Оцените материал

Просмотров: 51524

Джереми Деллер и его художественные разговоры с людьми

Елена Яичникова · 14/07/2009



4. Фольклорный архив (Folk Archive), 1999—2005

©  Courtesy British Council

Фольклорный архив. Молодые девушки, одетые под пожилых дам. 2000. Блэкпул

Фольклорный архив. Молодые девушки, одетые под пожилых дам. 2000. Блэкпул

Проект, реализованный Деллером вместе с художником и куратором Аланом Кейном (Alan Kane) — это внушительный архив фотографий и разнообразных предметов, связанных с современной британской народной культурой. В 1999 году, когда Британия готовилась к празднованию нового тысячелетия, художники задались вопросом о том, что представляет собой не официальная, а самая что ни на есть народная культура страны. Художники «пошли в народ», и получившийся «Фольклорный архив» — это и ответ на поставленный вопрос, и ода народному творчеству и изобретательности британцев.

В поле зрения Деллера и Кейна попали народные празднества с конкурсом гримас и бегом с горящей бочкой, карнавальные костюмы и самодельные рекламные вывески магазинов, роспись мотоциклов и грузовиков дальнобойщиков, тюремное творчество, политические транспаранты разного содержания и другие народные проявления протеста — от индивидуального недовольства жилищными условиями до массовых демонстраций. Но «сердце» этого архива — механический слон, созданный как замена живому для соседских детей. Деллер: «...Когда мы увидели слона Питера Клэра (...) мы оба поняли, что это исторический момент. Момент, который меняет твою жизнь — так это было невероятно… Это необъяснимо.

©  Courtesy British Council

Фольклорный архив. Том Харрингтон, Чемпион по рестлингу Камберленда и Вестморленда. Эгремонт, Камбрия, 1999

Фольклорный архив. Том Харрингтон, Чемпион по рестлингу Камберленда и Вестморленда. Эгремонт, Камбрия, 1999

В моем воображении возникли образы из Герберта Уэллса или из романов про Шерлока Холмса. Такой викторианский футуризм. Подумать только, этот человек построил его в сарае у себя в саду. К тому же потратил на него тысячи часов работы. И то, что им двигало, — это не деньги. Это был труд любви. Это нас и волнует на самом деле».

«Фольклорный архив» балансирует на грани художественного проекта и антропологического исследования, демонстрируя, как народная культура меняется, реагируя на социальные, технологические, культурные и политические изменения. Помещая в центр своего проекта феномен, который редко замечают как что-то достойное внимания и к современному искусству не причисляют, художники решились на смелый жест. Вопрос, который вызывает эта работа — о том, является ли это искусством, — затрагивает ключевую для философии искусства ХХ века проблему соотношения искусства и не-искусства, в очередной раз раздвигая границы современного искусства.

И все-таки, при всей серьезности поднятых вопросов, «Фольклорный архив» представляет собой веселую коллекцию в духе арт-брют, разглядывать которую оказывается большим удовольствием.

«Фольклорный архив» выставлялся много раз, в том числе в Барбикан-центре в Лондоне и в парижском Пале-де-Токио, и был почти целиком приобретен Британским советом в 2007 году. Ознакомиться с ним можно здесь. Виртуально пройтись по выставке, проходившей в Кунстхалле в Базеле, можно здесь.


5. От одной революции к другой (From One Revolution to Another), Пале-де-Токио, 2008

©  Dennis Hutchinson

От одной революции к другой. Известный рестлер «Exotic» (Эдрин Стрит) и его отец-шахтер. 1973. Южный Уэльс - Dennis Hutchinson

От одной революции к другой. Известный рестлер «Exotic» (Эдрин Стрит) и его отец-шахтер. 1973. Южный Уэльс

Осенью 2008 года Джереми Деллер выступил в качестве куратора, представив в Пале-де-Токио в Париже грандиозную по масштабу выставку «От одной революции к другой». Выставка стала собранием самостоятельных проектов, подготовленных Деллером в соавторстве с другими специалистами. Общая тема — переход от индустриальной революции к культурной. В разных секциях обширной выставки располагались шесть проектов, и каждый из них заслуживал особого внимания.

Во-первых, это проект Деллера «Все прочное растворяется в воздухе» (All that is Solid Melts into Air, название — известнейшая цитата из Карла Маркса), который проводит генеалогическую связь между индустриальной революцией и британской рок-музыкой с особым вниманием на глэм-роке. В отличие от «Духового эйсида» здесь Деллер не ограничился одной схемой и представил эту часть британской истории с 1760 до 2008 года в фотографиях и музейных предметах. На ключевой фотографии этого раздела британский герой-рестлер 1970-х годов Адриан Стрит в сценическом костюме глэм-рокового травести и гриме позирует рядом со своим отцом-шахтером на фоне лифта с ожидающими подъема горняками. Как поясняет Деллер, встреча этих двух миров стала возможна в результате перехода промышленной экономики к экономике услуг и развлечений, которая произошла на протяжении одного поколения.

Большую часть выставки занимал уже упоминавшийся «Фольклорный архив» Деллера и Кейна. Раздел, названный «Вильям Скотт. Хороший человек» (William Scott. Good Person), был посвящен кружку любительского творчества, чьи участники создают образы идеального города Слава Фриско (Praise Frisco). Еще одна секция выставки была посвящена транспарантам, изготовленным Эдом Холлом для различных социально-политических манифестаций. Следующий раздел был посвящен зарождению рок-музыки во Франции, а еще один, под названием «Звук в Z» (Sound in Z), был подготовлен директором «Термен-центра» при Московской консерватории Андреем Смирновым вместе с британским куратором Мэтью Прайсом и посвящен истории советской экспериментальной и электронной музыки. Подробнее о выставке — в интервью Смирнова, появившемся на OPENSPACE.RU почти год назад.

Выставка стала личным музеем, собранием тем и сюжетов, которые интересуют Деллера, а главной темой в очередной раз выступила взаимосвязь культурной жизни и искусства с социальными, политическими и экономическими реалиями.

Виртуально пройтись по выставке можно здесь .


6. Это то, что есть: разговоры об Ираке (It is what it is: Conversations about Iraq). 2009

©  Josh White

Джереми Деллер. Это то, что есть: разговоры об Ираке. 2009 - Josh White

Джереми Деллер. Это то, что есть: разговоры об Ираке. 2009

Самый последний и, наверное, самый противоречивый из всех проектов Деллера, при том что все предыдущие работы художника вызывали на редкость слаженную позитивную реакцию как широкой публики, так и профессионалов от мира искусства. На этот раз Деллер решил отказаться от экспонирования предметов в статусе искусства и в качестве своего проекта предложил обсуждение ситуации в Ираке. Дискуссии проходили прямо в выставочном пространстве, а их участниками стали зрители и приглашенные Деллером бывшие солдаты, журналисты, ученые и другие специалисты, как американцы, так и иракцы. Отдельные предметы, расположенные в пространстве выставки — искореженный в результате взрыва в Багдаде корпус машины, изображение наложенных друг на друга географических карт Ирака и США и сделанные в Ираке фото, — должны были способствовать дискуссии в качестве свидетелей истории, а не объектов искусства. Начавшись в Новом музее в Нью-Йорке, этот проект вместе с Деллером и тремя приглашенными им экспертами отправился в трехнедельный тур по разным городам США, прежде чем прибыть в музей Хаммер в Лос-Анджелесе и в Музей современного искусства в Чикаго.

Нужно отметить, что любимым делом Деллера всегда были разговоры с людьми. Идеи проектов приходят к нему за разговорами в пабе, как в случае с «Духовым эйсидом»; разговоры становятся источником проектов, как в «Битве в Оргриве»; разговоры выступают содержанием проектов, как в «Корзине памяти». Наверное, по этой же причине Деллер любит делать проекты в сотрудничестве с другими людьми.

Проект об Ираке — это не антивоенная выставка, а выставка о войне, в которой центральное место занимает общение. Деллер говорит: «Это о войне в той же мере, в какой военный музей посвящен войне. Но хороший военный музей нейтрален. Мы просто представляем информацию, насколько это возможно. Проект также обо всем, что окружает войну до и после. Люди, которые принимают участие в проекте, — носители опыта, а не мнения. Часто люди с наиболее твердым мнением — это те, у кого нет опыта». Цель проекта — воссоздать историю войны через свидетельства очевидцев, а не посредством массмедиа.

Вопросы у арт-критиков вызвали два момента — стремление Деллера оставаться нейтральным и его отказ причислять этот проект к искусству. И если одних установка художника на нейтральность скорее радует, то для других, среди которых Бен Дэвис из Village Voice, она оказывается «поиском политического баланса, а не правды». В свою очередь критик из журнала Frieze недоумевает, почему Деллер отказывается видеть в этом проекте искусство, считая, что тогда теория займет место, отведенное опыту и живому общению. Объяснить это противоречие можно, если увидеть в этом проекте Деллера очередное исследование, «разведку», которая, может быть, когда-нибудь примет художественную форму.

Сайт проекта находится здесь.

 

 

 

 

 

Все новости ›