Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, – вот его творческий метод.
Его инсталляции заставляют зрителя колебаться — душевно, умственно и физически
Кто он такойЧитать!
Хёллер, немец по происхождению, родился в Брюсселе в 1961 году. Учился он в Германии, сейчас живет и работает в Стокгольме. Представлял Швецию вместе с Мириам Бекстрём (Miriam Bäckström) на 51-й Венецианской биеннале. В 2008 году Хёллер открыл собственный клуб в Лондоне, который тоже был своеобразным арт-проектом и просуществовал восемь месяцев. Ежегодно он принимает участие более чем в десятке выставок.
Что он делает
Инсталляции Карстена Хёллера представляют собой всевозможные устройства и механизмы, требующие участия зрителя. Сами по себе они еще не являются законченным произведением, но, вступая в контакт с человеком, производят различные эффекты, провоцирующие иллюзии, видения, головокружение и прочие не всегда предсказуемые реакции тела. Он сам называет их «инструментами сомнения», или замешательства (confusion machines).
Хёллер создает световые инсталляции, варьируя форму, расположение, частоту и способ мерцания световых элементов. Он строил «Дома» (в соавторстве с Розмари Трокель) для совместного обитания людей и различных представителей фауны. Увлеченный образами парка аттракционов, он конструирует собственные карусели, манежи и спиралевидные спусковые горки. В числе других самых разнообразных его работ — цветные скульптуры животных, комнаты с зеркалами, «психо»-резервуар с соленой водой, позволяющий почувствовать невесомость тела, а также несколько фильмов, в том числе созданных в сотрудничестве с Филиппом Паррено, Риркритом Тираваньей и некоторыми другими художниками.
О чем все это
Искусство для Карстена Хёллера — это сфера эксперимента с чувственным восприятием человека. Трансформируя его посредством своих инсталляций, художник позволяет по-новому взглянуть на мир и почувствовать самого себя. Он не создает образы, которые можно созерцать на расстоянии, но внедряется непосредственно в тело зрителя.
Читать!
{-page-}
ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТЫ
Дом для свиней и людей (Ein Haus für Schweine und Menschen). В соавторстве с Розмари Трокель (Rosemarie Trockel). 1997
Читать!
Превращая эту семью свиней в чисто визуальный образ, так как стекло блокирует все остальные органы восприятия, Хёллер обращается к проблеме видения. Однако если в последующих работах его будет интересовать «смотрение» как чисто физическое действие, здесь он ставит этот процесс в политический и социальный контексты. Наблюдаемые и наблюдатели, естественная и искусственная среда (загон для свиней настоящий, но человек-то, естественно, осознает, что это инсталляция художника), человек и животное. В качестве предисловия к книге 2000 года «Дом для свиней и людей» Хёллер и Трокель ставят целый ряд вопросов: «Народы, соблюдающие вегетарианство, — ведут ли они себя иначе, нежели те, которые употребляют мясо, когда дело касается захвата территорий? Есть ли связь между вегетарианством Гитлера и тем, что он делал? Как это было бы, если бы мы должны были сами убивать животных, которых мы едим, а не передавать эти не столь приятные полномочия кому-то другому?»
Здесь сайт этого произведения с планами, схемами, техническими параметрами, ремарками и сопутствующими текстами, относящимися к «Дому», свиньям или людям.
Лаборатория сомнения (The Laboratory of Doubt). 1999
Карстен Хеллер. Лаборатория сомнения (Mercedes-Benz Kombiwagen, Lautsprecher, Mikro, Verstärker, Aufkleber, drehbares Podest). 1999
Экспедиционное оборудование для самоисследования (Expeditionsausr
Этот набор разнообразных очков и более сложных приспособлений трансформирует обычное видение окружающего мира. Зритель, например, может надеть на спину своеобразное крепление с зеркалами, система отражений которых абсолютно дезориентирует в пространстве. Эффект усиливается при передвижении. Есть еще пара очков с разноцветными стеклами, причем для каждого глаза можно выбрать свой цвет. Но моделью, получившей наибольшее распространение, стали очки, сквозь которые человек видит окружающие предметы перевернутыми.
В действительности именно таким образом глаз и воспринимает мир, это наш мозг переворачивает «картинку». В 1897 году американский психолог Джордж М. Страттон написал статью о своих экспериментах в области подобного видения — без естественного переворачивания зрительного образа. Вдохновленный экспериментами Страттона, Хёллер предлагает желающим продлить и собственный опыт. Если носить его очки несколько дней подряд, то уже без их посредства человек сможет видеть окружающий мир непосредственно таким, каким его воспринимает сетчатка глаза без вмешательства мозга, то есть перевернутым.
Комната с перевернутыми грибами (Upside-Down Mushroom Room). 2000
Гигантские мухоморы свисают с потолка вверх ногами и крутятся вокруг собственной оси. На сей раз Хёллер переворачивает мир не в иллюзорной, а непосредственно в физической реальности. Это видение, порожденное не то детскими сказками, не то приемом галлюциногенных веществ, сбивает зрителя с толку и призывает его забыть о привычных ожиданиях от мира, чтобы погрузиться в фантазию. Безусловно, художник выбрал мухоморы не только за декоративные свойства, но и за способность усиливать работу воображения.
Световая стена (Light Wall). 2000
Читать!
{-page-}
Полигон (Test Site). 2006
Читать!
Страница этой выставки на сайте «Тейт»
Зеркальная карусель (Mirror Carousel). 2005
Манеж, конструкция которого полностью покрыта зеркалами, вращается с исключительно медленной скоростью. Вместо головокружительного вихря этот «аттракцион» предлагает созерцательный и в чем-то меланхоличный опыт. Трансформируя восприятие времени и пространства, медленное перемещение по кругу подчеркивает каждый проходящий момент и каждый вновь открывающийся вид. Образы перемещаются из реального пространства в зеркальное отражение и обратно, превращаясь в подвижную картину. Существуют и другие карусели, созданные Хёллером. Сохраняя декорацию традиционных каруселей, они напоминают монументальные реди-мейды. Этой серии каруселей была посвящена выставка «Парк развлечений» (Amusement Park), прошедшая в 2006 году в MASS MoCA в США.
Вращающийся гостиничный номер (Revolving Hotel Room). 2008
Эту инсталляцию можно было не только увидеть днем в Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке, но и переночевать в ней, предварительно зарезервировав свой визит. Типичная меблировка гостиничного номера — кровать, стол со стулом, комод с мини-баром — расположена на трех стеклянных дисках, которые в свою очередь установлены на четвертый, большой диск. Каждый диск медленно вращается, так что расположение предметов постоянно меняется. Засыпая в этой вращающейся комнате, просыпаешься в той же кровати, но уже в иной, непредвиденной обстановке. О работе на сайте Музея Гуггенхайм.
Выставки
Из собственных выставок Хёллер порой тоже устраивает сбивающие с толку акции. Например, для экспозиции в нью-йоркской галерее Casey Kaplan в 2004 году было сделано два анонса: один сообщал о показе работ художника Карстена Хёллера (Carsten Höller), другой — художника Карстена Хёллера (Karsten Höller), но обе выставки были назначены на одно и то же время. Ту же игру с двумя возможными вариантами написания своего имени Хёллер продолжил в галерее Гагосяна в Лондоне (2007), выставку в которой он озаглавил «Carsten Höller & Karsten Höller». Выставка One Day One Day в Fargfabriken (Швеция, 2003 год) была объявлена как одно мероприятие. Однако к ней было издано два пресс-релиза, два разных приглашения, проведено два открытия, на которых были показаны две разные работы. На первом вернисаже публике представили «Световую стену» (Light Wall), которая на следующий день была заменена на «Фи-Стену» (Phi Wall) — другое произведение художника. А на персональной выставке в Музее современного искусства в Марселе (2004) Хёллер построил экспозицию так, что две ее части зеркально повторяли друг друга и соединялись 72-метровым темным коридором. Поэтому, когда зритель в конце коридора видел то же произведение, что и несколько минут назад в его начале, то был в полной растерянности: где же он в итоге оказался?
Критики о Хёллере
Те, кто пишет о Карстене Хёллере, часто вспоминают историю европейской и американской науки — например, уже упомянутого психолога Джорджа Страттона. Однако его также ставят в контекст сюрреализма, например Роже Кайуа, с его интересом к насекомым, к категории игры, к перцептуальной нестабильности. Обращение к мотиву игры и развлечения заставляет выдающегося американского теоретика Хала Фостера видеть в инсталляциях Хёллера продолжение традиции Эдуарда Мане, Сёра и в конечной перспективе Уорхола — художников, которые не убегали от капиталистического мира в нетронутый мир Таити, но тематизировали «пространства современности» — ярмарки, бары, карусели и цирковые арены. Фостер при этом понимает, что такой путь чреват и опасностью впасть в прославление этого развлекательного мира.
Карстен Хёллер в интернете
Карстен Хёллер в «Википедии».
Страница Карстена Хёллера
Читать!
Страница художника на сайте галереи Гагосяна и на сайте бельгийской Galerie Micheline Szwajcer.
Выставка Карстена Хёллера «Synchro System» в Фонде Прада (Fondazione Prada), 2000.
Также немного об этой выставке и представленных на ней произведениях.
Интервью по случаю выставки в Фонде Прада.
Интервью по случаю выставки в «Тейт Модерн» .
Сайт клуба Карстена Хёллера в Лондоне.
Статья о клубе.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
"Одна из идей ученого заключается во влиянии генов на окружение организма." - не наоборот ли?
-
Клевый арток.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444093
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340535
- 3. Норильск. Май 1268368
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897643
- 5. Закоротило 822057
- 6. Не может прожить без ирисок 781809
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758340
- 8. Коблы и малолетки 740750
- 9. Затворник. Но пятипалый 470871
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402850
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370316
- 12. Винтаж на Болотной 343189