Фостера видеть в инсталляциях Хёллера продолжение традиции Эдуарда Мане, Сёра и в конечной перспективе Уорхола — художников, которые не убегали от капиталистического мира в нетронутый мир Таити, но тематизировали «пространства современности» — ярмарки, бары, карусели и цирковые арены. Фостер при этом понимает, что такой путь чреват и опасностью впасть в прославление этого развлекательного мира.


Карстен Хёллер в интернете

Карстен Хёллер в «Википедии».
Страница Карстена Хёллера на сайте галереи Air de Paris с изображениями, биографией и статьями о нем.
Страница художника на сайте галереи Гагосяна и на сайте бельгийской Galerie Micheline Szwajcer.
Выставка Карстена Хёллера «Synchro System» в Фонде Прада (Fondazione Prada), 2000.
Также немного об этой выставке и представленных на ней произведениях.
Интервью по случаю выставки в Фонде Прада.
Интервью
по случаю выставки в «Тейт Модерн» .
Сайт клуба Карстена Хёллера в Лондоне.
Статья о клубе.
Страницы:

КомментарииВсего:2

  • soroka· 2010-02-01 18:56:47
    "Одна из идей ученого заключается во влиянии генов на окружение организма." - не наоборот ли?
  • arist· 2010-02-06 11:55:46
    Клевый арток.
Все новости ›